Гонка #201: 20 июня 1971 года. Гран При Голландии. Зандфорт |
|
Поул | Жаки Икс (Ferrari 312B2) - 1:17,42 (194,973 км/ч) |
Лучший круг | Жаки Икс (Ferrari 312B2) - 1:34,95 (158,976 км/ч) |
Победитель | Жаки Икс (Ferrari 312B2) - 1:56,20.09 (151,379 км/ч) |
Между третьим и четвёртым этапами чемпионата мира, Гран При Монако и Гран При Нидерландов, прошёл целый месяц. В промежутке между ними была запланирована гонка в Спа, но она не состоялась. Ассоциация гонщиков GPDA по инициативе Джеки Стюарта, как и в 1969-м, отказалась выступать на опасной трассе, и Гран При пришлось отменить.
Очередной «крестовый поход» Стюарта за безопасность трасс дорого стоил его репутации. На протяжении десятилетий гонки и смерть шли рука об руку, к этому давно привыкли. Нежелание Стюарта смириться с таким положением дел вызывало раздражение у многих консерваторов. После отмены Гран При Бельгии 1971 года на Джеки обрушился даже знаменитый британский журналист Денис Дженкинсон, назвавший шотландца трусом. Полемика между ними продолжалась несколько месяцев. Победителем вышел Стюарт – Формула 1 вернулась в Спа только в 1983 году, после радикальной перестройки трассы.
Слова Дженкинсона, при всём его авторитете, были изначально скомпрометированы тем, что Стюарт был одним из самых быстрых (а следовательно – и смелых) пилотов своего времени, и к этому моменту уверенно лидировал в чемпионате. В трёх гонках на своём Tyrrell он одержал две победы и ещё один раз финишировал вторым. На его счету было уже 24 очка, тогда как у ближайшего преследователя, Жаки Икса из Ferrari, только 10.
Разумеется, Стюарт был главным фаворитом и в Зандфорте. Для Джеки всё складывалось как нельзя лучше – в его распоряжении была быстрая Tyrrell 003, с надёжным мотором Cosworth DFV и отличными шинами Goodyear.
Тем временем соперники пустились в эксперименты. В Ferrari сменили слегка устаревшую, но всё ещё весьма быструю и надёжную 312B на новую 312B2, но надежд она явно не оправдала. Революционная задняя подвеска в сочетании со специфическими шинами Firestone приводила к заметным вибрациям, к тому же (а может и вследствие этого) машина оказалась очень ненадёжной.
В Lotus представили в Зандфорте свою сенсационную модель 56B с газовой турбиной Pratt & Whitney. На доработку этой машины команда потратила много сил в последние полгода, но она сохраняла статус экспериментальной и была сделана в единственном экземпляре. Её пилотировал Дэвид Уокер. Рейне Виселль впервые в сезоне сел за руль Lotus 72D, дебютировавшей в Монако под управлением Эмерсона Фиттипальди.
Сам бразилец приехать в Голландию не смог – спустя пару дней после гонки в Монте-Карло он вместе с женой Марией Хеленой попал в тяжёлую дорожную аварию в Швейцарии, сломав несколько рёбер. В Зандфорте его сменил южноафриканец Дэйв Чарлтон, тоже получивший 72D. Впрочем, «получивший» – сильно сказано. В пятницу за руль той же машины сел Уокер – и серьёзно разбил её, так что Чарлтону в итоге выйти на старт так и не пришлось.
С точки зрения безопасности голландский Зандфорт тоже не был эталоном, да и гонка эта традиционно была одной из самых малопосещаемых. Этап оставался в календаре не в последнюю очередь потому, что команды любили проводить здесь тесты. Однако давление на организаторов гонки всё же оказывалось, и перед Гран При 1971 года они клятвенно пообещали начать реконструкцию автодрома в следующем году.
Интрига сезона 1971 года довольно сильно отличалась от нескольких предыдущих – всё сводилось к противостоянию Джеки Стюарта на Tyrrell с гонщиками, на машинах которых были установлены двигатели V12. В квалификации Гран При Голландии верх взяли V12 – поул завоевал Жаки Икс на Ferrari, второе время показал Педро Родригес на BRM. Стюарт оказался лишь третьим, хотя проиграл совсем немного. Далее следовали представители Ferrari и Matra Клей Регаццони и Крис Эймон.
Погода в Зандфорте весь уик-энд была неважной, а в воскресенье дождь зарядил с самого утра. Организаторы даже предоставили гонщикам специальную 15-минутную разминку, чтобы адаптироваться к влажной трассе и дождевым шинам, в ходе которой Марио Андретти выяснил, что на его Ferrari отказал топливный насос. К моменту старта механики всё ещё пытались отремонтировать его машину…
Несмотря на непогоду, на трибунах собралось довольно много зрителей – привлечённых, по всей видимости, первым за много лет участием в гонке местного пилота, Гейса ван Леннепа. Голландец был заводским пилотом Porsche в гонках на выносливость и всего неделей раньше выиграл «24 часа Ле-Мана» в паре с Хельмутом Марко. Дебют в Формуле 1 за рулём Surtees TS7 стал для него своего рода призом.
Дождь заметно сместил приоритеты – у Goodyear были превосходные шины для сухого асфальта, но дождевая резина не обновлялась уже два года. В Firestone, напротив, только-только представили свои новые дождевые шины B26, и их эффективность на влажном асфальте стала очевидна с первых метров дистанции. Икс и Родригес на Firestone отлично стартовали и легко захватили лидерство, позади них с трудом удерживал третью позицию Стюарт.
В Matra использовали Goodyear, и уже на втором круге занимавший четвёртое место Крис Эймон потерял контроль над машиной и врезался в ограждение в повороте Tarzan. Ему удалось продолжить движение, но радиатор оказался повреждён слишком сильно, так что невезучий новозеландец добрался только до боксов. Стюарт тем временем буквально сражался со своей машиной и шинами и на втором круге там же, в Tarzan, столкнулся с Петерсоном. Удар был не очень сильным, но он стоил шотландцу пяти позиций.
На третье место вышел Регаццони, на четвёртое – Сёртиз, далее следовали Виселль и Петерсон. Таким образом, вся первая шестёрка ехала на шинах Firestone. Тем временем 180-градусный Tarzan продолжал собирать свою жатву – здесь столкнулись Пескароло и Шенкен, Галли и Север, здесь же разбил свой Lotus с турбиной Уокер.
Необычным образом закончилась гонка для Висселя. Он начал терять темп, на пятом круге пропустил Петерсона, а на седьмом заметил, что заднее колесо на его машине разболталось и вот-вот слетит со ступицы! Однако въезд на пит-лейн швед только что проехал и не придумал ничего лучшего, как свернуть туда на выезде! Колесо удалось закрепить, но вскоре после возвращения на трассу Висселя дисквалифицировали.
Впрочем, в центре внимания оставалась пара лидеров – Икс и Родригес вели напряжённую борьбу за первое место. На восьмом круге мексиканец вышел вперёд, но Икс не сдавался и ехал вплотную за ним. На 30-м круге Иксу удалось обогнать соперника, но спустя круг Педро воспользовался обгонами круговых и успешно контратаковал. Спустя ещё круг Жаки Икс вновь оказался впереди.
Силы соперников были почти равны, но Ferrari Икса немного лучше чувствовала себя на выходах из поворотов и разгонах, и постепенно бельгийцу удалось создать небольшой отрыв от BRM Родригеса. Темп этой пары, однако, оказался таков, что к концу гонки они оба обогнали ехавшего третьим Регаццони на круг, а всех остальных – минимум на два круга! За пять кругов до финиша Регаццони тоже стал жертвой Tarzan, сломав там носовой обтекатель своей Ferrari, но финишировать третьим ему это не помешало.
Своей победой Икс подтвердил репутацию «короля дождя» и принёс Ferrari 312B2 её первую победу. Так как Стюарт очков не заработал, Жаки серьёзно сократил отставание в чемпионате, а в Кубке конструкторов Ferrari и вовсе вышла на первое место.
Впрочем, битва изначально была неравной. На финише первые восемь мест заняли пилоты на резине Firestone. Четверо финишировавших (и классифицированных) на Goodyear делили между собой последние четыре места, хотя среди них было три чемпиона мира – Грэм Хилл, Джеки Стюарт и Денни Халм. Однако в остальных Гран При подобная расстановка сил могла сохраниться только в том случае, если бы все они прошли под дождём.