Гонка #372 12 сентября 1982 года. Гран При Италии. Монца |
|
Поул | Марио Андретти (Ferrari 126C2) – 1:28,473 (236,004 км/ч) |
Лучший круг | Рене Арну (Renault RE30B) – 1:33,619 (223,032 км/ч) |
Победитель | Рене Арну (Renault RE30B) – 1:22:25,734 (219,535 км/ч) |
После гонки в Голландии Дидье Пирони ещё дважды подряд поднимался на подиум, а Уотсона продолжали преследовать неудачи. Француз возглавил личный зачёт, машины Ferrari ехали всё лучше – казалось, что Дидье идёт к титулу семимильными шагами. Помешать ему уже вряд ли кто-то мог, но…
Всё изменил Гран При Германии. В квалификации Пирони завоевал поул, после чего в Хоккенхайме пошёл дождь, и в Goodyear попросили его поучаствовать в тестах их новых дождевых шин. Тесты шли хорошо, новые шины оказались на 2,5 секунды быстрее прежних, но, опережая Дерека Дэли, Пирони врезался в Renault Алена Проста – из-за огромного количества брызг, создаваемых граунд-эффектом (формально запрещённым, но фактически использовавшимся всеми), машину практически не было видно.
Инцидент произошёл на очень высокой скорости, Ferrari Пирони оказалась почти полностью разрушена. Особенно пострадала передняя часть, где располагался гонщик. Жизни Дидье ничто не угрожало, но он получил множественные переломы ног. Причём поначалу этого даже не почувствовал.
«Всё было похоже на мои предыдущие аварии, в которых я не получал никаких травм, – вспоминал позже Пирони. – Всё, о чём я тогда думал – это о том, что в гонке мне теперь придётся использовать запасную машину, а она работает не так хорошо, как эта. Потом я увидел свои ноги и подумал, что, возможно, вообще не смогу принять участие в этой гонке».
Всё было ещё хуже – в Формулу 1 Дидье больше не вернулся. Несмотря на это, на протяжении ещё двух этапов он сохранял лидерство в чемпионате, но первая в карьере победа Кеке Росберга на Гран При Швейцарии позволила финну опередить Пирони в личном зачёте. Ответить тот ничем уже не мог, а остальные проигрывали слишком много – за два этапа до окончания чемпионата Прост уступал Росбергу 11 очков, Уотсон и Лауда по 12 очков.
До конца чемпионата оставалось два этапа, теоретически отставание можно было отыграть, но для этого нужно было дважды победить или хотя бы финишировать на подиуме, но ни Renault Проста, ни McLaren Уотсона и Лауды на это не способны. Да и вообще в том сезоне из тех, кто ещё продолжал выступать, стабильностью мог похвастаться только один пилот – тот самый, что возглавлял чемпионат.
Самыми быстрыми к этому моменту в чемпионате были машины Ferrari, но, потеряв обоих пилотов по ходу сезона, рассчитывать на титул команда не могла. Если бы не трагические обстоятельства, титул почти наверняка достался бы Вильнёву или Пирони, а так перед домашним Гран При Скудерия была озабочена только тем, чтобы обеспечить себе победу в Кубке конструкторов.
Поразительно, но хотя в пяти гонках этого сезона стартовала только одна машина Ferrari, а в двух – ни одной, за два этапа до окончания чемпионата именно Скудерия возглавляла Кубок конструкторов. Ближайших преследователей, McLaren, она опережала на четыре очка и имела вполне реальные шансы гарантировать себе титул уже в Монце. Сделать это на родной земле после тяжелейшего сезона было для команды особенно важно.
К итальянскому этапу Ferrari нашла замену Пирони, договорившись на выступления в двух финальных гонках с Марио Андретти. Чемпион 1978 года нашёл время в своём плотном графике, чтобы помочь любимой команде. Тамбэ, страдая от грыжи межпозвоночных дисков шейного отдела, тоже почувствовал себя лучше. Он в больших количествах принимал стероиды и обезболивающие и, по собственным словам, был готов только на 60%, но всё равно намерен был выйти на старт.
В Скудерии понимали, что нельзя просто посадить 42-летнего Андретти за руль и ждать, что он тут же выиграет поул и гонку. Марио приехал в Италию на неделю раньше и активно работал на тестах во Фьорано. К квалификации в Монце он уже знал машину, как свои пять пальцев – и завоевал поул!
Нельзя сказать, что поул дался итало-американцу легко – Нельсон Пике на Brabham-BMW уступил ему всего 0,035 секунды. Тем не менее, шаг к победе в Кубке конструкторов был сделан. Второй совершил Тамбэ, показавший третий результат, в 0,357 секунды от напарника. Учитывая физическое состояние Тамбэ – блестящий результат.
В Монце все обладатели турбомоторов получили большое преимущество, но эти трое намного превзошли остальных. Показавший четвёртое время Патрезе на второй Brabham проиграл поулу почти полторы секунды. Примерно столько же уступили и пилоты Renault. Седьмым был Росберг, он стал лучшим из тех, кто использовал атмосферные двигатели, но его отставание превышало три секунды!
В воскресенье на трибунах Монцы был настоящий аншлаг – все 150 тысяч билетов были проданы, и ещё около 50 тысяч человек смотрели гонку бесплатно, расположившись в окрестностях трассы. Очень многие из них пришли именно ради Андретти, но на старте своих болельщиков он не порадовал – поначалу он неплохо ускорился, но затем сработал ограничитель оборотов, и мимо Марио пронеслись не только Пике и Тамбэ, но и обе Renault! Манёвр Проста, однако, оказался незавершённым – чтобы объехать Андретти, Алену пришлось выехать на траву, и он тоже потерял скорость, откатившись в глубину пелотона.
Пике возглавил гонку, за ним следовали Тамбэ и Арну, а на некотором отдалении – Патрезе и Андретти. Однако уже первый круг пилоты завершили в другом порядке – перед Ascari машина Пике неожиданно замедлилась и потеряла скорость, а в Parabolica Арну пошёл в атаку на Тамбэ – она увенчалась успехом, так что отсечку первого круга Арну пересёк лидером гонки.
Пике откатывался всё дальше – на Brabham забарахлило сцепление. У Патрезе поначалу дела шли лучше, он даже обогнал Тамбэ и вышел на второе место, но на шестом круге сцепление отказало и у него. К восьмому кругу машин Brabham в гонке не осталось.
Арну быстро оторвался от Тамбэ, особой борьбы в группе лидеров не было. Единственным возмутителем спокойствия был Прост, отыгрывавшийся после неудачи на первом круге. Тогда он откатился на 12-е место, но уже к четвёртому кругу был пятым. На седьмом он опередил Андретти и вышел на третье место, после чего начал погоню за Тамбэ. Догнал Патрика он к 19-му кругу, но разница в темпе к этому моменту была уже невелика, и провести обгон не удавалось. Ален преследовал Ferrari вплоть до 27 круга, пока на его Renault не отказала система впрыска топлива. Он вернулся в боксы и сошёл.
Борьба за позиции в лидирующей группе на этом, по сути, закончилась. Через четыре круга занимавший пятое место пилот Alfa Romeo Бруно Джакомелли сошёл, и первая шестёрка определилась окончательно. Ещё через 20 кругов Рене Арну одержал свою вторую победу в сезоне, а Тамбэ и Андретти принесли Ferrari двойной подиум.
Очки Уотсона за четвёртое место позволили McLaren сохранить некоторое подобие интриги в Кубке конструкторов, хотя в то, что эта команда в её нынешней форме сможет отыграть 11 очков на последнем этапе, мало кто верил. Теоретически могла выиграть Кубок конструкторов и Renault, но для этого на финальном этапе ей нужен был победный дубль при отсутствии очков у Ferrari.
Эти же три очка позволили Уотсону остаться в числе претендентов на титул. Росберг финишировал только восьмым, так что теперь их разделяли только девять очков. Именно столько можно получить за первое место на финальном этапе, а побед у Уотсона было больше. В успех McLaren никто не верил – слишком сильно они уступали турбомашинам. Других претендентов на титул не осталось: Пирони оставался в больнице, а Прост и Лауда сошли и выбыли из числа претендентов на титул.
Вся эта математика, впрочем, местных тифози мало занимала. Подиум гонки их полностью устроил, ведь перед итальянским этапом было объявлено, что в следующем сезоне Арну будет выступать за Ferrari. Они уже считали его своим – и сам Арну, похоже, считал так же. «Я хочу доказать, что Коммендаторе сделал правильный выбор на 1983 год, – заявил он. – На этом подиуме я чувствовал себя частью команды Тамбэ и Андретти».