В 1970 году жизнь в Скудерии начинает налаживаться: деньги FIAT позволили конструкторам почувствовать себя свободнее, а результаты улучшались и в чемпионате спорткаров, и в Формуле 1. В команду вернулся Жаки Икс, а начиная с пятого этапа его напарником становится швейцарец с итальянскими корнями Клей Регаццони.
На смену модели 312 F1 приходит 312 B. Литера «B» в индексе модели означает boxer – так в Европе называли классические оппозитные двигатели, где каждый цилиндр имеет свою «пару», расположенную напротив, и их поршни движутся в противоположных направлениях (то навстречу, то друг от друга). Это первый boxer в истории Ferrari – предыдущие двигатели с оппозитным расположением цилиндров работали по схеме V-образных моторов.
Новый мотор был сделан Форгьери с чистого листа как раз за время его ссылки в Модену, и оказался очень мощным. Кроме того, оппозитная схема имела более низкий центр тяжести, чем у V-образных моторов, что тоже помогло Скудерии. В остальном машина не сильно отличается от прошлогодней – Форгьери по-прежнему противится переходу на шасси типа монокок, и команда вновь использует промежуточный вариант с трубчатой рамой, усиленной алюминиевыми панелями.
Ferrari 312 B
В Ferrari, наконец, переворачивают страницу. Сделка с FIAT и появление новых экономических ресурсов в конце 1969 года материализуются в создание 312 B и прежде всего – беспрецедентного 12-цилиндрового трёхлитрового двигателя типа boxer.
Разработанный Мауро Форгьери, 312 B – это первый горизонтально-оппозитный двигатель Ferrari объёмом 3 литра с противостоящими друг другу цилиндрами (отсюда и название boxer). Этот мотор не только обеспечил на выходе 460 л.с. при 12000 об/мин, но и позволил значительно снизить центр тяжести машины.
В остальном это достаточно стандартная для того времени модель с кузовом типа полумонокок классической сигарообразной формы, двумя маленькими крылышками в носовой части и задним антикрылом, прикреплённым к дуге безопасности позади кокпита, над двигателем. Масляные радиаторы размещены в двух специальных обтекателях позади задней колёсной оси, а водяные – в носовой части.
После кропотливой работы по настройке шасси (312 B должна была дебютировать в Монце в 1969 году с Крисом Эймоном, но новозеландец посчитал её слишком сырой) и нескольких неудач в начале сезона 1970 года, начиная с Гран При Германии эффективность Ferrari 312 B росла в геометрической прогрессии. Обновлённый состав пилотов, в который вошли Жаки Икс и швейцарец Клей Регаццони, доминировал в финале сезона, и бельгийцу лишь немного не хватило для завоевания титула после гибели Йохена Риндта в Монце.
Результаты выступлений Ferrari 312 B в гонках Формулы 1
В 1970 году Ferrari не слишком удачно начинает сезон – на трёх первых этапах Жаки Икс представляет команду в одиночку и во всех трёх сходит с дистанции. На четвёртом Гран При в Бельгии к Иксу присоединяется пилот Ferrari из программы спорткаров Игнацио Джунти, для которого это дебют в Формуле 1, и как ни странно, именно он приносит Скудерии первые очки в чемпионате, заканчивая гонку четвёртым, несмотря на технические проблемы и разворот.
На последующих Гран При за команду, помимо Икса, выступают то Джунти, то Регаццони, то оба сразу, а результаты постоянно растут. К концу сезона Ferrari выходит на пик формы, и в этот момент, на Гран При Италии в Монце, погибает лидер чемпионата Йохен Риндт из Lotus. Чтобы опередить его, Иксу нужно выиграть все три оставшиеся гонки, но осечка в США, где бельгиец стартовал с поула и был самым быстрым на трассе, однако потерял время из-за утечки топлива, не позволяют ему это сделать. Риндт становится чемпионом посмертно, а Икс и Регаццони занимают второе и третье места в чемпионате.
В 1971 году Скудерия начинает с той же машиной, и в первой же гонке сезона Марио Андретти одерживает на ней победу. В дальнейшем 312 B используется ещё несколько раз вплоть до самого конца сезона, но уже не может похвастать высокими результатами. Тем не менее, эта модель становится самой успешной для Ferrari за многие годы.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1970 | 13 | 25 | 5 | 4 | 1 |
1971 | 5 | 9 | 1 | 1 | 1 |