Гран-при Бельгии  

История этапа

Казалось ничто не могло потревожить покой жителей тихой бельгийской деревушки Франкоршам, расположенной на красивом холме в северных предгорьях Арденн, к юго-востоку от города Льеж, пока в 1920-м году двое бельгийцев - Жюль де Тьер (менеджер газеты "La Meuse") и Генри ван Офем (шеф спортивного отделения Королевского Автомобильного клуба Бельгии) не решили использовать 14-километровый треугольник сельских дорог, соединявший деревни Мальмеди, Ставело и Франкоршам для автогонок.

Помимо красивого пейзажа новая трасса обладала немаловажным достоинством - тремя действительно длинными прямыми, которые позволяли достичь весьма высокой по тем временам скорости. Кроме того близость известного грязевого курорта - Спа, гарантировало стабильную посещаемость туристами. Первый старт наметили на август 1921 года, но был зарегистрирован всего один участник и гонку отменили.

Первыми трассу опробовали мотоциклисты, но это было прелюдией в масштабной гонке 1924 года - "24 часа Франкоршам". Знаменитый "Ле Ман" дебютировал всего годом раньше. Первая международная гонка на одноместных машинах - "Гран-при Европы" прошла на бельгийской трассе в следующем году. Стартовало семь машин, а победил Антонио Аскари на "Альфа-Ромео".

В период с середины 20-х годов до начала войны почти ничего не менялось,, лишь в 1939 году был добавлен один поворот, который не изменил почетного статуса одной из самых быстрых трасс в Европе.

После семилетнего перерыва, вызванного войной гонки вернулись в Бельгию.. И конечно первый чемпионат мира в классе машин "Формула-1" не мог обойти стороной эту трассу. 18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем "Гран-при Бельгии", проехав 35 кругов по трассе, длиной 14120 метра. Общая дистанция гонки - 494 километра.


Альберто Аскари. Спа. 1952 год.

Это был не предел. В последующие шесть лет организаторы прибавили еще круг и дистанция гонки стала 508.3 километра. Почти рекорд. Победивший в 1952 году Альберто Аскари преодолел это расстояние за 3 часа и 3 минуты.

Конечно обеспечить безопасность на такой протяженной трассе было крайне непросто. Оперативной связи не было и с момента аварии до приезда медиков часто проходило несколько десятков минут. 12 июня 1966 года проблемы с безопасностью чуть не стоили жизни гонщику. Джекки Стюарт вылетел с мокрой от дождя трассы, врезался в столб и в течении 25 минут был заблокирован в поврежденной машине. Медиков нигде не было и коллегам пришлось вытаскивать получившего серьезные травмы пилота с помощью подручного инструмента. Несмотря на это организаторы не стали ничего менять и до 1970 года "Гран-при Бельгии" проводился на 14-километровой трассе.

В 1971 году этап не проводился, а в 1972-м переехал в Нивель, а потом обосновался в Зольдере. Хозяева трассы в местечке Франкоршам не стали сидеть сложа руки и затеяли глобальную перестройку. Было рассмотрено несколько проектов и выбрали, как оказалось самый удачный. В 1979-м году все было готово.

Самые интересные повороты остались, но новая трасса теперь соответствовала всем нормам безопасности и была оборудована по последнему слову техники. В "Формулу-1" начали приходить большие деньги и новый трек им соответствовал. С 1985 года по наши дни "Гран-при Бельгии" неизменно проводится на трассе "Спа-Франкоршам".

В 1999 году стали поговаривать о том, что "Спа" может быть исключена из календаря чемпионата мира 2000 года из-за того, что Берни Экклстоун не смог договориться с местными властями по поводу запрета на табачную рекламу. Но разговоры, к счастью не перешли к делу и мы вновь увидим одну из самых интересных гонок сезона.

Трасса

Трасса в Спа относится к числу очень сложных как в настройке, так и в пилотировании. Дождь, как правило не упускает возможности полить гонщиков в воскресенье, так что прогнозировать итоги "Гран-при Бельгии" очень сложно.

После стартового разгона пилоты сильно и поздно тормозят перед узким поворотом "La Sourse", который проходится на первой передаче и часто служит местом для аварий. На выходе из "La Sourse" трасса расширяется и следует разгон до 290 км/ч и шестой передачи перед знаменитым "Eau Rouge" (на фото как раз этот участок). Почти не снижая скорости машины попадают на прямую "Kemmel". От скорости и аккуратности прохождения "Eau Rouge" зависит очень многое, если все прошло удачно, то "Kemmel" предоставляет неплохую возможность для обгона. Шикана "Les Combes" и правый поворот "Malmedy" машины проезжают на скорости в 140 км/ч, разгоняются и попадают в связку скоростных поворотов "Rivage" и "Pouhon", которые проходятся на пятой передаче. Небольшая прямая, быстрая шикана "Des Fagnes" и торможение перед "Stavelot". Разгон, пара скоростных шикан и перед пилотами вновь прямая "старт-финиш".

Особенности настройки

Многое будет зависеть от резины. "Средний" и "мягкий" составы не слишком хорошо подходят к характеристикам трассы. "Мягкий" слишком быстро изнашивается и буквально через несколько кругов сцепление с трассой катастрофически уменьшается. "Средний" состав приводит к приличным потерям скорости, так что командам приходилось повозится с настройками машин, чтобы свести к минимуму эти проблемы. Стратегия пит-стопов будет сильно зависеть от погоды, но если дождя не будет, но стандартным можно считать вариант с двумя остановками.