Гонка #696: 29 сентября 2002 года. Гран При США. Индианаполис |
|
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:10,790 (213,183 км/ч) |
Лучший круг | Рубенс Баррикелло (Ferrari) – 1:12,738 (207,473 км/ч) |
Победитель | Рубенс Баррикелло (Ferrari) – 1:31:07,934 (201,476 км/ч) |
Гран При США 2002 года прошёл в конце сентября, это был предпоследний этап чемпионата мира, но на его ход повлияли события, произошедшие задолго до этого, ещё в первой половине мая, на Гран При Австрии. Тогда лидировавшему Рубенсу Баррикелло приказали пропустить напарника, Михаэля Шумахера, так как тот сражался за титул. Рубенс делать этого не хотел, и в итоге подчинился приказу, но лишь на самом последнем круге.
Разразился грандиозный скандал, даже FIA поддалась на всеобщее помешательство, запретив существовавшую во все времена в Формуле 1 командную тактику (через несколько лет запрет сняли). В Ferrari были очень удивлены такой реакцией, а в особенности – обидой Баррикелло. Стремясь загладить свою вину, Скудерия и Шумахер старались при любой возможности помочь Рубенсу.
Баррикелло выиграл гонки на Нюрбургринге, в Венгрии и Италии. Конечно, публично в Ferrari не признавали, что Рубенсу подыгрывали, хотя это было достаточно очевидно. Каждый раз Шумахер финишировал вплотную вслед за ним, но по ходу дистанции отказывался от какой-либо борьбы с напарником. Фактически, это была та же самая командная тактика, только направленная в сторону Баррикелло – но на этот раз она никого не возмущала.
Разумеется, такая щедрость со стороны Михаэля была следствием незыблемости его позиций в чемпионате. Несмотря на победы Баррикелло, Шумахер гарантировал себе титул за шесть гонок до окончания чемпионата – что стало рекордом. Приехав в Индианаполис, немец опережал своего напарника по очкам более чем вдвое – 128 против 61. Остальные соперники проигрывали ему ещё больше.
Удивительно, но несмотря на столь безапелляционное доминирование Ferrari, лучшим пилотом в квалификациях был вовсе не представитель Скудерии. К этому моменту сезона Хуан-Пабло Монтойя стартовал с поула семь раз, а Михаэль Шумахер – шесть. Машина Williams с мотором BMW и шинами Michelin демонстрировала великолепную скорость – но только непродолжительное время. На дистанции высокий расход топлива и специфические особенности резины заставляли Монтойю и Ральфа Шумахера снижать темп, а выигрывали в результате пилоты Ferrari.
Но на Гран При США Шумахер смог сравняться с Монтойей по числу поулов. В квалификации он установил новый рекорд трассы и оказался единственным, кто выехал из 1:11. Так как круг в Индианаполисе был очень коротким (менее 4200 метров, по этому показателю ему уступала только трасса в Монако), отрывы оказались невелики – Баррикелло уступил 0,268 секунды, Култхард 0,623, Монтойя 0,624, Ральф Шумахер 0,797. Почти весь пелотон, за исключением Алекса Йонга на Minardi, уложился в 2,5 секунды.
Соперники Скудерии надеялись на удачный старт, но тщетно. И Михаэль, и Рубенс отлично ускорились, сохранив позиции. Култхард остался третьим, а Ральфу удалось опередить Монтойю. Но уже на втором круге пилоты Williams столкнулись в первом повороте, и Ральфу пришлось отправиться в боксы за новым задним антикрылом. Из-за этого он откатился на последнее место, а Хуан-Пабло – на седьмое.
Фактически борьба в группе лидеров на этом закончилась. Шумахер и Баррикелло легко оторвались, Култхард в одиночестве ехал третьим. На четвёртое место выбрался пилот Renault Ярно Трулли, которого преследовали Райкконен и Вильнёв. Но темп финна оказался не слишком высок, так что он пропустил сначала Вильнёва, а затем и Монтойю.
Колумбиец делал всё, чтобы вернуться в борьбу, и после пит-стопов Вильнёва и Трулли оказался четвёртым. У него был шанс догнать Култхарда, но возникло недопонимание с командой. Хуан-Пабло неверно понял показанную ему табличку на пит-уолл, и заехал на пит-стоп на 10 кругов раньше, чем рассчитывала команда. В боксах его не ждали, так что времени было потеряно много. С этого момента Монтойя боролся лишь за четвёртое место.
Кими Райкконен оказался одним из немногих сошедших – отказал двигатель Mercedes. Его напарник после этого практически перестал атаковать, что не помешало Култхарду сохранить своё третье место. На финише он опередил Монтойю на две секунды. Пятым закончил гонку Трулли, шестым – Вильнёв.
Что касается двух лидеров, то и тут никакой борьбы не намечалось. Шумахер уверенно лидировал, Рубенс ехал в нескольких секундах позади. На пит-стопы Михаэль оба раза заезжал на два круга раньше напарника, что давало Баррикелло преимущество, но воспользоваться им бразилец не сумел. Всё шло к неизбежной победе Шумахера, уже 11-й в году, но на последнем круге немец вдруг замедлился, подпуская напарника ближе.
На стартовую прямую Ferrari под номером 1 всё ещё вышла лидером, но в бэнкинге Шумахер сместился на внешний радиус, явно приглашая напарника занять внутренний. После финиша Баррикелло признался, что не вполне понимал, чего хочет Михаэль. Но предположив, что тот отдаёт ему победу, нажал на газ. Однако идея немца была немного в другом – он хотел, чтобы две Ferrari финишировали бок о бок, подводя итог невероятному доминированию команды по ходу сезона.
В общем-то, намерение Шумахера было реализовано – машины действительно финишировали практически одновременно. Электроника показала, что их разделили всего 0,011 секунды. Победителем оказался Баррикелло – пилоты узнали об этом уже после того, как прибыли в паддок. Даже на командном мостике Скудерии царило лёгкое недоумение – никто не знал, как реагировать на произошедшее, и не будет ли команда наказана за «неспортивное поведение».
Своим суперфинишем Ferrari поставила сразу несколько рекордов. Формально это не был самый плотный финиш в истории, как многие считают, хотя фактически вполне может быть, что так и было. В 1971 году в Монце Питер Гетин опередил Ронни Петерсона на 0,01 секунды – возможно, чуть больше, но в те времена результаты измерялись с точностью лишь до сотых, а не до тысячных.
Как ни удивительно, это был и самый плотный финиш в истории гонок в Индианаполисе. Хотя в IndyCar борьба, как правило, гораздо более плотная, чем в Формуле 1, столь микроскопическая разница редка даже для этой серии. Самый маленький отрыв на финише Инди-500 был зафиксирован в 1992 году – Ал Анзер-младший опередил Скотта Гудйира на 0,043 секунды. Теперь рекорд принадлежал Формуле 1.
После финиша Баррикелло был очень растроган произошедшим, обнимал и благодарил Шумахера, и радовался своей четвёртой победе. Об инциденте в Австрии он не вспоминал, хотя именно тому случаю был обязан своим успехом. Однако через три года, после ухода из Ferrari, позиция Рубенса изменилась. Он множество раз говорил о том, что тогда, в 2002 году, его лишили победы в Шпильберге. О победе в Индианаполисе в том же сезоне, равно как на Нюрбургринге, в Венгрии и Монце, он не вспоминал.