Гонка #119 : 6 октября 1963 года. Гран При США. Уоткинс-Глен |
|
Поул | Грэм Хилл (BRM) – 1:13,4 (181,520 км/ч) |
Лучший круг | Джим Кларк (Lotus-Climax) – 1:14,5 (178,840 км/ч) |
Победитель | Грэм Хилл (BRM) – 2:19:22,1 (175,267 км/ч) |
В 1963 году Гран При США проводился в Уоткинс-Глен в третий раз подряд, но команда Ferrari приехала сюда впервые. Прежде Скудерия, по разным причинам, игнорировала американский этап – в основном из-за того, что он, как правило, завершал сезон, а за победу в чемпионатах Ferrari всё равно не боролась, так что итальянцы предпочитали не тратиться на трансатлантические перелёты. Даже несмотря на то, что в их составе выступал первый американский чемпион мира Фил Хилл.
В конце 1962-го Фил Хилл был уволен (о чём узнал как раз во время Гран При США), и в 1963-м лидером команды стал многократный чемпион мира по мотогонкам Джон Сёртиз. Именно с ним, а также его напарником, молодым итальянцем Лоренцо Бандини, Ferrari и приехала на американский этап – впервые с гонки 1959 года в Себринге.
На этот раз Гран При США не был последним – после Уоткинс-Глен участников чемпионата ждали ещё гонки в Мексике и ЮАР. Тем не менее, турнирного значения этап опять не имел – в семи предыдущих гонках сезона Джим Кларк одержал пять побед, и ещё однажды финишировал вторым, так что опередить его, как и Lotus, уже никто не мог – шотландец опережал ближайшего из конкурентов более чем вдвое. Это был первый случай в истории, когда гонщик Формулы 1 гарантировал себе титул за три этапа до окончания чемпионата.
Несмотря на это, событий на трассе и вокруг неё хватало – в том числе курьёзных. Началось всё с того, что единственная команда, Scirocco Powell, которую можно было с некоторой натяжкой считать американской (она располагалась в Великобритании, но хозяин команды, Хью Пауэлл, был американцем), как раз перед американской гонкой обанкротилась и не смогла выйти на старт. Но организаторы очень хотели видеть среди участников не только американских пилотов (которых в заявочном листе хватало), но и американскую команду, потому пошли на экстравагантный шаг – пригласили к участию канадскую Stebro Racing из Формулы Junior!!!
В Stebro Racing с готовностью откликнулись и собирались выставить на старт сразу два шасси Stebro IV с двигателем Ford, за руль которых должны были сесть Питер Броукер и Эрни де Вос, но в итоге успели подготовить только одно – оно досталось Броукеру как совладельцу команды. Парадоксально, но это было единственное участие канадской машины в истории чемпионата, и дебют в Гран При двигателей Ford.
По сравнению с машинами Формулы 1 Stebro IV оказалась совершенно неконкурентоспособна – рядный 4-цилиндровый мотор Ford выдавал всего 100 л.с., а мощность моторов Climax и BRM достигала почти 200 л.с. Так что в квалификации Броукер на коротком, 3,7 км, круге Уоткинс-Глен уступил времени поула более 15 секунд. Да ещё и из-за него сессию пришлось останавливать на полчаса, так как машина обильно поливала трассу маслом.
А для Джека Брэбэма, в 1963-м впервые выступавшем за свою собственную команду Brabham, само участие в квалификации в пятницу уже было удачей. В этот день он только прилетел в небольшой аэропорт Эльмайра под Нью-Йорком, но не смог найти ни такси, ни машин в прокате, так что ему пришлось добираться 32 километра до трассы автостопом – с багажом, гоночной формой и шлемом! На следующий день он смог принять участие в заездах в нормальном режиме, и показал пятое время, уступив лидеру менее секунды.
Поул неожиданно завоевал Грэм Хилл на BRM – всего в третий раз в сезоне победителем квалификации оказался не Джим Кларк. Шотландец уступил Хиллу 0,1 секунды и оказался вторым. Третье время осталось за Ferrari Джона Сёртиза, а четвёртое, к радости местной публики, второй BRM с Ричи Гинтером за рулём. Ещё один американец, Дэн Гёрни из Brabham, оказался шестым. Всего же на старт вышло семь американцев – больше, чем когда-либо в истории Формулы 1.
Среди них особенно стоит отметить Мастена Грегори, который по ходу сезона выступал за команду Тима Парнелла, но в Уоткинс-Глен она не приехала, так что он вышел на старт при поддержке «старшей» команды его отца, Рега Парнелла. Но в отличие от основных пилотов Reg Parnell Racing, он управлял не Lotus-BRM, а Lola-Climax, и в квалификации привёз своим напарникам и соотечественникам, Роджеру Уорду и Хэпу Шарпу, более трёх секунд! Позади остались и Лоренцо Бандини на второй Ferrari, и Брюс Макларен на Cooper-Climax, и первый американский чемпион Формулы 1 Фил Хилл на ATS.
Ещё один интересный участник гонки – мексиканский дебютант Педро Родригес, которому в Lotus предоставили третью машину (правда, со старой, карбюраторной версией двигателя). Годом раньше на Гран При Мексики погиб его младший брат, Рикардо, и теперь старший тоже решил попробовать свои силы в Формуле 1. В квалификации мексиканец показал неплохое 13-е время.
В воскресенье всех участников ждало новшество – впервые в истории Формулы 1 пилоты отправлялись в гонку с так называемой «фиктивной стартовой решётки», которая формировалась за пределами трассы. Такая схема позволяла избежать завалов на узкой трассе, которые могли возникнуть, если кто-то из пилотов не сможет тронуться с места. И новинка себя вполне оправдала – уже при попытке тронуться с места заглохла машина Джима Кларка.
Механики бросились к Lotus чемпиона, но выяснилось, что пришла в негодность аккумуляторная батарея. Пока её меняли, весь пелотон, включая даже безнадёжно отстающего Броукера на своей Формуле Junior, успел проехать круг. Стало ясно, что очередной победы Кларка не будет. Лидерство тем временем захватил Грэм Хилл, а на второе место вышел Ричи Гинтер.
Однако опасаться британцу нужно было не Гинтера, а Джона Сёртиза на Ferrari. Моточемпион быстро расправился с американцем, а на 7-м круге вышел в лидеры! Оторваться от Хилла ему не удалось – тот неотступно преследовал соперника, а начиная с 30-го круга (всего их в гонке было 110) начал оказывать давление на Сёртиза, и пару раз даже выходил вперёд, но Джон каждый раз отыгрывался.
Тем временем пилоты сходили с дистанции один за другим. Уже на первых кругах прекратили борьбу из-за проблем с масляными насосами оба пилота ATS, затем отказал толкатель клапанов на Lotus-BRM Хэпа Шарпа, сломался двигатель и у его напарника на Lola-Climax Мастена Грегори. На 24-м круге из-за проблем с электрикой сошёл напарник Кларка по Lotus Тревор Тэйлор.
Дебютант Родригес к тому моменту пробился уже на шестое место, но на 36-м круге отказал двигатель и на его Lotus. Ещё через несколько кругов из-за различных технических проблем последовательно сошли Дэн Гёрни, Роджер Уорд и Тони Мэггс – причём, Гёрни неполадки с давлением топлива и шасси стоили верного подиума! На середине дистанции прекратил борьбу и Зифферт – и это был уже десятый сход, при том, что на старт вышла 21 машина.
Борьба за лидерство продолжалась. Победитель должен был определиться в очной дуэли Сёртиза и Хилла – причём, помимо Кларка, только эти двое в 1963 году уже выигрывали гонки. Два британца оторвались от остального пелотона, но на середине дистанции неожиданно начались неполадки и у Грэма Хилла – сломался стабилизатор поперечной устойчивости, что привело к возникновению сильнейшей избыточной поворачиваемости. Скорость резко упала, Хилл вынужден был сражаться с собственной машиной в каждом повороте.
Сёртиз умчался вперёд – как казалось, к победе. Никто из соперников больше не мог ему помешать, но машина – могла. На 82 круге двигатель его Ferrari неожиданно потерял мощность, Джон свернул в боксы – и там и остался. Скудерия упустила самый верный шанс одержать вторую победу по ходу чемпионата, а вместе с ним – и возможность побороться за второе место в Кубке конструкторов.
На первое место вновь вышел Хилл, и больше его не упустил. Единственным пилотом, проигрывавшим ему менее круга, был его напарник по BRM Ричи Гинтер, так что Грэм сбросил скорость. На финише его преимущество над американцем составило 34 секунды. На третье место, пусть и с круговым отставанием, выбрался Кларк.
Брэбэм финишировал четвёртым, уступив два круга. Ferrari всё же заработала два очка благодаря пятому месту Лоренцо Бандини. Ещё одно очко досталось Карелу Годену де Бофору – это был последний результативный финиш для шасси Porsche в истории этой компании. Правда, такое стало возможным только благодаря большому числу сходов – победителю де Бофор уступил 11 кругов. Впрочем, всё познаётся в сравнении – финишировавший седьмым Питер Броукер на Stebro из Формулы Junior проиграл вдвое больше.