Гонка #244: 7 июля 1974 года. Гран При Франции, Дижон-Пренуа |
|
Поул | Ники Лауда (Ferrari) – 0:58,79 (201,402 км/ч) |
Лучший круг | Джоди Шектер (Tyrrell) – 1:00,00 (197,340 км/ч) |
Победитель | Ронни Петерсон (Lotus) – 1:21:55,02 (192,722 км/ч) |
В 1974-м Гран При Франции опять проводился в новом месте – на недавно построенной трассе Дижон-Пренуа, или кратко Дижон. Решение провести гонку именно здесь было весьма смелым и, откровенно говоря, неоправданным. Главной проблемой трассы в Бургундии стали её размеры – она оказалась слишком маленькой, причём во всех смыслах.
Командам было откровенно тесно в боксах, а короткий, 3,2-километровый и при этом очень быстрый круг пилоты проезжали всего за минуту. Заявки на участие подали 30 участников, чтобы избежать хаоса, FOCA, в лице Берни Экклстоуна, Колина Чэпмэна и Макса Мосли, посоветовала организаторам ограничить стартовый лист 22-мя машинами. Организаторы вняли этому совету, вызвав настоящий гнев со стороны частных команд.
На квалификации был установлен рекорд Формулы 1 – в первый (и последний) раз в истории пилотам удалось проехать круг по трассе быстрее, чем за одну минуту. Причём сделали это сразу 12 человек! Показавший 13-е время Жаки Икс подвёл черту под их усилиями, преодолев трассу ровно за минуту. Соответственно, время поула, завоёванного Ники Лаудой, 0:58,79 – наименьший результат на круге за всю историю чемпионата мира.
Быстрее, чем за 59 секунд, проехать круг больше никому не удалось – Ронни Петерсон на Lotus уступил австрийцу около 0,3 секунды. Для столь короткого круга это было достаточно много, тем более, что в следующих 0,3 секунды поместилось ещё шесть пилотов! Интересно, что с третьей позиции стартовал Том Прайс, проводивший всего лишь третью гонку в Формуле 1, и вторую – за Shadow Racing. Четвёртое время показал ещё один пилот Ferrari, Клей Регаццони.
Из-за жёсткого ограничения стартового листа не смогли принять участие в гонке сразу восемь пилотов. К большому сожалению местной публики, среди них оказалось три француза – Жан-Пьер Жабуй, Жозе Долем и Жерар Лярусс. Ещё большим расстройством для зрителей стал тот факт, что сильнейший из французских пилотов, Патрик Депайе, разбил свой Tyrrell 007 и гонку должен был провести на старой модели 006.
Старт прошёл не слишком гладко – организаторы задержались с отмашкой флага, и если Лауда и Петерсон начали гонку успешно, то Прайс отвлёкся на приборы, так как следил, чтобы двигатель не перегрелся, и ускорился не сразу. Стартовавший восьмым Ройтеман этого не заметил и врезался в Shadow. Тот, в свою очередь, протаранил Hesketh Джеймса Ханта. Хант сошёл сразу же, Прайс смог добраться до боксов – но так там и остался. Ройтеман продолжил гонку, откатившись на последнее место, но на 24-м круге вынужден был прекратить борьбу из-за последствий столкновения.
Лауда лидировал, его преследовал Петерсон, а замыкал первую тройку Регаццони. Эти трое быстро отрывались от остального пелотона, который возглавлял сначала Майк Хэйлвуд, а затем Шектер. На 15-м круге Шектера обогнал Фиттипальди, ставший главным героем первой трети гонки – ему удался впечатляющий прорыв с восьмой на четвёртую позицию после неудачного старта. Причём, скорость Эмерсона выглядела достаточной даже для того, чтобы догнать Регаццони.
К этому моменту чувствовалось, что темп обеих Ferrari упал. Петерсон неотступно преследовал Лауду, и на 17-м круге пошёл в атаку. Подобравшись вплотную в повороте Pouas, на главной прямой он вышел из аэродинамической тени Ferrari и к первому повороту возглавил гонку. Шансов на контратаку у Ники не было – какое-то время он держался позади Lotus, но постепенно начал отставать.
Борьба за подиум на этом фактически закончилась. Петерсон легко довёл гонку до победы, Лауда финишировал вторым. В какой-то момент казалось, что Фиттипальди может догнать Регаццони, но на 28-м круге он вынужден был сойти, впервые в сезоне – его McLaren начала стремительно терять масло. На второй половине дистанции в восьмёрке лучших не произошло ни одного изменения. Да и в остальном пелотоне ситуация оказалась немногим лучше – с 47-го по 80-й круг на трассе произошёл всего один обгон – Хилл обогнал Миго в борьбе за 13-е место.
По единодушному мнению зрителей, журналистов и участников, гонка оказалась чрезвычайно скучной. Впрочем, борьбы на трассе оказалось так мало ещё и потому, что результат всех устраивал. Победа, всего вторая в сезоне, позволила Петерсону и Lotus вернуть былую уверенность в своих силах, а Лауде второе место дало возможность возглавить личный зачёт. Регаццони, благодаря третьему месту, оставался одним из главных претендентов на титул и опережал основного соперника Скудерии – Фиттипальди.
Едва ли не главным итогом гонки стало понимание того, что проводить этапы Формулы 1 на этой трассе нет никакого смысла. Два последующих Гран При Франции провели на Поль-Рикар, а когда в 1977-м чемпионат вернулся в Дижон, трасса была существенно перестроена.