Гран-при Бельгии : Пятница

Пресс-конференция

Педро де ла Роса ("Ягуар"), Оливье Панис ("БАР"),
Йос Ферстаппен ("Эрроуз"), Рон Деннис ("Макларен"),
Патрик Хэд ("Вильямс"), Эдди Джордан ("Джордан")

Вопрос: Оливье, твои мысли по поводу этого сезона?
Оливье Панис: Я остаюсь оптимистом, мы занимаем пятое место в чемпионате и должны постараться сократить отставание от "Заубер". Кроме того, нам приходится сражаться с "Джордан", это очень конкурентоспособная команда, особенно в квалификации. Нам не очень везет, в частности мне иногда не везет, нужно оставаться оптимистами, продолжать атаковать и готовиться к следующему сезону.

Вопрос: А как ты считаешь, что еще вам необходимо в следующем году? Что нужно, чего у вас не было в этом году?
Оливье Панис: Машина, который мы располагаем, по-прежнему на уровне, она не имеет особых недостатков, но я считаю, что необходимо прибавить в аэродинамике, а кроме того, мы рассчитываем в следующем году на новый двигатель. "Хонда" создает совершенно новый двигатель, и я чувствую, что это будет хороший агрегат. Раз уж мы работаем вместе как следует, это будет хороший шаг вперед, но прибавят обе стороны. Мы знаем, в каком мы положении на данный момент, но необходимо сократить отставание от лучших, а это непросто.

Вопрос: Но двигатель - это серьезно, не так ли?
Оливье Панис: Я думаю, нам это здорово поможет, но надо поработать и над шасси. Думаю, нам надо поработать над аэродинамикой для медленных автодромов, особенно над обеспечением высокой прижимной силы на невысоких скоростях.

Вопрос: Йос, Спа можно было бы назвать трассой, домашней для тебя, насколько ты популярен дома?
Йос Ферстаппен: В Голландии я очень популярен, телевидение уделяет нам много времени. Отсюда до дома совсем недалеко - примерно 40 минут от границы, и поэтому я думаю, что сюда приехало немало голландцев.

Вопрос: Каковы твои мысли об этом сезоне, об автодромах, которые еще впереди? Какие надежды связаны со следующим сезоном?
Йос Ферстаппен: Думаю, все трассы, где нам еще предстоит выступать, будут очень непростыми. Мы сейчас здорово уступаем, и я думаю, что команда знает об этом, и мы сконцентрированы на подготовке к следующему сезону. Машина нового сезона уже прошла немалопродувок в туннеле, больше в этом году сделать сложно.

Вопрос: Педро, что произошло сегодня между вами с Михаэлем Шумахером?
Педро де ля Роза: Я выехал из боксов, посмотрел в зеркала и увидел, что сзади подлетает "Феррари". Я принял вправо и снова посмотрел в зеркала. Михаэль был позади, но не мог меня обойти. Я посмотрел снова и остался на правой бровке, когда мы подъезжали к О'Руж, потому что хотел дать ему пройти, и в самый последний момент почувствовал, что кто-то ударил меня сзади. Ясно, что это был Михаэль. Мне почти нечего вам сказать. Я не мог просто исчезнуть, я оставил ему всю трассу, чтобы он мог пройти где угодно, но он предпочел в меня врезаться. Тут в общем-то некого винить, потому что в воздухе было много воды. Могу сказать, что когда посмотрел в зеркала, мне не удалось определить, где именно был Михаэль. Был момент, когда я его заметил, и еще один, когда я его не видел. Думаю, то же самое относится и к нему. Так что это - гоночный инцидент, происшествие, типичное для сырой погоды.

Вопрос: У вашей команды новый начальник; какие в связи с этим ожидаются изменения?
Педро де ла Роса: Я не жду изменения в ближайшей перспективе, потому что Ники (Лауда) только назначен. Единственное, что я бы о нем сказал: Ники - один из наиболее успешных людей, каких мне приходилось встречать. Он очень откровенен. Думаю, поначалу он просто понаблюдает, чтобы понять, как все работает, ну а уж потом начнет действовать.

Вопрос: Если говорить о тебе, рассчитываешь ли ты провести в команде второй сезон под руководством Ники?
Педро де ла Роса: Я думаю, следующий год будет удачным. Во-первых, я уже буду знать машину, но главное, я думаю, что команда должна быть более конкурентоспособной. Большой вопрос, насколько конкурентоспособный в сравнении с другими командами - надо оставаться реалистами. Мы сделаем шаг вперед, но и все остальные команды надеются, что и им также удастся сделать большой шаг вперед. Все будет зависеть от того, насколько большим будет шаг и насколько отразится на работе конструкторов год стабильности. Я считаю, что стабильность в Формуле-1 очень важна, особенно для работы специалистов, потому что тогда каждый лучше знает друг друга, каждый лучше знает свои обязанности. 

Вопрос: Эдди, вы подарили Михаэлю Шумахеру возможность дебютировать здесь много лет назад. Теперь он выиграл уже четвертый титул. Не чувствуете ли вы себя в какой-то степени открывателем талантов, если иметь в виду его? 
Эдди Джордан: Мне от этого не очень-то перепало, не так ли? Так не имеет значения, сделал я для него что-то или нет, важно, остался ли он в команде - вот это ключевой вопрос. Михаэль знает, что он - чемпион. Меня удивляло, что другие этого, возможно, не видели, но я должен Вам сказать... обладая десятилетним опытом работы в Формуле-1, когда каждый день нужно следить за тем, что происходит вокруг, я знаю, что периферийное зрение очень часто работает не так хорошо, как надо бы, и поэтому приходится тратить некоторое время, чтобы оценить, кто и как выглядит за рулем спортпрототипа… Гарантирую, вы не найдете таких, кто знает достаточно много о том, что происходит в гонках спортпрототипов в настоящее время. То есть, ничего в этом смысле не изменилось. Очень трудно определить, насколько талантлив кого-то, кто не находится в поле вашего зрения постоянно. Так было и Михаэлем, но и я был в непростом положении. Я был в отчаянии, мне нужен был гонщик, да такой, у кого были деньги. В тот самый уик-энд десять лет назад утром началось с того, что судебные исполнители опечатали наш грузовик, потому что у меня не было денег, а они утверждали, что я кому-то задолжал, что, безусловно, было ошибкой. Нам необходима была небольшая подпитка от "Мерседес", и, благослови их Господь, они мне заплатили, а я предоставил Михаэлю тот самый шанс, а он от нас потом сбежал, и мы получили за это еще немного денег и остались друзьями. Не знаю, все идет по спирали.

Вопрос: На этой трассе вы пережили немало ярких моментов. Между "Джордан" и Спа есть любовная связь?
Эдди Джордан: Я бы не возражал, если бы в будущем весь сезон Гран-при проходил только Спа. Тогда у меня будет шанс побороться за победу в чемпионате. Я не люблю ездить в другие места, а здесь - просто прелесть! Мы добыли в Спа нашу первую "поул-позишн", я выиграл здесь чемпионат Формулы-3 в 1987. В ' 89 я выиграл чемпионат Формулы-3000, самая первая победа одержана здесь, первый дубль - других с той поры не было. Джанкарло Физикелла был здесь вторым. Есть, что вспомнить! Мне бы не хотелось вообще уезжать отсюда.

Вопрос: Если коснуться темы ваших гонщиков на следующий сезон, вы обменяли одного итальянца на другого, чего вы от этой сделки ожидаете, что приобрели, что потеряли?
Эдди Джордан: Думаю, эти вопросы надо задать Флавио. Я не говорю о финансах, вы лишь задайте ему те же самые вопросы. Уверен, получите совсем не такой ответ, какой мог бы дать я, и вам придется решать, какой из ответов больше всего похож на правду. Я считал, что Ярно уже остался у нас. Была пара мелочей, которые меня не очень устраивали. Я думаю, что ни один из хозяев команд не будет в восторге от того, что гонщик переходит к нему на короткий срок, а владелец его контракта может делать, что ему хочется: контракт принадлежит "Рено". Он мог остаться у нас еще на год, оставаясь связанным контрактом с "Рено", но тут появилась иная возможность. Джанкарло оказался свободен, и мы подписали с ним трехлетний контракт, что гораздо более удобно "Джордан". Достаточно трудно руководить командой, а когда гонщик, пусть даже такой отличный парень как Ярно, принадлежит Флавио, да еще возникает конфликт по некоторым вопросам с командой, которой его контракт принадлежит, смириться с этим было трудно.

Вопрос: Значит, вы были не в восторге от того, что он уходит?
Эдди Джордан: Я не говорил этого. Я только сказал, что неудачно сложились обстоятельства, но не надо истолковывать это неправильно... Тот факт, что появилась возможность пригласить Джанкарло, и стал поворотным пунктом. На той стадии переговоров - они оба очень интересные парни, должен вам честно сказать, и я ни в коем случае не хочу выделить одного в ущерб второму, ни в коем случае. Будь мое право, я бы забрал в команду их обоих. Ярно Трулли - невероятно талантливый гонщик, как, собственно, и Джанкарло Физикелла. Долгосрочность и преемственность - ключевые вещи, и именно они привлекали меня в случае с Джанкарло, который оказался в таком положении, что стал более предпочтителен для команды.

Вопрос: Рон, чемпионат закончен, что сложилось для "Макларен" не так?
Рон Деннис: Ну, есть не так уж много команд, которым вы могли бы задать такой же вопрос. Дело в том, что, как было очевидно, в этом году мы отработали не очень компетентно. У нас конкурентоспособные машины и мы часто имели возможность победить, но не смогли из-за недостаточной надежности. Обычно, я думаю, мы верно определяли стратегию гонок, разрабатывали совершенный план, за исключением двух случаев, когда мы разработали неправильную стратегию. Но я не думаю, что по этому показателю мы выглядели плохо, в среднем плохо. В целом мы были лишь недостаточно хороши, и я думаю, что это справедливо для любого, кому не удалось победить. Всегда есть причины, почему вы не конкурентоспособны, или почему вы неспособны довести гонки до финиша. Очень важно систематически анализировать причины этого и делать верные шаги, чтобы избежать этого снова. Но такова Формула-1, это вершина автоспорта, где преуспеть чрезвычайно трудно, невероятно трудно выигрывать гонки и еще труднее выиграть - чемпионат мира. В конце концов победила лучшая в этом году команда, и задача любой другой команды, кроме "Феррари", постараться в дальнейшем выступить лучше, быть более конкурентоспособной. Это, разумеется, будет относиться и к ним, когда начнется следующий сезон.

Вопрос: Какова обстановка в команде в настоящее время? Насколько важное значение имеет для вас второе место?
Рон Деннис: В общем, нам оно безразлично. Могут быть некоторые финансовые последствия, если мы не станем вторыми в Кубке Конструкторов, но в целом в финансовой схеме "Формулы-1" они относительно невелики. Я не думаю, что мы руководим командой, исходя из того, что в обоих чемпионатах должны быть вторыми. Мы всегда стремимся к победе в каждой гонке и если нам удастся выиграть какие-то из оставшихся гонок, тогда, вероятно, мы заработаем достаточно очков, чтобы остаться впереди наших очень хороших друзей из "Вильямс". Если нет - тогда мы потеряем это место, но кроме первого остальные места на самом деле не имеют никакого значения.

Вопрос: Дэвид попадал в аварии в первой из утренних тренировок в последних двух Гран-при. Это просто совпадение, или проявление отчаяния, или еще что-то?
Рон Деннис: Я думаю, что это совпадение. Он был слишком гнал, чтобы хорошо пройти круг на новом комплекте шин. Несмотря на то, чтов нашем распоряжении в пятницу три комплекта покрышек, обычно один из них работает хуже, чем два других, потому что речь идет о резервном варианте на случай, если компания, поставляющая покрышки, ошиблась в расчетах. Они предлагают вам два комплекта на выбор, и это обычно один из них. Время его первого сектора оставалось лучшим на протяжении почти всей тренировки, а в итоге оказалось четвертым. Думаю, это подтверждает тот факт, что он очень сильно гнал. Он выскочил передним колесом на бордюр и потерял управление. Здесь это достаточно обычная вещь, но, конечно, это испортило для него остаток дня.

Вопрос: Насколько близко было к тому, чтобы успеть выпустить его на трассу после перерыва?
Рон Деннис: Он уже сидел в машине. Не хватило лишь пары минут. Это жизнь. Мы сделали, что смогли, но если ты ремонтируешь машину то, это следует делать точно и правильно. Выпускать машину на трассу в небезупречном состоянии просто безответственно и к тому же опасно.

Вопрос: Патрик, вы слышали мнение Рона по поводу второго места; а что думают на сей счет в вашей команде?
Патрик Хэд: Не думаю, что мы вообще огладываемся на то, какую позицию занимаем, мы рассматриваем чемпионат, как четыре гонки и хотим провести их как можно лучше. Одной из отличительных особенностей нашей команды в этом году, и в прошлом также, была заметная разница в том, как мы выглядели на разных трассах. Разумеется, как большинство других команд, мы хотим быть конкурентоспособными в следующем году, быть в состоянии сражаться за победу в чемпионате, а для этого надо быть в хорошей форме в каждой гонке. Мы стараемся хорошее провести каждую гонку, а что из этого получится - то и ладно. Мы идем от гонки к гонке.

Вопрос: Каков разрыв между вами и Ferrari? 
Патрик Хэд: Очевидно, довольно большой. Посмотрите, как обстоят дела в общих зачетах в этом году - разница огромна, и это касается и McLaren также. Как сказал Рон, мы должны оценивать причины даже в большей степени, чем McLaren. Это комбинация трасс, где наша скорость была недостаточно высока, и количество случаев, когда мы были недостаточно надежны. Как сказал Рон, мы должны все это оценить и внести поправки. Это процесс, в соответствии с которым нужно проанализировать каждый такой случай, разобраться, что его вызвало, и исправить.

Вопрос: Насколько трудно держаться на уровне, совершенствуясь год от года?
Патрик Хэд: Не думаю, что так уж сложно. Конечно, лучше, когда вы прогрессируете постоянно. Пока команда чувствует, что мы прогрессируем, в ней царит хорошая атмосфера, хороший настрой. Естественно, бывают взлеты и падения. В этом году были гонки, где мы выглядели очень сильно, а были и другие, где мы выглядели слабо. В Хоккенхайме мы были сильны, в Будапеште - нет. Главное же состоит в том, чтобы чувствовать, что мы развиваемся.

Вопрос: Болельщики - не журналисты - говорят, что теперь, когда судьба чемпионата решена, его окончание потеряло привлекательность. А для вас - осталась ли какая-то острота в последних гонках?
Эдди Джордан: Берни не может делать каждый год то, что угодно небесам. Он подарил вам пять невероятных сезонов. Каким образом он может сделать так, чтобы все решалось в последней гонке, чтобы каждая гонка была захватывающей! Так что не так уж плохо, когда раз в пять лет ему это не удается. Я думаю, что он отпустил гайку, и считаю, что вы правы.Рон Деннис: Я думаю, бывают хорошие и плохие гонки. В прошлом году на этой трассе прошла довольно интересная гонка, и я не думаю, что она смотрелась бы иначе в зависимости от того, начало это было или конец чемпионата. Хорошие гонки всегда хороши, а плохие - всегда плохие. Я очень люблю ездить в Венгрию, но сейчас там стало не так интересно. Даже если бы мы поставили на машину Мику Хаккинена особенный дифференциал, который давал бы ему на круге две с половиной - три секунды преимущества - если при этом он не имеет возможности совершать обгоны, гонка определяется положением на стартовом поле и порядком, который машины занимают на выходе из первого поворота. Я не думаю, что интерес к гонкам непосредственно связан с ситуацией в чемпионате мира. Я считаю, что каждая гонка интересна сама по себе. Я помню, что в 1988 году, когда мы выигрывали почти все гонки, чемпионат все еще был интересен, потому что два гонщика, представляющие одну команду, вели борьбу за чемпионский титул. Если бы ежегодно решение главного вопроса в чемпионате откладывалось до одной-двух последних гонок, я думаю, что вы действительно имели бы повод подумать, что чемпионатом манипулируют. Факты состоят в том, что в этом году ни "Вильямс", ни мы, ни другие не смогли справиться со своими задачами. Это гонки, и если Вы хотите шоу - идите и смотрите NASCAR, IRL, CART … там вы получите шоу. Если вас интересуют настоящие гонки - "Формула-1" к вашим услугам.

Вопрос: Можете ли вы объяснить, почему в ведущих командах нет итальянских гонщиков?
Рон Деннис: Не думаю, что национальность гонщика имеет какой-либо приоритет перед его способностью одерживать победы. Конечно, все мы принадлежим различным культурам, и иногда эти культуры отличаются определенным пристрастием к тому, откуда родом тот или иной гонщик. Разница между японским и английским гонщикам очевидна из-за того, что они имеют отношение к разной культуре. Но главное значение имеет тот факт, конкурентоспособен или неконкурентоспособен гонщик. Картина, которую вы наблюдаете, имеет тенденцию исходить из той поддержки, которая дается молодым гонщикам. Например, была волна французских гонщиков, затем итальянцев. В значительной степени это связано с экономикой страны в данное время, и вообще, есть много разных причин, определяющих, откуда приходят новые гонщики. Если в этом заинтересованы BMW и Mercedes, появляются немецкие гонщики. Но в принципе национальность не имеет значения. Важно, кто действительно гонщик, кого можно пригласить, а затем все остальное: конфликты интересов между гонщиками и менеджерами, и прочие подобные вещи. Есть гонщики, которых, быть может, придерживают их менеджеры, да в конце концов есть много параметров, которые нужно учитывать.

Вопрос: Как отразится на вас запрет на проведение тестов зимой?
Патрик Хэд: Работы меньше, чем прежде, не станет. Как и прежде, мы вложим максимум усилий в каждую из наших программ. Нам дается на месяц меньше сроку, чтобы сделать это, значит, в январе и февраль придется работать намного интенсивнее, чем прежде. Значит, будут команды, испытывающие одновременно больше двух машин и стремящихся в более короткие сроки сделать большие объемы работ. Одновременно каждая команда, каждая моторостроительная фирма позаботится о том, чтобы сделать всю возможную работу в конце октября, ноябре и декабре. Гораздо более важное значение приобретают компьютерные имитации и симуляторы.Рон Деннис: Я думаю, прежде всего было бы полезно вновь пояснить, почему мы не проводим тесты до начала января. По просьбе небольших команд. Лично я придерживаюсь мнения, и не раз отстаивал свою точку зрения, что самый дешевый способ создавать гоночный автомобиль - на трассе. Об этом просили главным образом те, кто неуютно чувствует себя в условиях нынешнего регламента, а именно, небольшие команды, но многие уже осознали последствия того, что тесты нельзя будет проводить раньше 1 января. Фактический результат этого решения состоит в том, что большие команды выделят на разработку гораздо больше средств, чем маленькие, и в конечном счете разрыв между ними в первых гонках сезона будет больше. Но мы стараемся во всех инстанциях - комиссиях "Формулы-1", на встречах менеджеров команд, в дискуссиях, касающиеся Договора Согласия и спортивного регламента - мы пытаемся сохранить демократические принципы и понять, чего желает большинство. Это решение принято большинством. Это то самое большинство, кто получил из-за этого боль, но вносить какие-то изменения на данной стадии было бы неприемлемо, потому что мы приняли решение, с которым согласились все. И конечно, все мы - каждый, кто в настоящее время выступает в Формуле-1 - обеспокоены тем, что "Тойота" собирается игнорировать спортивный принцип, руководствуясь которым мы ввели эти изменения, и встать на путь, который несколько противоречит тому, что может себе позволить команда, вступающая в Формулу-1.Эдди Джордан: Рон абсолютно прав в том, что он говорит. Противоречит - он определил это чертовски точно. Не было только небольшие команды, на это решение повлияли в какой-то степени и другие люди, участвующие в тех встречах, которые верят - и готовы привести свои аргументы - что нет никакой выгоды с точки зрения телевидения или чего-либо еще в расходовании денег на испытания. Зато они считали, что было бы лучше провести побольше гонок. Лично я теперь с этим не согласен. Я предпочел бы, чтобы гонок было меньше, я хотел бы вернуться к числу 16, потому что задачи усложняются, вы приезжаете сюда намного раньше, количество работы огромно, и страдают от этого больше, чем кто-либо, молодые гонщики. Вы просите больше приглашать молодых гонщиков - это невозможно, если вы их не обкатали на тестах, если они никогда не выступали в Формуле-1 прежде. Это дает им крайне маленькие шансы или вообще никаких. Вполне возможно, что когда это решение принималось, оно не было полностью продумано - так часто случается. Это было сделано для того, чтобы большинство лучше понимало, к чему приводят такие решения, и как они отыгрываются - на нас всех.

Вопрос: Ваше мнение относительно намерения "Тойоты" работать на тестах в период запрета?
Рон Деннис: Насколько я сейчас понимаю, "Тойота"; думает о том, чтобы не проводить испытания после 15 ноября, что, по крайней мере,> было бы проявлением уважения к их статусу команды, вступающей в чемпионат мира. Но для того, чтобы компенсировать это, им нужно резко увеличить объемы их испытаний, проводить тесты на трассах Гран-при, что запрещено регламентом. Вопрос в том, считаются они или нет участниками чемпионата мира, и точки зрения разные. Я имею в виду нынешний чемпионат. Они вступили в чемпионат и заплатили штраф за то, что не выставили на старт свои машины. Они в трудной ситуации, я вовсе не против "Тойоты" или любого из тех, кто работают в этой команде. Я далек от этого, я думаю, что перед ними гора, на которую нужно взойти, и я признаю это. Но есть правила, и они одинаковы для всех. Никогда не было легко войти в Формулу-1, и я абсолютно уверен, что, если бы речь шла о небольшой команде, рассчитывающей на клиентский двигатель "Форд", интерпретация правил была бы иная, но таков автоспорт!Эдди Джордан: Они были приняты в чемпионат этого года. Есть сильный аргумент: они должны уважать интересы их соперников и вести себя достойно. Однако это очень жесткий "Пиранья-Клуб", как сказал мне Рон, приветствуя здесь десять лет назад, и это так и есть. Все мы хорошие друзья, мы можем запросто общаться друг с другом, но как только опускается флаг, мы становимся соперниками друг другу и "Тойота" ничем в этом смысле не отличается от остальных. Я их искренне приветствую, потому что считаю важным, чтобы в "Формулу-1" была вовлечена такая большая компания как "Тойота". Но в той же самой степени рассматривается и их решение, какое место они хотят с достоинством занять в новой для себя дисциплине, и я надеюсь, что они прекратят свои тесты 15 ноября. Они уже проводили испытания здесь! Ни одной команде Формулы-1 никогда не разрешалось проводить здесь тесты. "Тойота" получила это преимущество. Я все еще пытаюсь примириться с этим!Патрик Хэд: Я думаю, что это будет настоящим нарушением, если они будут проводить тесты после 15 ноября. Люди могут сказать, что они не проверяют свои наработки, но это будет очень трудно доказать, возникнут серьезные сомнения, так что я думаю, для них будет хорошим компромиссом принять эту дату - 15 ноября.

Перевод: Андрей Ларинин. F1-Racing.Ru

Читайте ещё