Гонка #317 : 8 апреля 1979 года. Гран При США-Запад. Лонг-Бич |
|
Поул | Жиль Вильнёв (Ferrari) – 1:18,825 (148,476 км/ч) |
Лучший круг | Жиль Вильнёв (Ferrari) – 1:21,20 (144,133 км/ч) |
Победитель | Жиль Вильнёв (Ferrari) – 1:50:25,40 (142,201 км/ч) |
В 1979 году чемпионат приезжал в Соединённые Штаты дважды – на классический Гран При США, проходивший на трассе Уоткинс-Глен неподалёку от Нью-Йорка, и на так называемый этап «США-Запад», состоявшийся в Лонг-Бич, пригороде Лос-Анжелеса (официально он назывался Гран При Лонг-Бич). Про гонку на восточном побережье, завершавшую тот сезон, мы рассказывали год назад, теперь пришла очередь западного.
В начале сезона 1979 года всё выглядело так, будто особой борьбы за титул в этом году не получится – ко всеобщему удивлению, Жак Лаффит на Ligier на двух первых этапах безоговорочно доминировал. В Аргентине он завоевал хет-трик, в Бразилии – «Большой шлем». Причём, оба раза в квалификации Лаффит даже собственному напарнику, Патрику Депайе, привозил секунду, не говоря уж обо всех остальных.
Казалось, Формулу 1 ждёт очень скучный сезон, который Лаффит выиграет, что называется, «в одну калитку». Но перед третьим этапом, в ЮАР, чемпионат ждал месячный перерыв, и по истечении этого месяца картина существенным образом изменилась. Квалификацию выиграл Жан-Пьер Жабуй на Renault, в гонке первыми финишировали Жиль Вильнёв и Джоди Шектер на новой Ferrari 312 T4.
Но трасса Кьялами расположена на большой высоте, и турбомоторы Renault имели там преимущество перед Cosworth DFV, стоящими на Ligier, а в гонке шёл дождь и Лаффит сошёл, так что однозначного мнения о том, кто же имеет преимущество, всё ещё не было. Ещё через месяц команды приехали в США – расставить точки над i должна была гонка в Лонг-Бич.
Эти точки в большой степени были расставлены уже в субботу. Свой первый в карьере поул завоевал Жиль Вильнёв. Джоди Шектер уступил напарнику всего 0,086 секунды, но оказался только третьим – между двумя Ferrari умудрился поместиться ещё и Карлос Ройтеман на Lotus. Гонщики Ligier, Депайе и Лаффит, тоже проиграли не так уж много, всего 0,2 секунды, и оказались четвёртым и пятым соответственно.
Значительную часть этого преимущества Ferrari обеспечило сотрудничество с Michelin. И дело не только в прекрасных характеристиках эффективности радиальных шин французской компании. Дело в том, что подавляющая часть команд использовала резину Goodyear. Однако число шин, которое компания могла привезти на гонку, было ограниченным. В результате все клиенты компании получили всего по два комплекта на квалификацию. В то время как в распоряжении Ferrari их было семь!
Помимо Скудерии, французские шины использовала только Renault. В компании надеялись на хороший результат в Лонг-Бич, так как в прошлом году их турбомотор смотрелся тут очень неплохо. Однако дела с самого начала не заладились. А в субботу утром RS01 Жабуя неожиданно сорвало с трассы на скорости 290 км/ч, после чего она врезалась в стену.
Машина была разбита вдребезги, а Жан-Пьер отделался травмой руки. Расследование показало, что причиной стала поломка карданного вала. К утру воскресенья механики прямо в боксах изготовили усиленную версию вала для машины Рене Арну. Однако она сломалась уже на warm-up, так что французы решили не рисковать и отказались от участия в гонке – что стало радостной новостью для Эктора Ребаке на частном Lotus и Дерека Дели на Ensign, которые только благодаря этому вышли на старт.
Несмотря на то, что в США проходило два этапа Формулы 1 за год, с интересом зрителей никаких проблем не возникло – в воскресенье на временных трибунах трассы в Лонг-Бич собралось 100 тысяч человек. В Калифорнии стояла тёплая и солнечная погода, так что проблем на старте возникнуть не должно было, но началась гонка довольно странно. Уже на прогревочном круге не смог тронуться с места Ройтеман. Механики смогли завести его машину, и, по решению дирекции гонки, аргентинец должен был стартовать с пит-лейн. Однако он это распоряжение проигнорировал и вернулся на вторую позицию!
В то же время обладатель поула Жиль Вильнёв, закончив прогревочный круг, промахнулся мимо своей стартовой позиции и не нашёл ничего лучшего, как по собственной инициативе отправиться на ещё один медленный круг по трассе. Это смутило остальных пилотов, которые ориентировались на канадца – некоторые из них думали, что гонка началась, другие всё же пытались остановиться на стартовой решётке.
После того, как пелотон проехал ещё один круг, подготовка к гонке началась заново, а на пит-лейн развернулась бурная дискуссия между представителями Ferrari и дирекцией гонки по поводу произошедшего. С большой иронией прямо со стартовой решётки комментировал для телезрителей BBC этот эпизод Джеймс Хант, выступавший тогда за Wolf Racing.
Джеймс Хант: «Машина Вильнёва не остановилась на поул-позиции, он просто проехал дальше, и никто не знал, что делать. Это было весело, но гораздо интереснее другое: какими аргументами сейчас обменивается Ferrari с дирекцией гонки. У Ferrari свои представления о правилах, и вообще-то это самая неспортивная команда чемпионата. Сейчас они будут спорить о правилах, хотя в теории Вильнёв их нарушил, ведь технически это можно квалифицировать как фальстарт. А менеджеры Ferrari, наверное, сейчас звонят в Италию и просят дополнительные инструкции».
В итоге дирекция смирилась с лишним прогревочным кругом, ограничившись денежным штрафом – заодно удалось загнать на пит-лейн Ройтемана. Там он, однако, оказался не один – по ходу «второго прогревочного» круга на машине Лаффита заклинило коробку передач, и ему позволили пересесть на запасную – но стартовать теперь ему тоже пришлось с пит-лейн. Таким образом, два самых опасных конкурента Скудерии самоустранились ещё до начала гонки, и когда старт, наконец, был дан, двум Ferrari уже никто не мог помешать возглавить пелотон.
Но не всем удалось преодолеть даже первую шпильку калифорнийской трассы, Queen’s Hairpin. Когда Патрик Тамбэ попытался остановить машину, педаль тормоза просто провалилась, не оказав никакого эффекта. McLaren врезалась в Shadow Яна Ламмерса, после чего наехала на заднее колесо Brabham Ники Лауды и взмыла в воздух. После жёсткого приземления на асфальт продолжать движение своими силами она уже не могла. Сошёл и Лауда – его машина получила значительные повреждения. Ламмерс добрался до боксов, несмотря на поломку заднего антикрыла и прокол, и после быстрого ремонта продолжил гонку! На том же круге из-за отказа трансмиссии вынужден был остановиться Хант.
Тем временем уже на следующей после шпильки прямой Депайе смог опередить Шектера. Патрик разбил пару Ferrari, но Вильнёв был заметно быстрее и стремительно отрывался от француза. Шектер повис на заднем антикрыле Ligier, ища возможность для контратаки. На самого Джоди, однако, оказывал давление Жарье. На восьмом круге пилот Tyrrell неожиданно атаковал южноафриканца и на торможении перед Queen’s Hairpin вышел вперёд. А спустя ещё круг он опередил и Депайе! Но почти сразу после этого Депайе пропустил и Шектера.
В этот же момент завершилась гонка для Лаффита – после неудачи на прогревочном круге он пытался прорваться наверх, но охлаждение тормозов на запасной машине работало недостаточно эффективно, так что они перегрелись и отказали.
Ни о какой борьбе за победу речи не шло. В Ferrari выбрали более жёсткие составы резины, чем конкуренты, но, тем не менее, Вильнёв оставался самым быстрым пилотом на трассе и всё дальше и дальше отрывался от Жарье. Французу, впрочем, было не до Вильнёва – он был занят обороной своих позиций от атак второй Ferrari Шектера. На 12-м круге Джоди пошёл на штурм в Queen’s Hairpin, произошёл небольшой контакт, но Жан-Пьер сохранил позицию, а Шектер продолжил преследование с надломанным передним антикрылом.
Однако постепенно скорость Жарье падала всё больше и больше – мягкие шины износились. Давление со стороны Шектера всё увеличивалось, и на 27-м круге происходит неизбежное – Джоди вышел вперёд. Две Ferrari вновь во главе пелотона, и уже никто не может помешать им заработать второй дубль подряд. Единственной проблемой Вильнёва и Шектера в оставшейся части гонки стал трафик при обгоне круговых.
Жарье отчаянно сражался за третью позицию, но из-за изношенной резины скорость его Tyrrell продолжала падать. На 44-м круге он пропустил Депайе, на 45-м – Джонса, на 46-м – Андретти. После этого французу ничего не оставалось, как всё же отправиться в боксы для замены резины, что отбросило его за пределы зачётной шестёрки. Зато на шестое место поднялся Ребаке!
На какое-то время ситуация в группе лидеров стабилизировалась, зато бурная борьба шла в глубине пелотона. На узкой городской трассе пилотам порой не хватало места даже для того, чтобы опередить соперника на круг! Так, на 48-м круге Дидье Пирони, пытаясь обогнать Ламмерса, столкнулся с ним, повредив подвеску. Ему удалось продолжить движение, но время и скорость были потеряны – в то время как для Ламмерса гонка на этом завершилась.
Потерявшего скорость Пирони вскоре опережает Элио де Анжелис, а затем и Жарье. Но даже если бы этого не произошло, мало что изменилось бы – всего за два круга до финиша Пирони показывают чёрный флаг за постороннюю помощь на трассе. Чуть раньше за аналогичное нарушение был дисквалифицирован и пилот ATS Ханс-Йоахим Штук – впрочем, он всё равно ехал последним.
Жиль Вильнёв одержал более чем уверенную победу, опередив на финише своего напарника почти на 30 секунд. Эта победа принесла ему единственный в его карьере «Большой шлем» – он лидировал от старта и до финиша, показав по ходу дистанции лучший круг гонки. Шектер вновь, как и месяц назад у себя на родине в ЮАР, оказался вторым.
Ближе к концу дистанции начались проблемы с резиной и у Депайе, который из-за этого откатился с третьего на пятое место. В результате на подиум поднялся пилот Williams Алан Джонс, выступавший на прошлогодней машине FW06 – новая FW07 с граунд-эффектом всё ещё не была готова.
В прошлогоднем материале мы уже рассказывали о странной системе начисления очков, действовавшей в том чемпионате. Из-за неё сезон фактически был разделён на две половины – в зачёт гонщикам шли четыре лучших результата в первых семи гонках сезона, и ещё четыре лучших – в последних восьми. На новой FW07 во второй половине года Джонс заработал максимум очков, выиграв четыре гонки. Но в первой очки, заработанные этим подиумом в Лонг-Бич, оказались для него единственными.