Гонка #107 : 21 июля 1962 года. Гран При Великобритании. Эйнтри |
|
Поул | Джим Кларк (Lotus-Climax) – 1:53,6 (153 км/ч) |
Лучший круг | Джим Кларк (Lotus-Climax) – 1:55,0 (151,137 км/ч) |
Победитель | Джим Кларк (Lotus-Climax) – 2:26:20,8 (148,456 км/ч) |
Гоночных трасс в Великобритании всегда хватало – Бруклэндс, Гудвуд, Донингтон, Сильверстоун, Эйнтри, Брэндс-Хэтч. С пятидесятых автодром в Сильверстоуне контролировал Британский клуб гонщиков (BRDC), а в Эйнтри – Британский автомобильный гоночный клуб (BARC), и с 1954 года они договорились принимать Гран При Великобритании по очереди.
В 1961 году гонка прошла в Эйнтри, так что в 1962-м была очередь Сильверстоуна, но второй раз подряд национальный Гран При, несмотря на протесты BRDC, принимал Эйнтри. Впрочем, это мало чем помогло автодрому – для трассы под Ливерпулем это была последняя гонка Формулы 1.
В чемпионате, тем временем, событий тоже хватало. На предыдущую гонку во французском Руане, четвёртый этап сезона, команда Ferrari приехать не смогла, так как в Италии вновь проходила масштабная забастовка рабочих. Пропуск Гран При нанёс серьёзный удар по позициям Скудерии в Кубке конструкторов, но ещё хуже было то, что хотя забастовка закончилась, она помешала подготовке к Гран При Великобритании, так что в Эйнтри Ferrari привезла только одну машину, за руль которой сел Фил Хилл.
В Porsche, напротив, царило воодушевление. В Руане команда одержала первую победу в своей истории, а спустя неделю укрепила этот успех, выиграв внезачётный Гран При Солитюд, проходивший неподалёку от домашнего для них Штутгарта – оба раза победителем стал Дэн Гёрни.
Ещё одним следствием гонки в Руане стало отсутствие на стартовой решётке команды Walker Racing. Её единственный пилот, Морис Тринтиньян, уже после финиша французского Гран При столкнулся с Тревором Тейлором, и машина оказалась так сильно повреждена, что отремонтировать её за эти две недели команда не смогла. А Джон Кэмпбелл-Джонс отказался от участия в гонке, не восстановившись от травм, полученных в Солитюде.
Гонка в Эйнтри проходила в субботу, так что квалификационные заезды состоялись в четверг и пятницу. Долгое время на них лидировал Джон Сёртиз, выступавший за Yeoman Credit Racing на Lola-Climax. В пятницу утром он проехал круг за 1:54,2. Джим Кларк, как обычно, в двух первых сессиях на трассе почти не появлялся. И только под конец дня он выехал из боксов на боевую попытку – 1:53.6. Никто из конкурентов противопоставить такому результату ничего не смог.
На старте Кларк захватил лидерство и умчался вперёд. Сёртиз сохранил второе место, а вот на третье вышел Гёрни, в то время как стартовавший с этой позиции Иннес Айрленд из Lotus остался на решётке из-за неполадок с коробкой передач – она застряла на нейтрали.
В Porsche третьему месту тоже радовались не так уж долго – после десяти первых кругов машина Гёрни начала терять темп, и его опередил сначала Брюс Макларен, потом Ричи Гинтер, а затем и Джек Брэбэм. А на 25-м круге его напарнику Йо Бонье пришлось свернуть в боксы и в конечном счёте сойти из-за проблем со сцеплением.
В группе лидеров до финиша никаких перестановок больше не произошло. Джим Кларк уверенно выиграл гонку, опередив Сёртиза на 49 секунд. Для Джона, однако, это тоже был большой успех, ведь он оказался в тройке лучших впервые с Гран При Великобритании 1960 года, а для шасси Lola этот подиум и вовсе оказался первым. Третье место Брюса Макларена позволило ему немного сократить отставание от лидера чемпионата, Грэма Хилла, финишировавшего одной позицией ниже – правда, теперь их в личном зачёте разделял Кларк.
Дэн Гёрни из-за всё хуже и хуже работавшего сцепления к концу гонки опустился на девятое место и очков не заработал – победа Porsche в Руане так и останется единственной за всю историю их выступлений. Единственная Ferrari Фила Хилла прекратила борьбу на 47-м круге из-за отказа двигателя. А вот Иннес Айрленд в итоге всё же смог финишировать, хоть и с отставанием в 14 кругов – всю гонку он проехал на двух передачах – на четвёртой и пятой.
Кларк одержал вторую победу в чемпионате, и это был для него только второй результативный финиш в сезоне – надёжность не относилась к сильным сторонам Lotus. Тем не менее, теперь у него появились шансы на титул – Хиллу он уступал всего одно очко.
Лучший круг в гонке тоже показал Кларк, а благодаря лидированию от старта и до финиша шотландец завоевал свой первый «Большой шлем». В будущем это войдёт у него в привычку – до своей гибели Кларк успеет заработать их восемь – почти вдвое больше, чем у кого-либо в истории Формулы 1.