Гонка #68: 30 мая 1958 года. "500 миль Индианаполиса". Индианаполис |
|
Поул | Дик Ратман (Watson Offenhauser) - 4.06,62 (234,92 км/ч) |
Лучший круг | Тони Беттенхаузен (Epperli Offenhauser) - 1.02,37 (232,23 км/ч) |
Победитель | Джимми Брайан (Epperli/Salih Offenhauser) - 3:44.13,80 (215,32 км/ч) |
Гонка в Индианаполисе таила в себе невероятную интригу: на первых тренировках, традиционно проходящих за много недель до самой гонки, за руль сел пятикратный чемпион Формулы 1 Хуан-Мануэль Фанхио! 46-летний Маэстро признался журналистам, что всегда хотел попробовать себя в знаменитой американской гонке, и выразил уверенность, что сможет пробиться на старт сквозь квалификационное сито.
Однако первые же тренировки показали, что ветерану не так просто освоиться на овале, где важно лишь до отказа нажимать педаль акселератора да время от времени поворачивать налево. За рулем прошлогоднего Curtis Craft Фанхио выглядел не слишком быстро – к тому же после одной из ошибок едва не угодил в аварию. Бросив на прощанье "Адьос!", Хуан-Мануэль был таков.
Гонка же началась с серьезной аварии: ещё до конца первого круга занимавший второе место Эд Элисиан не справился с управлением, его закрутило, что привело к столкновению с участием 15 машин. В то время в Индианаполисе еще не требовалось использовать в конструкции шасси дугу безопасности за головой пилота, потому кумир болельщиков Пэт О'Коннор, чья машина перевернулась, погиб на месте.
Джимми Брайан смог в суматохе захватить лидерство, и хотя на первой половине дистанции соперники порой обходили американца, ему всякий раз удавалось восстанавливать статус-кво. А после быстрого пит-стопа преимущество Брайана лишь выросло, и на протяжении финальных 75 кругов он неизменно занимал первую позицию.
Следом за лидером мчался Джордж Амик, но в его команде решили, что для дебютанта "500 миль", стартовавшего лишь 25-м, гарантированное второе место будет куда важнее погони за победой, которая вполне могла закончиться ошибкой.
Интересно... |
|
Джимми Брайан привел к победе тот самый автомбиль Epperli Offenhauser, на котором годом ранее в Индианаполисе победил Сэм Хэнкс. Команда Джорджа Салиха даже не стала его перекрашивать. |
Эй-Джей Фойт
Среди тех, кто вышел на старт "пятисотки" в 1958-м, был и совсем юный техасец Энтони Джозеф Фойт. Тогда никто и предположить не мог, что 23-летний гонщик, которому в дебюте не удалось добраться до финиша, в будущем станет одной из легенд мирового автоспорта, чья карьера продлится невероятные четыре десятилетия.
Перечисление побед и регалий американца займет бесконечно много места, достаточно сказать, что никому более не удавалось одновременно выигрывать суточные марафоны в Ле-Мане и Дайтоне, 500-мильную гонку IndyCar в Индианаполисе и аналогичные по протяженности соревнования NASCAR в той же Дайтоне. А в "Инди-500" Эй-Джей выступал на протяжении 35 лет кряду, став первым, кому удалось четырежды выиграть на "старой кирпичнице".
Фойт никогда не стремился попробовать свои силы в Формуле 1, но если учесть, что часть из 159 своих побед американец одержал в гонке спортивных машин (которые, как известно, проходят, на трассах с правыми и левыми поворотами), можно предположить, что он не затерялся бы и в Больших Призах. Набравшись опыта, Энтони Джозеф основал собственную команду, цвета которой поначалу защищал сам, а потом передал эстафету молодому поколению. А гоночная династия, основанная Фойтом, продолжается уже третье поколение.
В 1991 году, когда ему было уже без малого 60 лет, Эй-Джей продемонстрировал, что по-прежнему быстр, показав второе место на квалификации в Индианаполисе. А в последний раз американец вышел на старт и вовсе в 1997-м. Сейчас ему уже 85, но он уверенно стоял на командном мостике, пока не разменял девятый десяток. А тот факт, что в далёкие 50-е годы 500-мильные соревнования в столице штата Индиана входили в календарь чемпионата мира, дают нам основание считать Фойта пилотом Формулы 1. Не слишком успешным, правда – но стоит ли в данном случае вдаваться в детали?