Гонка #197: 25 октября 1970 года. Гран При Мексики, Мехико |
|
Поул | Клей Регаццони (Ferrari) – 1:41,86 (176,713 км/ч) |
Лучший круг | Жаки Икс (Ferrari) – 1:43,11 (174,571 км/ч) |
Победитель | Жаки Икс (Ferrari) – 1:53:28,36 (171,848 км/ч) |
Гран При Мексики завершал сезон 1970 года и с точки зрения борьбы за титул ничего не решал. Осечка на предыдущем этапе, в США, лишила пилота Ferrari Жаки Икса шансов на титул – чемпионом посмертно стал Йохен Риндт, разбившийся ещё в Монце, за четыре гонки до окончания сезона. Обладатель Кубка конструкторов тоже определился – Lotus уже никто не мог опередить.
В распоряжении организаторов этапа был очень небольшой призовой фонд, поэтому они ограничили заявочный лист 18-ю машинами. При этом они готовы были принять лишь по две машины от каждой заводской команды, по одной – от Tyrrell, Surtees и Rob Walker, и ещё одно место собирались предоставить Йоакиму Боньеру в знак признательности за его деятельность, как главы GPDA.
Это решение вызвало критику со стороны других участников, так как Боньер в это время выступал лишь эпизодически. В 1970 году швед принял участие всего в двух Гран При, причём в Монце даже не смог пройти квалификацию. В итоге последнее приглашение всё же получила Tyrrell и второй пилот команды, Франсуа Север, смог выйти на старт.
Борьбу за второе место в личном зачёте вели сразу пятеро – Денни Халм, Джеки Стюарт, Джек Брэбэм, Клей Регаццони и Жаки Икс. По очкам лидировал Икс, но всё внимание было приковано к его напарнику Регаццони – швейцарец стал настоящим открытием чемпионата, дебютировав в Формуле 1 в середине сезона он смог сразу же навязать борьбу опытному Иксу. Многие считали, что если бы Клей пришёл пораньше, именно он стал бы чемпионом. Тем более, что всего за неделю до гонки в Мексике Регаццони завоевал титул чемпиона Европы в Формуле 2, где выступал параллельно.
В квалификации Регаццони подтвердил свою блестящую форму, завоевав первый в карьере поул. Он опередил Джеки Стюарта на Tyrrell всего на 0,02 секунды – микроскопический отрыв по тем временам, – но от Ferrari подобной скорости мало кто ждал – считалось, что их моторы хуже подходят к условиям высокогорья. В Cosworth специально доработали свой DFV к этой гонке, чтобы решить проблемы с подачей топлива, и скорость Стюарта показала, что старались они не напрасно.
Жаки Икс оказался третьим, довольно существенно уступив своему напарнику. Четвёртое время показал Джек Брэбэм. Австралийцу было уже 44, и хотя он по-прежнему оставался весьма конкурентоспособен, пресса несколько лет активно спроваживала его на пенсию.
Джек не обращал на это внимания, но его семья, обеспокоенная регулярными сообщениями о гибели того или иного пилота, тоже настаивала на его возвращении в Австралию. В конце концов, Брэбэм решил уступить их уговорам и собирался официально объявить о завершении карьеры после гонки. Но одно из информационных агентств рассказало об этом ещё в пятницу, испортив и без того непростые отношения «Блэк Джека» с прессой...
Несмотря на то, что с точки зрения борьбы в чемпионате гонка не несла в себе никакой интриги, посмотреть на лучших пилотов мира собрались 200 тысяч зрителей. И как не раз бывало в Латинской Америке, никакие ограждения на автодроме не могли их остановить – стоять или сидеть в предназначенных для них местах зрители не хотели и старались подойти поближе к трассе, местами вплотную к траектории движения машин!
Полиция справиться с такой толпой не могла. Утихомирить болельщиков через громкоговорители пытались чемпион Джеки Стюарт и местный герой Педро Родригес, но безуспешно. Старт пришлось задержать – на то, чтобы всё же оттеснить зрителей за ограждения, потребовался час. Но даже после старта проблема не была полностью решена – зрители продолжали выбегать к трассе, а порой даже перебегать её! Однако останавливать или отменять гонку было ещё опаснее.
На старте Регаццони захватил лидерство, далее следовали Стюарт, Икс, Бельтуаз и Родригес, но уже на втором круге гонку возглавил Икс! Бельгиец опередил Стюарта на стартовой прямой, а затем легко обогнал и напарника. Стюарт воспользовался этим и, благодаря разреженному потоку воздуха позади машины Икса, смог обогнать и Регаццони.
Борьба за победу на этом, по сути, окончилась. Икс быстро отрывался, удержаться за ним мог только Стюарт, но на 14-м круге он вернулся в боксы для ремонта рулевой колонки. Это отбросило его в хвост пелотона, а на 36-м круге гонка для Джеки завершилась окончательно – под колёса его машины бросилась бродячая собака. К сожалению, удар не перенесла ни она, ни подвеска Tyrrell. К счастью, Стюарт не пострадал.
К финишу Икс довёл свой отрыв от напарника до 45 секунд. Вторую Ferrari вплотную преследовали Денни Халм на McLaren и Крис Эймон на March, да и пилот Matra Жан-Пьер Бельтуаз ехал совсем недалеко от этой группы, но реальной борьбы на трассе фактически не было. Причиной снова стали зрители – уже к середине дистанции они вновь заполонили все повороты, стояли прямо возле трассы, а порой и выбегали на неё.
В таких условиях гонщики просто опасались вести борьбу, так что позиции менялись, в основном, благодаря сходам. В том числе Джека Брэбэма – он занимал отличную третью позицию и к концу гонки мог претендовать на вторую, но поломка шатуна заставила трёхкратного чемпиона завершить последнюю в карьере гонку Формулы 1 досрочно.
Как только Икс пересёк линию финиша, толпа хлынула на трассу. Именно зрители подарили третье место Денни Халму – к концу гонки на его McLaren начались серьёзные проблемы с коробкой передач, и в нормальных условиях он стал бы лёгкой добычей Эймона и Бельтуаза. Финиш сезона оказался скомканным не только потому, что награждать за победу в чемпионате было некого, но и из-за того, что особенно остро встал вопрос о безопасности пилотов, зрителей и организации Гран При.
Перемены назрели и были совсем не за горами. Одновременно с Гран При в Мексике, в Париже проходил ежегодный конгресс FIA, где свои полномочия сложил президент CSI (Commission Sportive Internationale) Морис Баумгартнер. Вместо него главой основного органа управления автоспортом стал немецкий аристократ, князь Поль Альфонс де Меттерних-Виннебург, склонный искать консенсус с пилотами в вопросах безопасности. А Гран При Мексики надолго покинет календарь чемпионата мира.