Гонка #744: 31 июля 2005 года. Гран При Венгрии. Хунгароринг |
|
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:19,882 (197,436 км/ч) |
Лучший круг | Кими Райкконен (McLaren) – 1:21,219 (194,186 км/ч) |
Победитель | Кими Райкконен (McLaren) – 1:37:25,552 (188,859 км/ч) |
Сезон 2005 года отличался от предыдущего самым радикальным образом. Кто бы мог представить, что Михаэль Шумахер, выигравший в 2004-м 13 гонок из 18-ти, окажется совершенно неконкурентоспособен, с трудом зарабатывая подиумы.
Новая Ferrari F2005 не была медленнее предшественницы, а Шумахер с Баррикелло за зиму не разучились пилотировать. Но специалисты Michelin сделали большой шаг вперёд, и их резина в 2005-м заметно превосходила продукцию оппонентов из Bridgestone. У японских шинников осталось только три клиента – Ferrari, Jordan и Minardi. Две последние команды оказались аутсайдерами, а Скудерия потеряла лидирующие позиции и не имела шансов на повторение своих прошлогодних успехов.
По иронии судьбы, свою единственную победу в сезоне Шумахер одержал именно благодаря шинам – на скандально известном Гран При США в Индианаполисе. Уже в 2004-м году сразу для нескольких клиентов Michelin гонка здесь завершилась серьёзными авариями, после одной из которых Ральф Шумахер был вынужден пропустить шесть этапов. В 2005-м на свободных заездах ситуация повторилась, причём, одну из наиболее серьёзных аварий вновь потерпел Ральф – только на этот раз на Toyota. В результате Michelin не гарантировала своим клиентам безопасность, и в гонке приняли участие только пилоты на Bridgestone. Лучшим из них, разумеется, оказался Михаэль Шумахер.
Однако на 13-м этапе чемпионата, в Венгрии, Шумахер преподнёс сюрприз. В субботу он впервые в сезоне завоевал поул – причём, с очень большим преимуществом. Показавший второе время Хуан-Пабло Монтойя (он теперь выступал за McLaren) уступил ему почти 0,9 секунды! При том, что шестерых следующих пилотов разделяли всего 0,3 секунды.
Интересно, что на Гран При Венгрии произошла настоящая смена эпох в Формуле 1. Дело в том, что в Европе вступил в силу запрет на рекламу табачных изделий – а в те годы табачные спонсоры играли ключевую роль в финансировании сильнейших команд Формулы 1. Ещё в пятницу на машинах McLaren красовалась реклама сигарет West, а BAR – Lucky Strike, а к воскресенью она уже исчезла.
В McLaren объявили, что оставшуюся часть сезона их титульным спонсором будет производитель виски Johnnie Walker. BAR оказалась в более сложном положении, так как сама команда принадлежала табачной компании, BAT (British American Tobacco). В большой степени из-за этого команда вскоре была продана Honda. В Ferrari, Renault и Jordan запрет на первых порах проигнорировали, сохранив наклейки, соответственно, Marlboro, Mild Seven и Benson&Hedges. Но очень скоро к новой реальности пришлось адаптироваться и им.
После неожиданного успеха Шумахера в субботу появились подозрения, что столь высокий результат связан, в первую очередь, с малым количеством топлива в баках Ferrari. Определённый резон в такой стратегии был – в Венгрии, как известно, очень сложно обгонять, так что, захватив лидерство на старте, тут можно избежать проблем с трафиком и до пит-стопа успеть создать необходимый отрыв, чтобы в дальнейшем остаться впереди.
В то же время действовать так было рисковано – дело в том, что в 2005-м году действовал очень странный регламент, позволявший дозаправки, но при этом запрещавший смену шин по ходу дистанции. Это означало, что пилот после дозаправки терял в скорости по отношению к тем, кто ещё не останавливался, значительно больше, чем прежде, так как свежие шины не компенсировали лишний вес машины. Так что слишком ранняя остановка могла дорого стоить.
Все эти рассуждения, однако, так и остались теорией. Шумахер действительно поехал в боксы намного раньше Хуана-Пабло Монтойи, который запланировал две остановки, а не три. Но и Ярно Трулли, и Кими Райкконен, стартовавшие позади колумбийца, останавливались ещё раньше. В таких условиях решающее значение имел старт, и Шумахеру он вполне удался. Ещё лучше ускорился Райкконен, который смог опередить Трулли и в первый поворот зашёл третьим. Через несколько секунд Кими был уже вторым – Хуан-Пабло открыл финну дорогу, так как пилоты McLaren избрали разную стратегию, и Райкконен, в отличие от Монтойи, сражался с Алонсо за титул.
За их спинами произошла целая серия столкновений. Самым ярким моментом стал переворот Red Bull Кристиана Клина после контакта с Sauber Жака Вильнёва. Повредили передние обтекатели Рубенс Баррикелло и Фернандо Алонсо, причём оба – о машины Toyota. На середине круга переднее антикрыло Алонсо отвалилось и осталось лежать прямо на трассе. Марк Уэббер успел увернуться, а вот у следовавшего за ним Дэвида Култхарда времени среагировать не было. От удара подвеска на его Red Bull разрушилась и Дэвид сошёл.
Оказавшись вторым, Райкконен быстро догнал Шумахера, но опередить его на узкой венгерской трассе шансов у него почти не было. Оставалось надеяться на стратегию. Оба пилота планировали останавливаться трижды. Надежда на то, что Михаэль стартовал с пустыми баками, разрушилась на 11-м круге, когда Райкконен поехал в боксы, а Шумахер – нет. Немец оставался на трассе ещё четыре круга, после чего вернулся впереди Кими.
В McLaren решили сменить тактику, и заправили машину Райкконена на большой отрезок. В Ferrari, напротив, допустили редкую для них ошибку, неверно оценив дистанцию, на которую хватит топлива пилоту McLaren. Они ошиблись совсем немного, всего на один круг, но этого круга Кими оказалось достаточно, чтобы после того, как Михаэль отправился на свою вторую остановку, прибавить, отыграть несколько секунд и после своего пит-стопа вернуться на трассу лидером. Получив свободную трассу, Райкконен легко оторвался от Шумахера и после третьего посещения боксов остался впереди даже несмотря на то, что Михаэль ещё не останавливался.
В гонке, впрочем, был и другой претендент на победу, ещё один пилот McLaren Хуан-Пабло Монтойя. Колумбиец останавливался только дважды, так что имел возможность на финальном отрезке оказаться впереди Кими и Михаэля – или, по крайней мере, вторым. Однако на 41-м круге на его машине сломался ведущий вал, и Монтойе пришлось сойти.
Кими Райкконен выиграл гонку в Венгрии – он финишировал на 35 секунд раньше Михаэля Шумахера, а тот менее чем на секунду опередил своего брата. Ещё один гонщик Toyota, Ярно Трулли, закончил гонку на четвёртом месте. Очки заработали Баттон, Хайдфельд, Уэббер и Сато. Ни Баррикелло, ни Алонсо после неудачи на старте не смогли отыграться, и финишировали за пределами восьмёрки лучших.
Редкий случай, но вся первая тройка осталась довольна исходом гонки. Кими значительно сократил отставание от Алонсо в чемпионате – до 26 очков. Ральф впервые в сезоне поднялся на подиум. Михаэлю тоже не на что было жаловаться – второе место было для него лучшим в том сезоне в тех гонках, в которых участвовали пилоты Michelin. Впрочем, конечно, даже в такой сложной ситуации амбиции семикратного чемпиона были гораздо выше простого финиша на подиуме.
«После старта машина оказалась достаточно быстра, мы с Кими ехали в одном темпе даже при том, что его машина была легче, но по ходу гонки резина теряла эффективность, - сказал после финиша Шумахер. – Все решилось на пит-стопах, если бы я заехал в боксы одновременно или позже, чем Райкконен, то можно было помечтать о победе».