Гонка #754: 23 апреля 2006 года. Гран При Сан-Марино. Имола |
|
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari 248 F1) - 1:22,795 (215,622 км/ч) |
Лучший круг | Фернандо Алонсо (Renault R26) - 1:24,569 (211,099 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari 248 F1) - 1:31:06,486 (202,322 км/ч) |
В 2006 году произошло множество изменений. Самым значительным из них стала новая формула двигателя: на смену трёхлитровым 10-цилиндровым моторам пришли 2,4-литровые V8. Запрет на смену шин по ходу гонки отменили – всего через год после введения. В очередной раз изменился формат квалификации – на этот раз на привычную нам сегодня нокаут-систему из трёх сессий.
Не менее значительные перемены произошли и в составе участников. Команду Jordan ещё в начале предыдущего сезона выкупила канадская компания Midland, основанная выходцами из Советского Союза Алексом Шнайдером и Эдуардом Шифриным, но менять название к тому моменту оказалось уже слишком поздно. Зато в 2006 году она вышла на старт под названием Midland F1.
Сразу две команды попали под контроль автопроизводителей. Так, Honda окончательно выкупила BAR и переименовала её в Honda Racing F1 Team. В BMW поняли тщетность попыток установить полный контроль над Williams, разорвали с Фрэнком Уильямсом отношения и купили 80% акций Sauber. И хотя официально команда получила название BMW Sauber, фактически она превратилась в заводскую команду немцев.
Как обычно, в межсезонье не утихали разговоры о возможном банкротстве Minardi – особенно в свете многочисленных изменений регламента. Организаторы, с разрешения остальных участников чемпионата, пошли навстречу итальянской команде, разрешив ей и дальше использовать моторы V10. Однако незадолго до начала сезона Minardi обрела нового собственника – её выкупил концерн Red Bull, переименовав в Toro Rosso. При этом право использовать 10-цилиндровые двигатели за ней сохранилось, что вызвало возмущение некоторых конкурентов.
Наконец, незадолго до начала чемпионата к нему присоединилась и команда Super Aguri, которую возглавил бывший пилот Формулы 1 Агури Сузуки. Этот дебют стал возможен во многом благодаря поддержке Honda, и Super Aguri нередко называли второй командой японской корпорации. Разумеется, построить свою машину у Сузуки возможности не было, и они вышли на старт на слегка обновлённых шасси Arrows A23 2002 (!) года, в которые установили моторы Honda. Пилотами команды стали два японца, опытный Такума Сато и 31-летний дебютант Юдзи Иде.
Но несмотря на многочисленные перемены, сезон 2006 года начался так же, как и предыдущий – победами Renault. Пилоты команды выиграли три первые гонки чемпионата – дважды на верхнюю ступеньку подиума поднимался Фернандо Алонсо, ещё один раз – Джанкарло Физикелла. На счету Михаэля Шумахера к четвёртому этапу было лишь одно второе место в Бахрейне и шестое – в Малайзии.
Гонка на итальянской трассе в Имоле, традиционно носившая название Гран При Сан-Марино, открывала европейскую часть сезона, и все, кто провёл первые гонки неудачно, надеялись тут изменить ход чемпионата. В их числе была и команда Ferrari – тем более, что добиться успеха на автодроме, носящем имя Энцо и Дино Феррари, в Скудерии всегда считалось особенно почётным. К тому же, этот Гран При Сан-Марино был последним.
Серьёзность своих намерений Шумахер продемонстрировал уже на свободных заездах, показав лучшее время в двух тренировках из трёх. Аналогичным образом сложилась и квалификация – если в первой сессии Михаэль не особенно напрягался, то во второй и третьей уверенно превзошёл всех конкурентов. Он завоевал 66-й поул в карьере и вышел по этому показателю на единоличное первое место в истории.
Некоторой неожиданностью стало сильное выступление пилотов Honda – Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло заняли в квалификации второе и третье место. Четвёртым оказался ещё один пилот Ferrari Фелипе Масса. Представители Renault выступили неудачно: Фернандо Алонсо начинал гонку лишь с пятой позиции, а его напарник, Джанкарло Физикелла, и вовсе не попал в десятку лучших.
На старте в лидирующей группе произошло только одно значительное изменение – Баррикелло пропустил Массу и Алонсо. Но практически сразу на трассу выехал автомобиль безопасности. В повороте Villeneuve произошла серьёзная авария – Юдзи Иде поддел Midland Кристиана Алберса, машина голландца вылетела с трассы и несколько раз перевернулась, замерев в зоне безопасности вверх колёсами.
Алберс не пострадал, а Иде, как ни странно, сменив обтекатель, смог даже продолжить гонку, хотя на середине дистанции всё же сошёл. После финиша стюарды вынесли японцу предупреждение, но в команде его наказали куда более сурово. После консультации с FIA, Юдзи перевели в тест-пилоты, а его место занял Фрэнк Монтаньи. Чуть позже суперлицензия Иде была аннулирована, так что больше на старт Гран При он не выходил.
Проведя на трассе два круга, автомобиль безопасности вернулся на пит-лейн, гонка рестартовала. На 14 круге нашла своё объяснение скорость Honda в квалификации – сначала Баррикелло, а затем и Баттон отправились в боксы, так как у них заканчивалось топливо. Столь ранний пит-стоп стоил им дорого – оба потеряли много позиций. На 19-м круге свернул в боксы Масса, на 20-м – Шумахер. Алонсо продержался на трассе до 25-го, благодаря чему вышел на второе место.
А вот дальше события развивались весьма любопытным образом – впоследствии они разбирались множество раз, в том числе и нами. Шумахер после пит-стопа показывал неплохую скорость, но после того, как Алонсо тоже отправился в боксы, времена немца на круге заметно упали. Он ехал всё медленнее, уступая Фернандо по полторы секунды. Наконец, на 34-м круге Алонсо догнал лидирующую Ferrari, попытавшись атаковать. Но обгонять в Имоле всегда было непросто, и тем более – когда перед тобой Михаэль Шумахер.
Несмотря на все старания Фернандо, он девять кругов провёл за спиной семикратного чемпиона мира, и всё это время Шумахер проезжал круги за 1:27,500 – 1:28,000 (однажды даже за 1:28.840). Наконец, в боксах Renault не выдержали и позвали Алонсо на второй пит-стоп, хотя топлива в баках его машины оставалось ещё много, гораздо больше, чем у Михаэля.
Идея состояла в том, что даже после дозаправки, на свежих шинах и оказавшись на свободной трассе, Алонсо сможет ехать гораздо быстрее, чем Шумахер, и за счёт этого выйдет вперёд. Однако как только испанец свернул на пит-лейн, Михаэль тут же резко поднял темп, проехав круг за 1:25,737!
Это было не только намного лучше, чем на протяжении 17 предыдущих кругов, но и почти на секунду быстрее, чем первые круги Алонсо после пит-стопа. В результате, когда кругом спустя Шумахер заехал в боксы, несмотря на то, что его остановка длилась дольше (в баки его машины нужно было залить больше топлива), пилот Ferrari вернулся на трассу лидером. Гонка оказалась выиграна.
В Ferrari так и не признались, было ли произошедшее тактической задумкой, чтобы заставить Алонсо раньше поехать в боксы, или просто стечением обстоятельств. По официальной версии, у Шумахера на втором отрезке гранулировались шины, однако в команде не объяснили, как при этом Михаэлю удалось в конце того же отрезка ехать на полторы секунды быстрее, чем в середине. Отвечая на многочисленные вопросы после финиша, руководитель Скудерии Жан Тодт описывал ситуацию в весьма туманных выражениях, наподобие «Я уверен, что у Михаэля действительно были проблемы с машиной» и «Я знал, что он сможет прибавить в конце отрезка».
Так или иначе, это был первый большой успех Шумахера и Ferrari за очень продолжительный период. В прошлый раз он стоял на верхней ступеньке подиума почти год назад, в Индианаполисе, где в гонке участвовало только шесть машин. А последнюю «чистую» победу он до этого одержал в 2004 году. Лидерство в чемпионате сохранил Алонсо, и отрыв его всё ещё был велик, но теперь стало очевидным, что Шумахер способен навязать ему борьбу.
На третье место в гонке пробился Хуан-Пабло Монтойя на McLaren – он стартовал седьмым, но благодаря удачной тактике постепенно пробивался вперёд. Далее финишировали Масса, Райкконен и Уэббер. Дженсон Баттон в итоге оказался лишь седьмым – помимо неудачной стратегии с тремя остановками, англичанину помешал ещё и инцидент на втором пит-стопе, когда он слишком рано рванул на трассу, оторвав шланг заправочной машины. Тем не менее, он опередил своего напарника, Баррикелло, закончившего гонку лишь на 10-м месте.