Гран При Франции : Пресс-конференция после гонки

1. Кими Райкконен (Ferrari) 1:30'54"200
2. Фелипе Масса (Ferrari) + 2"414
3. Льюис Хэмилтон (McLaren) + 32"153

Телевизионная часть

Вопрос: Кими, очевидно, прорыв на второе место на старте был ключевым моментом вашей стратегии.
Кими Райкконен: Да, старт сыграл в мою пользу и здорово помог. Машина все время вела себя хорошо - не идеально, но я ей доволен. Я просто старался атаковать и держаться в одном темпе с Фелипе. Я знал, что он собирается на пит-стоп чуть позже; как раз перед первой дозаправкой я попал в трафик, но после второй остановки смог его обойти. Удачный день и для меня, и для команды.

Вопрос: После того, как Фелипе ушел на второй пит-стоп, вы показывали очень хорошее время на круге.
Кими Райкконен: Да, так и было нужно. Я был немного дальше от него, чем мне хотелось, но таковы гонки. Я не мог держаться достаточно близко, но в итоге все получилось идеально, большего и желать нельзя. Конечно, хочется стартовать из первого ряда, тогда все намного проще, но мы знали, что в гонке все будет в порядке. Все зависит от старта - а старт нам сегодня удался.

Вопрос: Это ваша первая победа после Мельбурна в самом начале сезона. Расскажите нам о последних месяцах и поделитесь - что эта победа для вас значит.
Кими Райкконен: Это здорово. У нас был непростой период, но отчасти это было ожидаемо. Когда вы не показываете хороших результатов, люди всегда думают - ну вот, они все провалили, а мы же просто упорно работали. Еще есть, что улучшить, но после прошлых тестов машина здорово прибавила. Она быстра, и мы должны сохранить эту скорость в следующих гонках.

Вопрос: Фелипе, борьба сегодня была напряженной, похоже, вам помешал трафик...
Фелипе Масса: Да, сегодняшнюю гонку я проиграл из-за трафика. На первом отрезке, когда трасса впереди была чистой, я выигрывал у Кими более четырех секунд и первым выехал из боксов. Второй отрезок у него был длиннее на три круга, я рассчитывал обогнать его больше, чем на четыре секунды, но попал в трафик и потерял слишком много времени. Даже если вы едете не вплотную к другой машине, то все равно теряете большую часть прижимной силы, скорость падает - это и стало сегодня моей главной проблемой, и из-за этого я упустил победу. Когда я ехал в одиночестве, то показывал очень хорошее время на круге. Но все равно этот дубль для команды очень важен, так как McLaren по-прежнему впереди.

Вопрос: Говоря о трафике, вы имеете в виду какие-то особенности поведения других гонщиков или просто потерю прижимной силы?
Фелипе Масса: Впереди ехало три-четыре машины, они боролись между собой, но ведь я лидировал. Иногда вы рассчитываете стратегию, не учитывая трафик, а он может полностью ее изменить. Первый отрезок прошел идеально, а второй не удался. На первом отрезке, пробиваясь через трафик, я создал необходимый отрыв, а на втором не получилось.

Вопрос: Льюис, сегодня у вас был еще один новый опыт - вас обогнали. На старте вы стояли на грязной стороне, видимо, дело в этом. Похоже, у вас было то же количество топлива, что и у Фернандо, но иная стратегия - с тремя пит-стопами.
Льюис Хэмилтон: Да, стартовал я не лучшим образом. Не знаю, что в точности произошло, но я увидел, как Кими пролетает мимо - он стартовал удачнее. Я просто старался держаться к нему как можно ближе; думаю, в начале гонки я был немного быстрее Кими и считал, что надо попытаться его обогнать. Но, как сказал Фелипе, на определенном расстоянии от соперника прижимная сила падает, и, если ты не на секунды быстрее, то обогнать не получится. Так что я просто ехал позади так долго, как мог, а затем мы сделали выбор в пользу стратегии с тремя пит-стопами - думаю, она отлично сработала.

На выезде с последнего, кажется, пит-стопа я оказался очень близко к Роберту Кубице. Не знаю, шел ли он на четвертом месте или нет, но я с ним боролся, и мне надо было его пройти. В конечном итоге я очень рад за команду. Мы заработали важные для чемпионата очки, и нужно продолжать упорно работать. По ходу этого уик-энда Ferrari были очень быстры, но, думаю, в следующей гонке мы сможем их обогнать.

Вопрос: Как, по-вашему, машина поведет себя в в Сильверстоуне? Насколько быстрыми окажутся McLaren по сравнению с Ferrari?
Льюис Хэмилтон: Я считаю, что мы будем очень конкурентоспособны, команда тратит много сил на доработку машины. Я верю, что в следующей гонке мы прибавим. Если у нас будет та же надежность и стабильность, то почему бы нам не сражаться за победу? Я с нетерпением жду Сильверстоуна, ведь это моя домашняя гонка, и это послужит мне дополнительным стимулом - думаю, нас ждет удачный уик-энд.

Вопрос: Кими, чего вы ждете от Сильверстоуна?
Кими Райкконен: Проведенные там тесты были очень успешными, надеюсь, опробованные узлы мы будем использовать в гонке. Здесь мы смогли использовать не все из них. В Сильверстоуне машина вела себя хорошо. Конечно, тесты - это всегда тесты, но я уверен, что мы будем быстры. Конечно, погода там может быть очень коварной, но мы постараемся победить.

Пресс-конференция

Вопрос: Кими, насколько большим облегчением стала для вас эта победа - ведь вы не побеждали с первого этапа сезона, и у вас с командой были некоторые проблемы?
Кими Райкконен: Конечно, победа помогает, но, думаю, мы знали, в чем наши проблемы, старались их устранить, и сейчас эти усилия начинают окупаться. Возможно, на это ушло больше времени, чем мы ожидали, но, в конце концов, хорошо, что мы одержали победу и возвращаемся на свое место. Нам нужно просто продолжать в том же духе.

Вопрос: Вы, должно быть, очень довольны тем, что стратегия сработала как надо?
Кими Райкконен: Да, но мы и рассчитывали на успех, так что не очень удивлены. На руку сыграло и то, что я удачно стартовал и вышел на второе место. Думаю, не случись этого, мне пришлось бы тяжелее.

Вопрос: Гонщики всегда тренируют свои старты, а вы работали над этим специально? Я, кажется, припоминаю, что в Сильверстоуне на тестах вы стартовали изрядное количество раз.
Кими Райкконен: Да, мы уделяли этому внимание, но дело не во мне. Мы улучшили нашу стартовую систему, которая, думаю, сегодня и сработала. Последние несколько раз она работала не идеально, так что все дело в ней, а не в чем-то еще.

Вопрос: Насколько сильно Льюис прессинговал вас в начале гонки?
Кими Райкконен: Я, если честно, даже не смотрел, где он. Я знал, что останусь на трассе дольше него, так что это не имело значения... даже если бы он был ближе, но он был недостаточно близко, чтобы попытаться атаковать, и я просто старался держаться в одном темпе с Фелипе.

Вопрос: Фелипе, на втором отрезке вы уступили по времени Кими. Вы только что упоминали трафик; случилось ли что-то особенное, или это был просто трафик?
Фелипе Масса: Думаю, когда застреваешь позади машины больше чем на три круга, это ненормально. Да, я не всегда висел у них прямо на заднем крыле, но меня было видно в зеркалах. С нынешними машинами по мере сокращения дистанции начинает снижаться прижимная сила, и не получается приблизиться настолько, чтобы обогнать. Но я - лидер, а они - круговые, и должны уступать дорогу. На первом отрезке стратегия сработала превосходно. Я создал расчетный отрыв, и второй отрезок рассчитывал пройти так же - машина вела себя великолепно. Когда я обгонял других, я снова набирал скорость, жаль, что так вышло, но все же для команды это хороший результат.

Вопрос: Как вела себя машина на более мягких шинах?
Фелипе Масса: Она вела себя превосходно на всех шинах. Единственная проблема заключалась в том, что на более мягкой резине я шел уже позади Кими, и, когда он выехал из боксов, шины слегка зернились. А потом мне просто не удалось подобраться к нему ближе, так что... Обычно тот, кто едет позади, так там и остается. Единственный шанс для обгона дает стратегия или, может, еще старт.

Вопрос: Льюис, вы снова на подиуме. Правда, 29-секундное преимущество Ferrari, должно быть, вас беспокоит?
Льюис Хэмилтон: Не беспокоит. Это говорит лишь о том, что они сделали шаг вперед, и у них была хорошая стратегия, которая сегодня сработала чуть лучше нашей. Когда я свернул на третью дозаправку, то знал, что уступаю уже 20 секунд, и мне не было смысла перенапрягать мотор. Нужно было просто расслабиться и сохранять позицию. Думаю, нам нужно еще кое-что улучшить - уверен, перед Сильверстоуном мы это сделаем.

Вопрос: Ваша стратегия зависела от возможности других погодных условий?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, о чем думали наши стратеги. Не знаю, думали ли они о том, что пойдет дождь. Но мы планировали стратегию трех пит-стопов.

Вопрос: Вы были довольны своим стартом?
Льюис Хэмилтон: Нет, старт я провалил, и, если честно, не знаю, что произошло. Надо посмотреть данные. Просто я плохо стартовал и проиграл позицию Кими, который стартовал прекрасно. Я был недостаточно быстр и в третьем повороте потерял значительную часть прижимной силы, находясь позади Кими, а потом уступил ему в скорости и не смог обойти его слип-стримом на прямой. Думаю, в начале гонки скорость была очень хорошей, я сохранял стабильность на всей дистанции, но нужно было нечто большее.

Вопрос: Что вы чувствуете, отправляясь в Сильверстоун лидером чемпионата?
Льюис Хэмилтон: Это потрясающее чувство, и, если честно, сегодня я не был разочарован. Я не люблю, когда меня обгоняют, никто не любит, и это первая гонка, в которой меня обошли. В какой-то момент это должно было произойти, но я снова финишировал на подиуме, наша команда - самая стабильная, и, думаю, мы справляемся лучше других. Я продолжаю лидировать в чемпионате - чего еще желать.

Вопросы с мест

Вопрос (Хейкки Култа - Turun Sanomat): Кими, думали ли вы на последних кругах о том, что случилось в повороте Adelaide пять лет назад?
Кими Райкконен: Конечно, я об этом помню, но не думал, что у меня возникнет та же проблема. Тогда не повезло, но я обезопасил себя от подобных происшествий.

Вопрос (Флавио Ванетти - Corriere della Sera): Фелипе, с трафиком все понятно, но ваш второй пит-стоп затянулся чуть дольше, чем должен был?
Фелипе Масса: Не знаю. Надо посмотреть цифры. Возможно. Я не проверял. Я почувствовал что-то такое, но вы, наверное, видели цифры. Если он затянулся, то что поделать...

Вопрос (Сэл Занка - Associated Press): Вопрос Кими и Фелипе - это начало возрождения Ferrari?
Кими Райкконен: Думаю, да. Мы не рассчитывали столкнуться с теми проблемами, которые преследовали нас в нескольких последних гонках, а сейчас возвращаемся на былые позиции. Мы ничего не теряли, может быть, просто не выжимали из машины максимум. Все работает как надо, постараемся продолжать в том же духе.

Вопрос (Марк Хьюз - Autosport): Кими, насколько тяжело было оставаться на расстоянии атаки от Фелипе? Некоторые гонщики в этом году говорили, что, преследуя другую машину, трудно обезопасить шины от гранулирования... У вас была такая проблема?
Кими Райкконен: Нет, проблем с гранулированием у меня не было, но быть позади кого-то нелегко. Кажется, соперник далеко, но он все равно влияет на твою машину. Как только я заехал на пит-лейн, поведение машины сразу улучшилось, и стало возможно что-то предпринимать, находясь непосредственно позади другого. Это всегда тяжело - держаться достаточно близко. Сегодня трафик мешал всем. Но это часть гонок, и иногда тебе с этим везет, а иногда нет.

Вопрос (Андера Кремонези - La Gazzetta dello Sport): Льюис, стала ли проблемой потеря большого количества времени в пятницу, ведь вы так сильно уступили Ferrari?
Льюис Хэмилтон: Нет, не думаю, что дело было в этом. Один из датчиков отключил двигатель из-за того, что было прохладно и он не прогрелся - просто сработал защитный механизм. На гоночный уик-энд это не повлияло.

Вопрос (Паоло Яньери - La Gazzetta dello Sport): Фелипе, как вы расцениваете эту гонку - вы отыграли два очка у Хэмилтона или упустили два очка в чемпионате?
Фелипе Масса: Конечно, я отыграл два очка у Хэмилтона. Это была хорошая гонка, и я также значительно сократил отрыв от Фернандо. Думаю, это хороший результат.

Вопрос (Фредерик Ферре - L'Equipe): Вопрос обоим гонщикам Ferrari. Вы можете объяснить, почему сейчас ваши машины лучше, чем две недели назад?
Фелипе Масса: Думаю, мы ее усовершенствовали, и она стала лучше по всем параметрам.

Вопрос (Ливио Ориккио - O Estado de Sao Paulo): Вопрос Хэмилтону. Вы финишировали в 32 секундах позади Ferrari, и на прошлой неделе в Сильверстоуне они были очень быстры. Как вы думаете, возможно ли вернуться обратно на первое место?
Льюис Хэмилтон: Да, как я говорил раньше, побеждать в каждой гонке невозможно, самое главное - стабильность, а она у нас есть. Кроме того, вы слышали, как оба гонщика сказали, что в Сильверстоуне они сделали большой шаг вперед и улучшили машину. Мы тоже сделали шаг вперед, но, находясь позади других машин, трудно показывать настоящую скорость. Не думаю, что они настолько быстры, как это сегодня выглядело. Не знаю, какое время круга они показывали, но такой большой отрыв помогли создать трафик и стратегия. Уверен, что в следующей гонке мы им не уступим.

Вопрос (Юха Паатало - Financial Times Germany): Кими, насколько Ferrari была сегодня далека от совершенства, с вашей точки зрения?
Кими Райкконен: Машина вела себя хорошо, но она никогда не бывает идеальной. Всегда есть что улучшить. Мы еще можем добиться улучшений и сделать машину быстрее.

Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Льюис, приехать на домашний Гран При, будучи лидером чемпионата, не говоря уже о преимуществе в 14 очков - это ли не здорово?
Льюис Хэмилтон: Это точно. Я продолжаю утверждать, что даже не рассчитывал попасть на подиум в первой гонке, не то что в восьми, и я очень доволен своей работой и работой команды. Я думаю, то, что я приеду на свой первый Гран При в Сильверстоуне в составе команды, за которую мечтал выступать всю жизнь, да еще и в качестве лидера чемпионата, подарит мне лучшие чувства, которые может испытать гонщик.

Вопрос (Майкл Шмидт - Auto Motor und Sport): Фелипе, что это была за машина, которую вы пытались обогнать на протяжении трех кругов?
Фелипе Масса: Их было много... Две Red Bull, одна Toyota - с ней было тяжелее, и еще Williams. Они здорово сопротивлялись.

Вопрос (Паоло Яньери - La Gazzetta dello Sport): Кими, насколько комфортно вам сейчас в машине?
Кими Райкконен: Как я уже говорил, дело не только в машине, но и во многих других аспектах квалификации и гонки, и сейчас не смысла говорить об этом. Главное - мы знаем, чего хотим добиться. Мы постоянно работаем над усовершенствованием машины, и если мы сможем это сделать, то это здорово поможет.