Гонка #178 : 6 июля 1969 года. Гран При Франции. Клермон-Ферран |
|
Поул | Джеки Стюарт (Matra) – 3:00,6 (160,565 км/ч) |
Лучший круг | Джеки Стюарт (Matra) – 3:02,7 (158,719 км/ч) |
Победитель | Джеки Стюарт (Matra) – 1:56:47,4 (157,251 км/ч) |
Французских команд в истории Формулы 1 хватало, французских производителей шасси – тоже, но мало кто из них смог добиться успеха и оставить своё имя в истории. И в этом списке отдельной строкой стоит Matra (акроним Mécanique Aviation Traction) – малоизвестный сегодня производитель автомобилей из Парижа, выступавший в чемпионате мира несколько лет. На счету машины Matra есть уникальное достижение – это единственное созданное на территории Франции шасси, побеждавшее в чемпионате мира.
О первом выступлении Matra в Формуле 1 на Гран При Монако 1967 года мы недавно рассказывали, но по сути это была машина Формулы 2. Однако уже в следующем году состоялся полноценный дебют нового шасси, с собственным двигателем Matra V12. Одновременно машины Matra поставлялись и «полузаводской» команде Matra International, которой руководил Кен Тиррелл, и где на них ставились моторы Cosworth V8.
Результаты оказались явно не в пользу заводской команды – за весь сезон пилоты Matra Sports заработали всего восемь очков, в то время как команда Тиррелла одержала три победы и принесла Matra-Ford третье место в Кубке конструкторов. Так что в 1969-м французы отказались от собственной команды и предпочли сосредоточиться на поддержке Matra International. Это принесло им успех – пилот команды Тиррелла, Джеки Стюарт, доминировал по ходу чемпионата.
Гран При Франции был пятым этапом чемпионата, и проходил на трассе Шарад неподалёку от Клермон-Феррана. Это был всего лишь второй Гран При на этой трассе – первый состоялся в 1965 году, и по ходу уик-энда здесь доминировал Джим Кларк, завоевавший «Большой шлем». Тогда трасса пилотам очень понравилась, её называли «французским Нюрбургрингом», хотя инфраструктура оставляла желать лучшего. Приехав сюда в 1969 году, участники чемпионата обнаружили, что с тех пор мало что изменилось.
Команда MRD (так теперь называлась Brabham) выставила на старт только одну машину – за руль сел Жаки Икс. Что касается Джека Брэбэма, то он тоже приехал в Клермон-Ферран, но на костылях – неделей раньше на тестах в Сильверстоуне он попал в крайне опасную аварию и сломал лодыжку. Так что во Франции выступал только в роли руководителя команды.
Исчезновение заводской команды Matra означало ещё и то, что и без того небольшое число команд, использовавших какие-то другие двигатели, кроме Cosworth DFV, ещё более сократилось. По сути, их осталось всего две – BRM и Ferrari. Но Скудерия на протяжении почти всего сезона использовала только одну машину, а BRM из-за организационных проблем во Францию вообще не приехала, так что Ferrari Криса Эймона оказалась единственной в заявочном листе гонки, на которой был установлен не DFV.
Другое веяние того времени – полноприводные машины. Многим конструкторам тогда это направление казалось очень перспективным, так что разработка подобных шасси шла сразу в нескольких командах. На Гран При Франции за руль полноприводной версии машины Lotus 63 должен был сесть Джон Майлс, тогда как основные пилоты, Грэм Хилл и Йохен Риндт, пилотировали проверенную Lotus 49B.
Привёз в Клермон-Ферран полноприводную машину, Matra MS84, и Кен Тиррелл. На тренировках её опробовал Джеки Стюарт, но по сравнению с обычной MS80 она была неконкурентоспособна – шотландец проигрывал на ней собственному времени четыре секунды. От использования полноприводной версии в гонке пришлось отказаться. Тем не менее, хотя Стюарт в квалификации проехал на обычной машине не так много кругов, это не помешало ему завоевать поул, опередив ближайшего из преследователей, Денни Халма на McLaren, почти на две секунды.
Третье время показал Йохен Риндт. С точки зрения скорости его Lotus был очень хорош, и в трёх гонках, в которых он участвовал (Гран При Монако Риндт пропустил из-за травмы), австриец завоевал два поула, но ни разу не добрался до финиша, так что приехал во Францию с нулём очков. По ходу квалификации Йохен оказался единственным, кто был способен тягаться со Стюартом в скорости, но уже в первый день почувствовал, что в бесконечных поворотах Шарад его тошнит.
Четвёртым стартовал Жаки Икс на Brabham, пятым, к радости местной публики, ещё один пилот Matra Жан-Пьер Бельтуаз. Единственная Ferrari Криса Эймона оказалась на шестой позиции, впереди Брюса Макларена, Грэма Хилла и Йо Зифферта. Всего в гонке приняли участие 13 машин, и последняя из них, старая частная Brabham под управлением Сильвио Мозера, уступила лидеру 14 секунд.
Первая с 1961 года гонка для полноприводной машины закончилась очень быстро – после единственного круга Джон Майлс вернулся в боксы Lotus после отказа топливного насоса. Старт уверенно выиграл Стюарт, и уже на первом круге он оторвался от Халма на секунду. После этого шотландца, в общем-то, больше никто из соперников не видел – он умчался вперёд, и не предпринимая каких-то сверхусилий, уверенно контролировал ход гонки. Вся борьба в гонке свелась к битве за второе место.
Поначалу его удерживал Халм, а новозеландца преследовали Икс, Риндт, Эймон, Хилл и Бельтуаз. Француз, однако, тут же начал героический прорыв наверх, и всего за четыре круга опередил и Хилла, и Эймона, после чего устремился в погоню за Риндтом. Австриец по-прежнему страдал от «морской болезни» – у него кружилась голова, так что он не мог ехать в полную силу.
На 12-м круге Халму пришлось отправиться в боксы – сломался стабилизатор поперечной устойчивости. Команде удалось справиться с поломкой, но на это ушло пять минут, так что новозеландец безнадёжно отстал. А спустя ещё пару кругов Риндт, состояние которого ухудшалось, уступил третью позицию бескомпромиссной атаке Бельтуаза. Мучения Риндта продолжались до 23 круга, когда он, наконец, сдался и свернул в боксы. У австрийца уже двоилось в глазах – оставаться на трассе было слишком опасно.
Таким образом, в сражении за вторую позицию принимали участие теперь только двое – Икс и Бельтуаз. Четвёртым ехал Макларен, но симптомы «морской болезни» начались и у него, так что новозеландцу было не до борьбы за подиум. А вот Бельтуаз на родной для себя и своей машины трассе летел, как на крыльях. На протяжении практически половины дистанции он вплотную преследовал Икса, ища возможность для атаки.
Однако на узкой и извилистой трассе опередить соперника было непросто – если он не допустит ошибку. А Икс ошибок не допускал, и уверенно сдерживал соперника круг за кругом. Пару раз ему даже удавалось немного оторваться от Бельтуаза, но затем тот вновь сокращал отставание и буквально дышал в спину бельгийцу.
Развязка наступила на последнем, 38-м круге. На спуске к Gravenoire Икс немного ошибся и задел гравий. Чтобы избежать разворота, ему пришлось сбросить скорость, и этим тут же воспользовался Бельтуаз. Но Икс не сдавался и контратаковал! Джеки Стюарт уже пересёк линию финиша, но 60 тысяч зрителей с напряжением следили за тем, что происходило почти в минуте позади него.
Теперь уже Икс пытался опередить соперника в последнем повороте, но Бельтуаз умело оборонялся, блокируя выход. Икс перекрестил траекторию и до упора нажал педаль газа, но уже слишком поздно. Бельтуаз пересёк линию финиша всего на 0,2 секунды раньше, чем принёс Matra и Тирреллу первый дубль в истории, да ещё и на французской трассе.
На следующий день французская пресса не скупилась на похвалы своему пилоту, утверждая, что его второе место «равносильно победе». Это, конечно, было не вполне справедливо по отношению к Стюарту. Джеки провёл безупречную, хотя и вовсе не беспроблемную гонку. В конце дистанции запас топлива на его машине упал до критического минимума, и Кен Тиррелл даже начал готовить дозаправку.
Джеки сбросил скорость, но всё равно выиграл с подавляющим преимуществом. За ним же остался и лучший круг гонки, так что шотландец завоевал первый в карьере «Большой шлем», убедительно продемонстрировав, что у погибшего годом раньше Джима Кларка есть достойный наследник.