Гонка #366 3 июля 1982 года. Гран При Нидерландов. Зандфорт | |
Поул | Рене Арну (Renault RE30B) – 1:14,233 (206,205 км/ч) |
Лучший круг | Дерек Уорик (Toleman TG181C) – 1:19,780 (191,868 км/ч) |
Победитель | Дидье Пирони (Ferrari 126C2) – 1:38:03,254 (187,331 км/ч) |
Гран При Нидерландов в 1982 году не должен был состояться. У организаторов возникли серьёзные финансовые трудности, так что даже за гонку 1981 года они задолжали FOCA $400 тысяч – и потеряли место в календаре, как и промоутеры Гран При Испании из-за аналогичных проблем.
Однако намеченный на 7 марта Гран При Аргентины был в итоге отменён, Гран При Сан-Марино из-за конфликта между FISA и FOCA превратился в фарс, а спонсоры команд начали выражать недовольство тем, что их рекламу никто не видит. В итоге было принято решение всё же провести один этап в Европе – в Испании или Нидерландах. Но испанский этап, помимо финансовых, имел и ещё одну проблему – его планировалось провести в Хараме. А эта трасса считалась небезопасной, и выходить там на старт гонщики категорически не хотели.
Выбор пал на Зандфорт. Так как у местных промоутеров денег по-прежнему не было, Экклстоун решил организовать гонку самостоятельно, предоставив спонсорам максимальные преференции. Обратной стороной этого решения стало минимальное вознаграждение для команд за этот этап.
Многие вообще не понимали, зачем это нужно Экклстоуну, ведь второпях организованная гонка почти наверняка будет убыточной. Но Берни уже сместил акцент своих интересов с владельцев трасс на телеканалы – он контролировал продажу прав на телетрансляции и видел огромные перспективы там, где остальные не видели ничего. Тогда же у Экклстоуна возникла идея провести гонку в Москве. Впрочем, это совсем другая история.
Вне всяких сомнений, сезон 1982 года был одним из худших, если не абсолютно худшим в истории Формулы 1. Чемпионат сотрясали конфликты и дрязги, война FISA и FOCA достигла апогея, пилоты устраивали забастовки, команды ловили друг друга на нарушениях регламента… Дисквалификации, споры относительно будущего и текущего регламента – этот сезон собрал всё худшее, что только когда-нибудь было в Формуле 1. Но самым ужасным событием стала гибель Жиля Вильнёва на квалификации в Бельгии. Для Ferrari это стало настоящим шоком, целых три гонки после этого команда проводила лишь с одной машиной.
К Гран При Нидерландов новый напарник у Дидье Пирони всё же появился. Им стал ещё один француз, Патрик Тамбэ. Он дебютировал ещё в 1977-м, но с командами ему откровенно не везло. В McLaren он пришёл, когда команда была на сильнейшем спаде, что едва не привело к завершению карьеры – в 1980-м он даже ушёл в Can-Am, где легко выиграл титул.
В 1981-м Патрик вернулся в Формулу 1, но выступал сначала за малоконкурентоспособную Theodore, а вторую половину сезона провёл за Ligier. Однако в восьми гонках не смог финишировать ни разу, да и обострилась травма – грыжа позвонка. Так что в 1982-м он снова остался без места, пока не получил приглашение от Скудерии. Для Тамбэ, который был одним из ближайших друзей Вильнёва, это многое значило. К тому же, с Пирони у него тоже были хорошие отношения, так что конфликтов в первой в истории Ferrari чисто французской паре пилотов никто не ждал.
Перед голландским этапом в Формуле 1 произошла ещё одна трагедия: на Гран При Канады погиб Рикардо Палетти. В Osella не стали искать ему замену, так что до конца сезона за команду выступал один Жан-Пьер Жарье. Зато замена произошла в Lotus – в Канаде Найджел Мэнселл сломал запястье и, несмотря на усилия врачей, к гонке в Зандфорте полноценно держать руль не мог.
Вместо него за руль Lotus 91 сел новичок, молодой бразилец Роберто Морено, неплохо выступавший в Формуле 3 и Формуле Атлантик. Разумеется, от таких предложений не отказываются, хотя отказаться стоило. Приехав на трассу, Морено обнаружил, что машина совершенно неуправляема – даже Элио де Анджелису за её рулём порой приходилось нелегко.
Ситуацию усугубила погода. Из-за проходившего в Испании чемпионата мира по футболу гонка была намечена на субботу, 3 июля, так как никаких игр в этот день не было. Квалификационные заезды, соответственно, начались в четверг. Но погода становилась всё хуже, затем пошёл дождь, и все пилоты вернулись в боксы.
А когда вновь выехали в пятницу, выяснилось, что состояние трассы существенно изменилось не в лучшую сторону. Так что, фактически, расстановку сил в квалификации определили те самые полчаса во второй половине дня в четверг, на которых дебютант Морено, разумеется, ничего выдающегося показать не успел. Лишь четырём гонщикам в пятницу удалось улучшить свои результаты, и Роберто в их числе не было, так что квалификационный барьер он не преодолел.
В те годы Зандфорт был очень быстрым треком, так что первый ряд предсказуемо достался Renault – Арну завоевал поул, Прост уступил ему 0,4 секунды. Единственным человеком, который смог навязать им борьбу, был Нельсон Пике на Brabham с турбомотором BMW (представлявшим собой, в отличие от V6 Renault, рядную четвёрку). Все остальные, начиная с Пирони, проиграли Арну минимум полторы секунды. Патрик Тамбэ показал шестое время, а между двумя Ferrari расположился Ники Лауда, вернувшийся в чемпионат в этом сезоне в составе McLaren.
Утром в субботу на warm-up грянула небольшая сенсация – лучшее время показал Дерек Уорик. От команды Toleman, пропустившей два предыдущих этапа из-за низкой скорости машин и недостатка средств, этого никто не ожидал. Секрет, по всей видимости, крылся не в шасси, а в новых, более узких шинах Pirelli, представленных на этом Гран При.
К старту гонки, состоявшемуся в 12:30 по местному времени, зрителей на трибунах почти не было. О Гран При было объявлено очень поздно, часть болельщиков уехали в Испанию на чемпионат мира по футболу, и билеты продавались очень плохо. Старт, как это нередко бывало, выиграл Прост, опередивший Арну. На третье место поднялся Пирони, так как Пике начал гонку очень плохо и откатился на восьмое место.
Джакомелли и Уотсона Пике опередил уже на первом круге, на втором под его напором сдались Лауда и Тамбэ. Пирони тем временем опередил Арну и вышел на второе место. На то, чтобы догнать и опередить Проста, ему потребовалось всего три круга – шины Michelin в гоночных условиях оказались неконкурентоспособны.
В глубине пелотона в центре внимания был Toleman Уорика. Стартовал Дерек неудачно, откатившись с 13 на 15 позицию, но к четвёртому кругу был уже 11-м, а к восьмому девятым. Его прорыв остановил Джакомелли – при попытке обогнать итальянца машина Уорика потеряла переднее антикрыло, и ему пришлось ехать в боксы для замены. Дерек вернулся на трассу последним, и хотя был очень быстр, установив лучшее время на круге, отыграться уже не смог – на 15-м круге сошёл из-за утечки масла.
Лидерство Пирони имело большое значение с точки зрения борьбы в чемпионате. Возглавлял личный зачёт пилот McLaren Джон Уотсон, сильно выступавший в последних Гран При, но на этот раз Джон был далеко и не только не отыгрывался, но даже терял позиции. Пирони уступал в чемпионате Уотсону 10 очков, а победа могла принести ему девять.
В то, что в борьбу за титул может вмешаться кто-то ещё, мало кто верил. Третье место в чемпионате занимал Рикардо Патрезе, одержавший сенсационную победу в Монако, но мало кто верил, что итальянцу и его команде Brabham хватит стабильности, чтобы навязать борьбу лидерам. Четвёртым был Прост, но француз, выигравший две первые гонки сезона, с тех пор ни разу не смог заработать очки. Наконец, занимавшего пятое место Кеке Росберга вообще никто всерьёз не воспринимал, ведь гонщик Williams прежде не побеждал в Гран При.
Тем не менее, после проблем у Уорика именно Росберг стал главным возмутителем спокойствия в верхней половине пелотона. Стартовавший седьмым финн на первом круге откатился на 10-е место, но быстро отыгрывался. К девятому кругу он был уже шестым, а затем обогнал Тамбэ и поднялся на пятое место.
Четвёрка лидеров была далеко, но два места в ней занимали пилоты Renault, а опыт предыдущих Гран При показывал, что без проблем для них пройти гонка не может. Временами подводил мотор, но едва ли не чаще что-то ломалось в шасси, заставляя гонщиков сходить.
Так случилось и на этот раз. Инцидент получился пугающим: на 22-м круге перед поворотом "Тарзан" на скорости около 300 км/ч от Renault Арну отлетело левое переднее колесо! Машина почти не замедляясь вылетела с трассы, пробила ограждение и врезалась в стену из покрышек. Это спасло гонщика – несмотря на то, что машина оказалась почти полностью разрушена, кокпит выдержал и Рене не пострадал.
К моменту аварии Арну занимал четвёртое место – его успел обогнать Пике. Теперь эту позицию унаследовал Росберг, отстававший от лидера уже более чем на полминуты. Позади него вели отчаянную борьбу за пятое место Тамбэ и Лауда. Вскоре проблемы начались и на второй Renault – двигатель Проста всё больше терял мощность. Он пропустил Пике, затем Росберга и на 34 круге сошёл.
Борьба в первой тройке на этом фактически закончилась – Пирони лидировал с огромным отрывом, опережая Пике на 25 секунд и Росберга на 40. К концу дистанции Пирони и Пике сбросили скорость, чтобы избежать проблем и сэкономить топливо. Благодаря этому к ним приблизился Росберг, но до дистанции атаки всё ещё было далеко.
Лауда смог опередить Тамбэ на середине дистанции и финишировал четвёртым. А вот французу удержать пятую позицию не удалось – вскоре он пропустил Дерека Дэли, затем Альборето и финишировал за пределами шестёрки лучших. Альборето под конец гонки атаковал и Дэли, но машины столкнулись, и оба гонщика оказались за пределами трассы. Обоим удалось вернуться на дистанцию, сохранив позиции, но Микеле немного потерял темп и на последнем круге пропустил пилота Arrows Мауро Бальди, заработавшего первые очки в карьере.
Победа Пирони радикально изменила ситуацию в чемпионате – француз остался вторым, но теперь уступал Уотсону всего одно очко. Машина Ferrari 126C2 быстра, как быстры и шины Goodyear, занявшие в Зандфорте весь подиум. Казалось, дорога к титулу для француза открыта, и помешать просто некому, но перепетии этого сезона заставляли добавлять «если ничего не случится».