Гонка #190: 5 июля 1970 года. Гран При Франции. Клермон-Ферран |
|
Поул | Жаки Икс (Ferrari 312B) - 2:58,22 (162,709 км/ч) |
Лучший круг | Джек Брэбэм (Brabham BT33) - 3:00,75 (160,432 км/ч) |
Победитель | Йохен Риндт (Lotus 72C) - 1:55,57.00 (158,391 км/ч) |
Гран При Франции очень часто менял прописку. Иногда казалось, что французы получают удовольствие от бесконечных смен трасс, принимавших национальный этап Формулы 1. Судите сами – в 1966-м гонка проходила в Реймсе, в 1967-м – в Ле-Мане, в 1968-м – в Руане, в 1969-м – в Клермон-Ферран. И на этом французские трассы отнюдь не кончились.
В 1970-м Гран При Франции должна была принять трасса в Альби. Это был уже достаточно известный в Европе трек, построенный на месте некогда знаменитой трассы Ле Планк в Лангедоке, закрытой после катастрофы в Ле-Мане в 1955 году. Трасса в Альби получилась не такой скоростной, зато гораздо более безопасной, и к 1970 году была неплохо знакома европейским пилотам, так как здесь проводились гонки Формулы 2 и Формулы 3 (в те годы многие пилоты имели обыкновение выступать одновременно в нескольких категориях).
Планам не суждено было сбыться. К Гран При Формулы 1 трасса оказалась не готова, и гонку решено было перенести в Клермон-Ферран. Это был первый случай с 1961 года, когда Гран При Франции проводился в одном месте два года подряд. К сожалению, в Альби Формула 1 в итоге так никогда и не побывала.
Смена места проведения гонки наверняка обрадовала представителей Matra, Ferrari и BRM. Ведь в отличие от относительно медленной трассы в Альби, на скоростном кольце Шарад в Клермон-Ферран их мощным V12 было где разгуляться. Хотя пик доминирования моторов Cosworth DFV пришёлся на предыдущий сезон, когда машины с такими моторами выиграли абсолютно все гонки чемпионата, в 1970-м оно вовсе не закончилось. В первой половине чемпионата на счету V12 была всего одна победа – на скоростной трассе в Спа первым финишировал Педро Родригес на BRM. Во Франции представители заводских команд надеялись на повторение успеха.
Впрочем, настроение в паддоке было не слишком радостное. В McLaren приходили в себя после трагической гибели месяцем раньше основателя команды Брюса Макларена. Команда Фрэнка Уильямса, выступавшая в том году на De Tomaso, во Францию вообще не приехала, тяжело переживая гибель Пирса Кариджа на предыдущем этапе.
Да и многие зрители, которых в день гонки в Клермон-Ферран собралось 50 тысяч, всё ещё находились под впечатлением гибели сразу двух молодых французских пилотов, Дени Дейана и Жана-Люка Саломона, во время гонки Формулы 3 в Руане в предыдущие выходные. Саломон, кстати, должен был выйти на старт и в Клермон-Ферране за рулём Lotus команды World Wide Racing. Его заменил испанский ветеран Алекс Солер-Роч.
Единственной радостной новостью стало возвращение за руль Денни Халма, оправившегося, наконец, от ожогов рук, полученных в гонке Инди-500. Он вновь занял своё место в McLaren, и это означало, что Дэну Гёрни на аналогичной машине теперь придётся доказывать своё право выйти на старт в квалификации – у McLaren был только один гарантированный слот на стартовой решётке. Всего таких слотов было 10, а на старт допускалось 20 машин. В заявочном листе значилось 24 участника, а значит, для четырёх из них Гран При должен был закончиться уже в субботу.
Фактически в квалификации участвовало только 23 машины – Джон Сёртиз не приехал на Гран При. Чемпион 1964 года выступал за собственную команду Surtees, используя шасси McLaren. А учитывая высокий спрос на моторы DFV, в Cosworth удовлетворяли потребности маленьких команд, вроде Surtees, по остаточному принципу. Оставшись без конкурентоспособного мотора, Сёртиз решил не тратить время и деньги на выступление в Клермон-Ферран, а заняться подготовкой собственного шасси, которое должно было дебютировать на следующем Гран При в Великобритании.
Как и следовало ожидать, лучшее время в квалификации показал Жаки Икс на Ferrari, а второе – Жан-Пьер Бельтуаз на Matra. На обеих машинах стояли моторы V12. Лучший из представителей «клана Cosworth», Крис Эймон из March, уступил Иксу почти секунду. Четвёртое место также досталось шасси March, но из другой команды – им управлял Джеки Стюарт из Tyrrell.
На тот момент Стюарт лидировал в чемпионате, но нельзя сказать, что шансы действующего чемпиона мира на подтверждение титула расценивались очень высоко. На предыдущем этапе Риндт получил доработанную версию Lotus 72C, и его преимущество в Зандфорте выглядело просто подавляющим. В личном зачёте австриец теперь проигрывал Стюарту всего одно очко, имел в своём распоряжении лучшую машину, так что Джеки оставалось лишь уповать на скорый дебют нового шасси Tyrrell, который постоянно откладывался.
Проблема заключалась в том, что с трассой в Клермон-Ферране у Риндта были связаны очень неприятные воспоминания. В прошлом году весь уик-энд на трассе Шарад он страдал от тошноты и головокружений, с которыми в наше время его бы даже не допустили на старт. К тому же, у Риндта была язва желудка, и австриец жаловался, что из-за высоких перегрузок испытывает постоянную боль.
В квалификации Риндт показал только шестое время, уступив ещё и Джеку Брэбэму, который в свои 44 года вновь посрамил критиков, торопивших его на пенсию. Тем не менее, Риндт уступил Брэбэму буквально мгновение, а поулу – полторы секунды, что не так много для восьмикилометровой трассы, круг по которой занимал у пилотов три минуты.
Халм отметил своё возвращение блестящим седьмым временем в квалификации, впереди мощной Matra Анри Пескароло. Никто из пилотов BRM не смог воспользоваться преимуществом своих V12. Педро Родригес показал лишь 10 время, Джеки Оливер 12-е, Джордж Итон 19-е. Между Родригесом и Оливером разместилась вторая Ferrari под управлением Игнацио Джунти. К форме итальянца возникало всё больше вопросов.
Что касается отсеявшихся после квалификации, то тут тоже особых сюрпризов не было. Три худших времени показали Сильвио Мозер на Bellasi, а также две частных Lotus – Солер-Роча и Пита Лавли.
В те годы на старте чаще всего использовалась схема размещения машин 3-2-3-2, но стартовая прямая в Шараде для этого была слишком узкой. Поэтому пилоты выстроились на решётке парами по две машины, но в отличие от сегодняшнего дня, на каждом ряду машины стояли на одном уровне.
На старте Икс удержал лидерство, Бельтуаз остался вторым, а Стюарт опередил Эймона и вышел на третье место. Брэбэм стартовал неудачно, пропустив нескольких соперников, так что пятым оказался Риндт. Уже к третьему кругу стало ясно, что Стюарт не может поддерживать темп 12-цилиндровых машин, чемпион начал понемногу отставать. В то же время он сохранял некоторый отрыв от Эймона.
Особой борьбы за позиции не было, судьбу гонки должна была решить надёжность, а она к сильным местам моторов V12 не относилась. Первыми её жертвами стали машины BRM. Ещё на стартовой решётке у Джеки Оливера возникли проблемы с топливной системой, он откатился назад и после пяти кругов сошёл. Спустя круг из-за отказа коробки передач закончилась гонка и для Родригеса, а Итону пришлось заехать в боксы для замены кабеля.
Впрочем, в это же время возникли проблемы с зажиганием и у Джеки Стюарта, ему пришлось вернуться в боксы для продолжительного ремонта. Тем временем Риндт опередил Эймона, благодаря чему поднялся на третье место. Пятым ехал Анри Пескароло на Matra, но бросить вызов новозеландцу не мог.
Икс и Бельтуаз продолжали лидировать – француз не отставал, но и никаких попыток атаковать позиции Ferrari не предпринимал. Так продолжалось вплоть до 15-го круга, когда мотор на машине Икса вдруг начал сдавать. Воспользовавшись этим, Бельтуаз захватил лидерство. Трибуны ликовали – француз на французской машине с французским мотором лидировал на Гран При Франции.
Иксу пришлось вернуться в боксы, где выяснилось, что гонка для него окончена – подвёл дефектный клапан. Бельтуаз уверенно лидировал, опережая Риндта на 15 секунд, и, казалось, легко мог увеличить отрыв, если бы это потребовалось. Однако постепенно темп Риндта рос, а Бельтуаза – падал. С каждым кругом Бельтуаз всё больше терял скорость, его машина явно испытывала сложности с управляемостью.
В конце концов, стало ясно, в чём проблема – одним из многочисленных острых камней на трассе Бельтуаз пробил заднее колесо, и оно постепенно спускало. Однако поняли это в Matra слишком поздно – Жан-Пьер отправился в боксы только на 27-м круге, а Риндт опередил его уже на 25-м. Помешать Риндту выиграть гонку было некому – Эймон был не так уж далеко, но в скорости не превосходил австрийца. На финише их разделили 7 секунд.
На третье место выбрался блестяще отыгравшийся после неудачного старта Джек Брэбэм. Таким образом, на трассе, где все прочили успех моторам V12, весь подиум заняли представители «клана Cosworth» с их V8, и даже четвёртое место досталось Денни Халму на McLaren с таким же мотором. Единственным пилотом с 12-цилиндровым мотором, заработавшим очки во Франции, оказался Анри Пескароло, который довёл свою Matra до финиша на пятом месте, с трудом отбив атаки Дэна Гёрни на последних кругах.
Риндт отлично понимал, что отчасти должен благодарить за свой успех удачу, однако всё равно был очень рад. Третья в сезоне победа сделала его лидером чемпионата, а учитывая то, что Стюарт вовсе не заработал очков, у Йохена даже появился некоторый отрыв. К тому же, на этот раз он не страдал от головокружений, а значит, год назад они были лишь следствием аварии в Монтжуик-парке. Теперь же со здоровьем у Йохена Риндта всё в порядке, в его распоряжении самая быстрая машина, и он уверенно лидирует в чемпионате. Лучше не бывает.