Гонка #39 : 22 августа 1954 года. Гран При Швейцарии. Бремгартен |
|
Поул | Хосе-Фройлан Гонсалес (Scuderia Ferrari) – 2:39,5 (164,3 км/ч) |
Лучший круг | Хуан-Мануэль Фанхио (Mercedes) – 2:39,7 (164,1 км/ч) |
Победитель | Хуан-Мануэль Фанхио (Mercedes) – 3:00.34,5 (159,7 км/ч) |
Интрига сезона 1954 года не слишком отличалась от предыдущего – с той лишь разницей, что теперь на трассах доминировал не Альберто Аскари, а Хуан-Мануэль Фанхио. В межсезонье великий аргентинец подписал контракт с Mercedes, и ему не помешало даже то, что немцы не успели подготовить машину к началу сезона – на двух первых (не считая гонки в Индианаполисе) этапах он выступал за Maserati и выиграл оба!
Знаменитая сегодня Mercedes W196 была готова к Гран При Франции, на ней Фанхио продолжил побеждать и к швейцарскому этапу – седьмому из девяти – лидировал с большим отрывом. Его главным конкурентом оказался соотечественник и бывший напарник по Maserati Хосе Фройлан Гонсалес, теперь выступавший за Ferrari. Он всё ещё мог выиграть чемпионат, но для этого ему нужно было побеждать во всех трёх оставшихся гонках, да ещё и зарабатывать дополнительные очки за лучшие круги.
Ещё одной интригой швейцарского Гран При стал ожидавшийся дебют Lancia – за руль должны были сесть Луиджи Муссо и действующий чемпион мира Альберто Аскари, но в итоге дебют не состоялся – итальянцы провозились со своей революционной D50 до последней гонки сезона.
Что касается Maserati, то в отличие от Фанхио, ни Онофре Маримону, ни тому же Аскари, коротавшему там время в ожидании машины, не удавалось заставить новую 250F побеждать. А на предыдущем этапе в Германии Маримон погиб. Вместо него в команду пригласили молодого Стирлинга Мосса, который до тех пор выступал лишь на отдельных этапах в частных командах, но уже успел проявить себя – в частности, поднявшись на подиум в Бельгии.
В те времена Гран При Швейцарии проводился регулярно, начиная ещё с тридцатых годов, и неизменно входил в календарь первых чемпионатов мира. Гонки всегда проходили на трассе Бремгартен, неподалёку от Берна. Семикилометровое кольцо было построено для мотогонок, но быстро приглянулось и автогонщикам.
Это была вполне типичная для того времени скоростная трасса практически без прямых, состоящая из сплошных быстрых поворотов, очень опасная, с плохой видимостью из-за окружающих деревьев. Первую жизнь трасса забрала уже на дебютном Гран При Швейцарии в 1934 году, когда на последнем круге гонки здесь погиб пилот Maserati Хью Хэмилтон.
Свой опасный характер Бремгартен подтвердил уже на тренировках – Робер Манзон, впервые севший за руль новой Ferrari 553 в заводской команде Скудерии, попал в тяжёлую аварию и вынужден был пропустить всю оставшуюся часть уик-энда. Впрочем, француз восстановился к следующему этапу, продолжил выступления, а умер в 2015-м, в 97 лет.
Тем временем напряжённая борьба за победу в квалификации развернулась между двумя аргентинцами и лидерами чемпионата, Фанхио и Гонсалесом. Верх взял Гонсалес – это был его единственный поул в сезоне и всего второй, выигранный кем-то, кроме Фанхио. Маэстро, впрочем, уступил всего 0,2 секунды – редкий для тех времён случай. Третье время показал Мосс, но он проиграл уже почти две секунды.
Однако старт выиграл Фанхио, немедленно умчавшись вперёд. За его спиной шла напряжённая борьба за вторую позицию – сначала её занимал Гонсалес, которого на третьем круге опередил Мосс. Ещё через несколько кругов Стирлинга догнал Майк Хоторн на Ferrari, британцы начали отчаянную борьбу между собой, но победителя в этой дуэли выявить не удалось – сначала отказал масляный насос на машине Мосса, затем возникла утечка масла у Хоторна. Оба пилота сошли.
На второе место вернулся Гонсалес, но о борьбе за победу говорить не приходилось. Фанхио оказался намного быстрее и к финишу довёл преимущество над соотечественником почти до минуты. Финишировавший третьим напарник Фанхио Ханс Херманн проиграл ему более круга (это был последний подиум в карьере немца). Дополнительное очко за лучший круг тоже досталось Маэстро.
Таким образом, борьба за чемпионат была окончена. Фанхио гарантировал себе титул и стал двукратным чемпионом мира, повторив установленное годом ранее достижение Аскари. Повторил он и ещё один его рекорд – по числу побед за карьеру. На счету Фанхио, как и Аскари, теперь их было 12 (не считая внезачётных Гран При). Впереди, впрочем, у аргентинца их было ещё столько же.
А вот для трассы Бремгартен эта гонка оказалась последней. В дальнейшем Гран При Швейцарии проводился ещё дважды и один раз даже входил в зачёт чемпионата мира, но оба раза – во Франции, в Дижоне. Причиной стала вовсе не опасность сверхскоростных виражей автодрома под Берном, а чудовищная авария в Ле-Мане 1955 года. После неё в Швейцарии запретили проводить гонки на своей территории – только в последние годы этот запрет получил послабление.