Гонка #448 20 сентября 1987 года. Гран При Португалии. Эшторил |
|
Поул | Герхард Бергер (Ferrari F187) – 1:17,620 (201,752 км/ч) |
Лучший круг | Герхард Бергер (Ferrari F187) – 1:19,282 (197,523 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (McLaren MP4/3) – 1:37,03,906 (188,224 км/ч) |
Середину сезона 1987 года Нельсон Пике провёл очень удачно, одержав три победы в четырёх гонках и ещё один раз финишировав вторым. Благодаря этому бразилец оторвался от преследователей в чемпионате, став основным фаворитом в битве за титул. На счету Нельсона было 63 очка, у Айртона Сенны 49, а у Мэнселла 43. Прост фактически из борьбы выбыл – из-за постоянных сходов McLaren у него было вдвое меньше очков, чем у Пике.
Успех на предыдущем этапе, в Монце, Нельсон Пике праздновал не в последнюю очередь благодаря активной подвеске на его Williams. Система была капризной и тяжёлой, так что поначалу пилоты ей не доверяли. Но постепенно качество её работы росло, и Нельсон поверил в неё первым. В Португалию Williams привезла две машины с активной подвеской, и две – с пассивной. Опробовать новинку впервые решил и Найджел Мэнселл.
Но обсуждали Мэнселла в паддоке не только поэтому. Многим уже давно не давали покоя странности в физической форме Найджела – огромный британец часто к финишу обессиливал настолько, что не мог без посторонней помощи вылезти из кокпита! В конце лета в британской Sunday Times появилось предположение, что это происходит из-за того, что Биг Найдж принимает некий допинг – или наркотики.
Врача Мэнселла, Грайялеса Роблеса, обвинили в том, что именно он снабжает британца запрещёнными веществами. В ответ доктор ответил, что все проблемы Найджела – следствие его пренебрежения физической подготовкой, крайней растренированности и низкой самодисциплины. В конце концов, Мэнселл был не единственным, кто испытывал сложности с физической формой – тот же Айртон Сенна порой по ходу гонки доходил до полуобморочного состояния, пока за него не взялись физиотерапевты Нуно Кобра и Пьер Балейдье.
Впрочем, уже к субботе у прессы появились другие герои, в первую очередь – Герхард Бергер. Австриец неожиданно завоевал поул – первый в карьере, и первый для Ferrari с начала 1985 года! Команда напряжённо работала над F187, чтобы добиться прогресса, тяжёлый труд, похоже, начал приносить результат. После окончания квалификации в боксы Скудерии с бутылкой шампанского зашёл сам Берни Экклстоун. Успех Ferrari выгоден чемпионату.
Правда, не обошлось и без доли везения – в субботу, сразу после лучшей попытки Бергера, в Эшториле пошёл дождь и многие пилоты не смогли улучшить своё время. Так или иначе, Герхард стал всего лишь четвёртым пилотом в сезоне, сумевшим завоевать поул. До этого лишь Айртон Сенна в Сан-Марино единственный раз смог нарушить гегемонию Williams в квалификации.
Доминировавший в пятницу Мэнселл в итоге остался вторым, третье время показал Ален Прост. Пике только четвёртый, в полусекунде от результата Герхарда, но впереди Сенны. Ещё одна Ferrari, под управлением Микеле Альборето, оказалась на шестом месте. Итальянец проиграл напарнику 0,9 секунды, но жаловался на проблемы с коробкой передач.
Все остальные остались очень далеко позади, по сути, выступая в другой лиге. Показавший седьмое время Риккардо Патрезе на Brabham-BMW отстал от Бергера на 2,3 секунды! Стефан Йохансон на второй McLaren - 2,5 секунды, а кроме них менее трёх секунд результату Ferrari уступили только пилоты Benetton Тьерри Бутсен и Тео Фаби.
Всю субботу Найджел Мэнселл жаловался на свой мотор, выдававший недостаточно мощности, однако в Honda неизменно ему отвечали, что с двигателем всё в порядке. В Williams давно подозревали японцев в фаворитизме по отношению к Lotus или даже лично Сенне, и происходящее стало очередным тому подтверждением. Во многом из-за этого в конце года контракт между Williams и Honda будет расторгнут.
В воскресенье мотор Мэнселлу всё же поменяли. Правда, жаловаться на недостаток мощности после этого Найджел не перестал, но, быть может, благодаря этому ему удалось выиграть старт, возглавив пелотон. Бергер остался вторым, Прост сохранил третью позицию, на четвёртую вышел Сенна.
Тем временем неудачно стартовавший Пике пытался не дать опередить себя во втором повороте Ferrari Микеле Альборето. Машины столкнулись, спровоцировав массовый завал, в котором, помимо двух инициаторов, пострадали также Накаджима, Брандл, Кампос, Арну, Даннер, Чивер и Альо. Несколько машин замерли прямо на трассе, заблокировав её, но организаторы останавливать гонку даже не подумали!
Пилоты продолжали борьбу, и в первом повороте второго круга Бергер опередил Мэнселла, после чего они обнаружили перед собой перегороженную трассу. К счастью, им удалось избежать аварии, и только после этого дирекция гонки вывесила красный флаг.
На повторный старт Альборето, Чивер, Арну, Брандл и Альо вышли на запасных машинах. Машину Пике удалось починить – пересаживаться на запасную Нельсон не захотел, так как на ней не было активной подвески. А вот в Zakspeed запасная машина была только одна, и так как досталась она Брандлу, для Кристиана Даннера на этом уик-энд завершился.
Второй старт удивительно походил на первый – Мэнселл вновь легко опередил Бергера, но лишь для того, чтобы вернуть ему лидерство на втором круге. А вот Прост во второй раз стартовал неудачно (возможно, это связано с тем, что "нечётная" сторона стартовой решётки была очень пыльной), пропустив Сенну и Пике.
Захватив лидерство, Бергер начал быстро отрываться от Мэнселла, в то время как тот почти с той же скоростью уезжал от Сенны. Пике был способен ехать в темпе своего напарника, но никак не мог опередить Айртона. Только на 11-м круге Пике вышел вперёд, и почти сразу после этого Lotus молодого бразильца потеряла темп и медленно покатилась в боксы – возникли проблемы с электроникой. Решить их удалось, но Сенна потерял в боксах больше круга, а с ним лишился и реальных шансов на титул.
Спустя ещё круг гонка и чемпионат практически лишились интриги – новый двигатель Мэнселла просто отключился. Реанимировать его не удалось, так что британец вынужден был сойти. На второе место вышел Пике, но он проигрывал Бергеру уже 10 секунд, а отремонтированная машина вела себя не идеально. Отставание от лидера таяло, но очень медленно – куда быстрее к самому Нельсону подбирались Альборето и Прост.
Бергер прибавил и к 24-му кругу довёл свой отрыв от Нельсона до 13-ти секунд. А на 27-м, воспользовавшись тем, что Пике замешкался при обгоне кругового, Альборето вышел на второе место! Две Ferrari лидировали в гонке, но недолго. Спустя два круга Пике вернул итальянцу долг, опередив того при обгоне кругового. Но уже на следующем круге бразилец свернул в боксы на плановый пит-стоп.
Альборето и Прост остались на трассе чуть подольше. Но если Прост смог извлечь из этого выгоду, вернувшись на трассу впереди Пике, то Альборето, успевший даже полидировать пару кругов после пит-стопа Бергера, несмотря на очень хорошую работу механиков умудрился проиграть Нельсону! После пит-стопа он вернулся на трассу только пятым, но и эту позицию удерживал всего два круга, после чего на Ferrari отказала коробка передач.
Однако вторая Ferrari продолжала лидировать, причём с большим отрывом. Прост постепенно приближался к Бергеру, но слишком медленно, чтобы бросить тому вызов на последних кругах. После 66 кругов двух лидеров всё ещё разделяли три секунды. Прост делал всё, что мог, Бергер отвечал ему тем же. Но всего за три круга до финиша Герхард немного перестарался в седьмом повороте, Ferrari развернуло и она оказалась за пределами трассы. Спустя несколько секунд Герхард вернулся на асфальт, но Прост к тому моменту уже давно промчался мимо.
Ален Прост выиграл Гран При Португалии, одержав свою 28-ю победу в Формуле 1. По этому показателю он вышел на чистое первое место в истории, побив рекорд Джеки Стюарта. Кроме того, он повторил рекорд Ники Лауды по числу подиумов – теперь у обоих их по 54, но Ники давно повесил шлем на гвоздь, а карьера Проста была далека от завершения.
Другой австриец, Бергер, финишировал вторым, в 20-ти секундах от Алена, и был этим крайне разочарован. "Я постоянно ехал на пределе, а потом допустил ошибку, - признал он после финиша. - Я не Ален Прост и не Ники Лауда..." Тем не менее, это лучший результат для Ferrari в сезоне, и первый подиум для Герхарда в 1987 году. Сразу после финиша Герхарду позвонил сам Энцо Феррари, поздравив и призвав не падать духом.
Пике финишировал третьим – не худший результат, учитывая обстоятельства. Из-за недостатка топлива Тео Фаби остановился в нескольких метрах от финиша, но был классифицирован четвёртым, так как Йохансон уже проигрывал лидеру круг. Сенна в итоге тоже добрался до финиша, но только седьмым. Это значило, что отрыв Пике в чемпионате достиг 18 очков и титул был почти у него в кармане.