Гонка #752: 19 марта 2006 года. Гран При Малайзии. Сепанг |
|
Поул | Джанкарло Физикелла (Renault) – 1:33,840 (212,647 км/ч) |
Лучший круг | Фернандо Алонсо (Renault) – 1:34,803 (210,487 км/ч) |
Победитель | Джанкарло Физикелла (Renault) – 1:30:40,529 (205,397 км/ч) |
В сезоне 2006 года в Формуле 1 произошло немало изменений. Главным из них стал переход с трёхлитровых моторов V10 на 2,4-литровые V8. Поводом для перемен стало то, что мощность двигателей и скорость машин достигли опасных значений. По расчётам, уменьшение объёма двигателя должно было снизить мощность примерно на 200 лошадиных сил, а скорость – на 3-4 секунды.
Первые результаты на тестах оказались немного пугающими – скорость упала на шесть секунд. Но к старту сезона дела наладились. Мощность действительно упала примерно на 200 л.с., но только при тех же оборотах, а V8 можно было раскручивать до больших значений – выше 19 000 оборотов в минуту, максимальных для двигателей предыдущего поколения.
Первой рубеж в 20 000 оборотов преодолела компания Cosworth, что стало рекордом для машин Формулы 1. Когда мотор раскручивался до подобных значений, его мощность приближалась к прежним показателям. А так как в 2006-м снова была разрешена смена шин по ходу дистанции, фактическая скорость машин в гонках оказалась очень близкой к той, что демонстрировалась год назад.
Интересно, что Cosworth в 2006-м поставляла сразу две версии мотора – V8 и V10. Переход на новые двигатели обошёлся командам недёшево и для Minardi, слабейшей команды в пелотоне, сделали исключение – специальным решением с согласия всех команд разрешив использовать старые V10. Скандал, однако, разразился уже в конце 2005-го, когда стало известно о покупке команды Red Bull и превращении её в Toro Rosso. Очевидно, что необходимость в подобном «исключении» отпала, но что-то менять уже было поздно.
Помимо Toro Rosso, в чемпионате появились ещё три новые команды – BMW, выкупившая Sauber (в знак уважения к Петеру Зауберу слово Sauber по-прежнему присутствовало в названии), Midland, пришедшая на смену Jordan, и Super Aguri. Последняя была в кратчайшие сроки создана бывшим гонщиком Формулы 1 Агури Сузуки при широкой поддержке Honda, и фактически представляла собой «дочернюю» команду японской компании.
Ещё до старта первой гонки компания Michelin объявила, что сезон станет для неё последним в Формуле 1. Это поставило команды перед непростым выбором – продолжать работать с французскими шинниками, чья продукция в 2005-м имела явное преимущество, или предпочесть Bridgestone, чтобы пораньше адаптироваться к японской резине. В итоге Williams и Toyota решили переметнуться в лагерь японцев. В Toro Rosso, напротив, перешли с Bridgestone на Michelin, чтобы было проще использовать наработки «старшей» команды.
Первый же Гран При (он впервые за много лет проходил не в Австралии, а в Бахрейне) принёс очень неоднозначные результаты с точки зрения противостояния производителей резины. С одной стороны, Williams и Toyota просто провалились относительно своей прошлогодней формы. С другой, машины Ferrari на таких же шинах оказались достаточно быстры, завоевав в квалификации (она впервые проходила по хорошо знакомому нам сегодня регламенту из трёх сессий) весь первый ряд стартового поля. На финише Алонсо на Renault с шинами Michelin и Михаэля Шумахера на Ferrari с Bridgestone разделила всего секунда, так что по крайней мере в случае Скудерии японская резина была вполне конкурентоспособна.
Второй этап сезона проходил в Малайзии. Квалификация получилась несколько хаотичной, так как из-за ограничений на срок службы двигателя (каждый мотор должен был использоваться два Гран При подряд) сразу пятеро пилотов должны были потерять по 10 мест на стартовой решётке после досрочной замены. Среди них оказались оба гонщика Ferrari, Михаэль Шумахер и Фелипе Масса, а также Дэвид Култхард, Рубенс Баррикелло и Ральф Шумахер.
В итоге стартовый протокол значительно отличался от итогов квалификации, но тройка лидеров осталась прежней. С поула стартовал Джанкарло Физикелла на Renault, со второго места – Дженсон Баттон на Honda, а с третьего – Нико Росберг на Williams. Росберг проводил лишь свой второй Гран При в карьере, и тот факт, что в квалификации он смог опередить своего напарника Марка Уэббера, не остался незамеченным. Благодаря штрафу, наложенному на Шумахера-старшего, Уэббер стартовал четвёртым, впереди двух McLaren – Монтойи и Райкконена. Алонсо начинал гонку седьмым, а Михаэль – 14-м.
На старте Физикелла и Баттон сохранили позиции, а между пилотами Williams произошло настоящее сражение, которым воспользовался Алонсо, опередивший обоих. Уэббер оказался четвёртым, а Росберг, после контакта с напарником – седьмым. Кими Райкконен стартовал неудачно, попал под атаки Кристиана Клина и после контакта в четвёртом повороте сошёл с поломанной подвеской. Австриец же отправился в боксы менять проколотое колесо. Михаэль Шумахер закончил первый круг на 10-м месте.
В дальнейшем борьба за победу свелась к тактической. Все лидеры выбрали стратегию двух пит-стопов, но останавливались в разные моменты. Но несмотря на более ранний, чем у Баттона и Алонсо, пит-стоп Физикеллы, итальянцу удалось сохранить лидерство как после первого, так и после второго посещения боксов.
Алонсо, благодаря значительно более позднему пит-стопу, со второй попытки смог взять верх над Баттоном. Пилоты Williams участвовать в борьбе за подиум не смогли – и проблемой стала не скорость, а надежность. Росберг сошёл уже на седьмом круге из-за отказа двигателя, Уэббер на 16-м из-за поломки гидравлики. Гидравлика подвела и пилотов Red Bull Racing, Кристиана Клина и Дэвида Култхарда.
Что касается Михаэля Шумахера, то по ходу дистанции он постепенно отыгрывал позиции, но большую часть гонки провёл в трафике, так как использовал такой же тактический план, что и остальные пилоты. А вот в отношении его нового напарника, Фелипе Массы, стартовавшего лишь 21-м, в Ferrari решились на стратегию одного пит-стопа. И она полностью оправдала себя – дозаправившись и сменив шины на 29 круге, он оказался седьмым. А после своего второго пит-стопа Михаэль вернулся на трассу позади Фелипе!
Шумахер быстро нагнал Массу, но пропускать лидера команды тот не собирался. Из боксов тоже никаких сигналов не поступало, так что до самого финиша две Ferrari сражались между собой за пятую позицию. Фелипе в итоге так и остался впереди, хотя отрыв составил всего 0,6 секунды. Алонсо, впрочем, тоже не смог опередить напарника, финишировав через 4,5 секунды после Физикеллы.
Эта победа оказалась для Джанкарло третьей в его карьере – но одновременно и последней. Более того – с тех пор и по настоящее время в Формуле 1 никогда больше не побеждали итальянцы. А дубль Renault был всего лишь вторым в истории – и тоже на настоящий момент последним. В предыдущий раз две Renault финишировали на двух первых позициях в Гран При Франции 1982 года.