Гонка #335 : 29 июня 1980 года. Гран При Франции. Поль-Рикар |
|
Поул | Жак Лаффит (Ligier) – 1:38,88 (211,529 км/ч) |
Лучший круг | Алан Джонс (Williams) – 1:41,45 (206,171 км/ч) |
Победитель | Алан Джонс (Williams) – 1:32:43,42 (203,016 км/ч) |
Команда Shadow по своему происхождению – чисто американская. Она была основана в США в 1968 году американцем Доном Николсом, который до этого несколько лет продавал американские шины Firestone и Goodyear в Японии и даже приложил руку к созданию трассы Фудзи, но затем вернулся в Штаты. С 1970 года Shadow Racing участвовала в канадско-американской серии CanAm. База команды, разумеется, тоже располагалась в Соединённых Штатах.
Формально компания называлась Advanced Vehicle Systems, но команду Николс решил назвать Shadow – «тень». Почему – никто точно не знает. Однако ходили упорные слухи, что во время Корейской войны Николс был не простым военнослужащим, а офицером американских спецслужб и даже занимался заброской агентов в Северную Корею и Вьетнам. Достоверной информации об этом, однако, нет. Так или иначе, на логотипе Shadow Racing был изображён силуэт человека в плаще и шляпе. Казалось бы, вполне прозрачный намёк на шпионское прошлое Николса. Но для американцев – ещё и отсылка к популярному в 30-х – 40-х супергерою, известному как «Тень».
Когда в 1972 году Джордж Фоллмер на машине Shadow стал чемпионом CanAm, команда решила двигаться дальше и при поддержке нефтяной компании Universal Oil Products (UOP) начала строить машину Формулы 1. Именно тогда в команде появились первые британские сотрудники – конструктором стал Тони Саутгейт, до этого работавший в BRM, а за руль помимо Фоллмера сел также британец Джеки Оливер. Дебют новинки состоялся уже в 1973 году, на третьем Гран При сезона, который проходил в ЮАР.
Несмотря на титул в CanAm, в Европе Фоллмер был почти неизвестен, а вот Оливера, напротив, все хорошо знали – до этого он выступал в Lotus, BRM и McLaren, на его счету уже был один подиум. Тем не менее, первые очки для Shadow Racing (на первом же Гран При) и первый подиум (на втором) заработал именно Фоллмер. И лишь в конце сезона Оливер смог что-то противопоставить своему напарнику и тоже поднялся на подиум – причём сделал это в Канаде.
В дальнейшем, несмотря на частую смену пилотов, Shadow Racing взяла за привычку подниматься на подиум каждый год. В 1974-м успеха добился Жан-Пьер Жарье, в 1975 и 1976-м – Том Прайс. Именно в 1976 году команда переехала в Англию, в Нортгемптон, и официально сменила своё «гражданство» на британское – это был первый такой случай в истории Формулы 1. И даже несмотря на потерю поддержки Universal Oil Products в конце 1975-го, команда продолжала выступать достаточно уверенно.
В 1977-м, на этапе в ЮАР, Том Прайс погиб в одной из самых нелепых и одновременно чудовищных аварий в чемпионате мира. Во время гонки на пути его Shadow DN8 оказался маршал с огнетушителем в руках, перебегавший трассу. Причём тушить он бежал машину Ренцо Цорци, напарника Прайса…
В том же году команду ждал и самый большой успех в её истории – первая победа. Принёс её команде австралиец Алан Джонс, для которого этот успех тоже стал первым. Затем ему удалось заработать ещё и подиум, но в конце сезона Дона Николса ждал сильный удар. Практически весь персонал, включая руководителя команды Алана Риза (одного из основателей March), конструктора Тони Саутгейта, коммерческого директора Джеки Оливера и спонсора Франко Амброзио, покинул Shadow, чтобы создать новую команду – Arrows. Ушёл и Джонс – он подписал контракт с Williams.
Николс не отчаялся, набрал новый штат, пригласил опытных и быстрых гонщиков, Клея Регаццони и Ханса-Йохима Штука, и продолжил выступления, но результаты пошли на спад. В 1978-м команда впервые в своей истории ни разу за сезон не поднялась на подиум. В 1979-м с Яном Ламмерсом и Элио де Анжелисом лишь один раз за сезон заработала очки.
В 1980-м у Николса появилась новая надежда в лице Тедди Ипа, азиатского магната, которому принадлежала команда Theodore Racing. После нескольких неудачных лет она покинула чемпионат, и, объединив усилия с Николсом, Ип фактически всё начал заново. На трассе дебютировала новая модель, Shadow DN11, но ни она, ни сменившая её Shadow DN12 не позволяли пилотам команды, Стефану Йохансону, Джеффу Лизу и Дэвиду Кеннеди, даже пройти квалификацию. Единственный раз в первой половине чемпионата это удалось сделать Лизу – и вновь это было в ЮАР.
Седьмым этапом того чемпионата стал Гран При Франции. На самом деле изначально он значился восьмым, но предыдущий этап, в Испании, был исключён из календаря задним числом, уже после проведения, вследствие войны между FOCA и FISA – мы подробно рассказывали об этом. Когда через четыре недели команды приехали на трассу Поль-Рикар, война эта всё ещё не закончилась, так что проведение этапа оказалось под вопросом.
В FOCA планировали бойкотировать гонку, а заводские команды, поддерживающие FISA, уже всерьёз строили планы по выставлению на старт третьих машин, чтобы довести их число на стартовой решётке хотя бы до десяти. Но в последний момент сторонам удалось договориться – не о мире, конечно, а о временном перемирии, так как отказ от ещё одной гонки поставил бы под удар коммерческие интересы всех участников конфликта.
После аннулирования результатов испанской гонки, которую выиграл Алан Джонс на Williams, лидером чемпионата вновь оказался пилот Brabham Нельсон Пике. Джонс уступал ему три очка, но был только третьим – второе место занимал лидер Renault Рене Арну. Если добавить сюда также пилотов Ligier Дидье Пирони и Жака Лаффита, а также ещё одного гонщика Williams Карлоса Ройтемана, то список претендентов на победу в гонке и чемпионате можно будет считать исчерпанным. Фавориты прошлых лет – Lotus, Ferrari, McLaren – в 1980 году с треском провалились.
Из четырёх сильнейших команд сезона две были французскими, и каждая, разумеется, очень хотела одержать победу на домашнем Гран При. Особенно большие надежды на успех возлагали в Renault, так как на скоростном автодроме преимущество их турбомоторов должно было раскрыться в полной мере. Тем более, победа в прошлогоднем Гран При Франции досталась пилоту Renault Жан-Пьеру Жабую – правда, та гонка проходила в Дижоне.
А вот в Ligier атмосфера оказалась не самой боевой. Формальным поводом к войне между FISA и FOCA стал отказ пилотов платить штраф за пропуск предгоночных брифингов – это была согласованная позиция FOCA. Однако ради участия в «24 часах Ле-Мана» Дидье Пирони по собственной инициативе выплатил выписанный штраф. Ги Лижье его поступок не оценил и по ходу Гран При открыто демонстрировал, что команда сосредоточится на поддержке его напарника Лаффита.
Отчасти благодаря этому Жак доминировал на тренировках и легко завоевал поул, опередив Арну на Renault на 0,61 секунды. Французские турбомоторы действительно обеспечивали Renault определённое преимущество, в частности, только их машины успевали разогнаться до 300 км/ч на прямой Mistral, но для поула этого оказалось недостаточно, аэродинамика у Ligier была лучше. Точно такое же время, как Арну, показал и Пирони на второй Ligier, но так как он это сделал во второй квалификации, а не в первой, то остался на третьей позиции.
Для зрителей, впрочем, всё это было не так важно – главным фактом стало то, что три первых места в квалификации заняли французские пилоты. Алан Джонс и Карлос Ройтеман на Williams показали четвёртое и пятое время, а дальше вновь следовали французы – Жабуй на второй Renault и восходящая звезда автоспорта Ален Прост, прыгнувший явно выше возможностей своего McLaren. Лидер чемпионата Нельсон Пике на Brabham оказался только восьмым, а позади него стартовали две Alfa Romeo, Бруно Джакомелли и Патрика Депайе.
Машины Lotus, Андретти и де Анжелиса, были только 12-й и 14-й, но Ferrari выступила ещё хуже: Жиль Вильнёв оказался 17-м, действующий чемпион Джоди Шектер – 19-м. Но по сравнению с Shadow дела у них шли всё-таки неплохо. В заявочном листе оказалось 27 машин, на старт допускали только 24. Из трёх неудачников два представляли команду Дона Николса, так что гонка опять прошла без их участия. Также не смог преодолеть квалификационный барьер Ян Ламмерс на Ensign.
На старте расстановка сил в лидирующей группе не изменилась. Правда, стартовавший шестым Жабуй смог проехать всего несколько метров – отказало сцепление, и гонщик Renault вынужден был сойти. Тем не менее, трибуны ликовали – три француза на трёх французских машинах занимали три первых места в гонке! Но радость их была недолгой – в гоночных условиях Williams Алана Джонса оказалась быстрее машин соперников.
В самом начале Гран При Арну и Пирони устроили сражение между собой, несколько раз обменявшись позициями, но на четвёртом круге Джонс прошёл Пирони, на восьмом – Арну, после чего легко от них оторвался. Лидеру гонки, Лаффиту, поначалу удавалось контролировать отрыв от Джонса, но после 18-го круга его темп постепенно падал – износилась резина.
К этому моменту в гонке не осталось ни одной машины Lotus – де Анжелис сошёл из-за отказа сцепления, Андретти – из-за коробки передач. Вынужден был отказаться от продолжения борьбы и Прост – на его McLaren поломалась трансмиссия. Нельсон Пике на Brabham выбрался на четвёртое место, опередив Ройтемана и Арну. Карлос тоже был не прочь обогнать Арну, но ему никак не удавалось это сделать – хотя Williams быстрее в поворотах, на прямых за счёт мощного турбомотора Рене легко от него отрывался.
На 35-м круге Джонс положил конец надеждам французов на победу их соотечественника на домашней трассе. Он атаковал и уверенно опередил Лаффита, после чего немедленно начал от него отрываться. Теперь Жака догонял и его напарник Пирони. Учитывая ситуацию в команде, ни о каких приказах из боксов, конечно, не могло быть и речи. На 42-м круге Пирони бросается в атаку на прямой Mistral, машины едва не сталкиваются, но Дидье всё же выходит вперёд.
До самого финиша никаких изменений в первой шестёрке больше не произошло – Джонс, лишённый победы в Испании, вновь побеждает и опять захватывает лидерство в чемпионате. На круге почёта австралиец демонстративно размахивал британским флагом – этот жест был скорее адресован Жан-Мари Балестру, чем зрителям. На подиуме он заявил, что «правосудие свершилось». «Я просто забрал тут то, что у меня украли в Хараме», – сказал Джонс.
Пирони и Лаффит на Ligier на подиуме немного смягчили горечь поражения для французов, но сам Ги Лижье был просто в бешенстве. Он ходил из угла в угол в боксах своей команды и, наконец, взорвался: «Мы никогда ничего не выиграем, если будем действовать таким образом! Нам нужна точность и упорная работа на всех уровнях!» Ги действительно был уверен, что у его команды лучшие машины – может, это и так, зато в Williams в тот день правильно выбрали резину.
В то время как пилоты лидирующей группы отмечали успешное окончание гонки, представители Shadow уже покинули трассу. Команда была продана Тедди Ипу ещё двумя месяцами ранее, но планировалось, что она доведёт сезон до конца – Theodore Racing вернётся в чемпионат только в следующем году. Но на Поль-Рикаре загадочный американец Дон Николс сдался – Гран При Франции оказался для Shadow Racing последним.