Гран При Китая : Пресс-конференция в четверг

Участники: Фернандо Алонсо (Renault), Кими Райкконен (Ferrari), Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes), Роберт Кубица (BMW Sauber)

Вопрос: Фернандо - две победы подряд, что вы думаете о предстоящей гонке?
Фернандо Алонсо: Надеюсь, мы выступим неплохо. Победа маловероятна – мы не так быстры, как сильнейшие команды, но способны зарабатывать очки. В последние полтора месяца машиной приятно управлять, и я не вижу причин, которые помешают нам бороться если не за победу, то за подиум.

Вопрос: Расскажите о доработке машины…
Фернандо Алонсо: Мы готовили новинки к каждой гонке, но одни делали машину быстрее, другие – нет, и мы до сих пор не вполне уверены в причинах столь драматичных перемен. Да, у нас новое переднее антикрыло, однако дело не только в нем – корректировки настроек также сыграли свою роль. Мы нашли новый способ балансировки машины, который оправдал себя на дистанции – думаю, мы будем использовать его и в этот раз.

Вопрос: Какие участки Shanghai Circuit кажутся вам наиболее сложными?
Фернандо Алонсо: С точки зрения гонщика сложнее всего первый поворот, нужно постоянно понижать передачи - там можно много отыграть. Еще есть длинная возвратная прямая – важно выйти на неё, максимально сохранив скорость в предыдущем повороте. Впрочем, все в равной ситуации - нужно правильно настроить машину, найти компромисс, ведь на прямых участках необходимо разгружать аэродинамику, а в поворотах, наоборот, требуется большая прижимная сила.

Вопрос: Кими, вы - победитель прошлогоднего Гран При Китая и обладатель трех подиумов на Shanghai Circuit. Что вы думаете о предстоящей гонке?
Кими Райкконен: Приятно снова вернуться в Шанхай. Я провёл здесь несколько неплохих гонок – надеюсь, в этот раз мы добьемся чего-то подобного, но посмотрим, как все сложится.

Вопрос: Завтра ваш день рождения – какой подарок вы хотели бы получить?
Кими Райкконен: Я надеюсь побороться за победу. Машина едет гораздо лучше, однако пока результаты уступают ожиданиям. Впрочем, эта трасса совсем не похожа на Фудзи – год назад мы добились успеха, хотелось бы его повторить.

Вопрос: В квалификации все может сложиться более удачно, чем в Фудзи?
Кими Райкконен: В Японии квалификация сложилась удачно, не повезло в гонке. Результат в субботу на многое влияет – застряв позади медленных машин, обгонять очень непросто.

Вопрос: Льюис, чему вас научили неприятности в прошлый уик-энд и год назад?
Льюис Хэмилтон: После прошлогодней гонки я понял, что нужно не падать духом и избегать гравийных ловушек. Из минувшего уик-энда я также извлек несколько полезных уроков и намерен продолжать борьбу, оставив неприятности в прошлом. Команда смотрит в будущее с оптимизмом – мы вместе ошибаемся и вместе движемся вперед.

Вопрос: Ваш подход к этой гонке отличается от подхода к предыдущей?
Льюис Хэмилтон: Нет.

Вопрос: В чем он заключается?
Льюис Хэмилтон: Мы приехали на гонку и хотим добиться максимума. В прошлом году мы были очень быстры на этой трассе, в этом сезоне должны выступить еще сильнее, ведь машина очень конкурентоспособна. Впрочем, уик-энд в любом случае будет непростым.

Вопрос: Renault выиграла две предыдущие гонки. Не является ли это угрозой вашим надеждам на титул?
Льюис Хэмилтон: В Renault действительно добились фантастического прогресса, приятно видеть, как движется вперед команда, которой пришлось так много работать в последние два года. Я не удивлюсь, если по ходу уик-энда мы встретим серьёзное сопротивление с их стороны.

Вопрос: Роберт, прежде вам не везло в Китае…
Роберт Кубица: Да, особенно если взглянуть на результаты гонок. Я сходил с дистанции, будучи лидером…

Вопрос: Но дважды вам удавалось пробраться наверх с девятой и тринадцатой позиции…
Роберт Кубица: Здесь мне нечего сказать. Обе квалификации прошли под дождем и получились крайне непростыми, однако в гонке 2006 года я выглядел весьма неплохо: удар от Роберта Дорнбоса отбросил меня в конец пелотона, но удалось отыграться, и я ехал пятым, когда рискованная смена шин оказалась напрасной. Год назад на подсыхающей трассе мы снова оказались быстры, и на первом пит-стопе я переобулся в сухую резину – дождь начал было накрапывать, но мы решили не менять тактику, и за два круга я обогнал обе Ferrari и возглавил гонку.

Вопрос: Насколько стабильность результатов была значимой для BMW Sauber и для вас лично?
Роберт Кубица: Чтобы сохранить шансы на титул, нужны две вещи – стабильность и надежность, с последним нет никаких проблем. По сравнению с прошлым годом мы добились существенного прогресса и претендуем на победу. Нашу позицию нельзя назвать лучшей, но я - один из трех пилотов, которые имеют шансы на титул, и это стало возможным благодаря исключительной надежности.

Вопрос: Эта стабильность изменила ваш стиль пилотирования?
Роберт Кубица: Я всегда выкладываюсь по максимуму, однако в нынешнем сезоне мне помогает надежность. Год назад все было иначе, во многих гонках нас преследовали технические проблемы, но сейчас мне не приходится об этом думать. С точки зрения пилотажа – никаких изменений.

Вопросы с мест:

Вопрос: (Chinese Media) Кими, вы сказали, что в честь дня рождения хотите подарить себе победу, но что, если вы будете ехать первым, а Фелипе – вторым?
Кими Райкконен: Я всегда стараюсь финишировать первым, и в предстоящий уик-энд мы можем рассчитывать на успех, но я знаю, что команда хочет победить в обоих чемпионатах. Посмотрим, как сложится гонка, возможно, подход придется изменить.

Вопрос: (Chinese Media) Фернандо, в начале недели вы заявили, что поможете Фелипе выиграть титул. Не могли бы пояснить, что вы намерены предпринять? Хочу добавить, что мой родной город – побратим Овьедо...
Фернандо Алонсо: Очень хорошо, однако мне задали вопрос. Я имел в виду, что сейчас, когда у нас есть быстрая машина, мы можем бороться с Ferrari и McLaren. Если Фелипе выиграет гонку, а мне удастся финишировать вторым или третьим, я буду рад помочь ему, отобрав у соперников как можно больше очков.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем. Что вы думаете о недавних штрафах? Вы согласны со стюардами? Будете ли вы сомневаться, атакуя соперника?
Льюис Хэмилтон: Мы оба – я и Фелипе, были оштрафованы, но таковы гонки. Нужно продолжать борьбу, стараясь избежать инцидентов.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Это влияет на ваш пилотаж?
Льюис Хэмилтон: Нет.

Роберт Кубица: Мне легко ответить – я не видел инцидента, поэтому не могу о нем судить.

Фернандо Алонсо: Все как всегда. Возможно, штрафов действительно слишком много, и подчас судьба гонки зависит от решения стюардов. Иногда они ошибаются, иногда правы.

Кими Райкконен: Меня не коснулся ни один из этих штрафов, но ответить на ваш вопрос непросто. У каждого собственное мнение, и так будет всегда. Кому-то это не нравится, но по мне – все в порядке.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис, могу я узнать ваше мнение о желании Фернандо помочь Фелипе?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, я об этом не думаю. Я сосредоточен на своей работе, и это главное. В предстоящий уик-энд мы можем побороться за победу, действия других меня не интересуют.

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Фернандо, в интервью AS вы сказали, что согласны с решением стюардов, хотя не видели маневра Льюиса на старте. Поясните?
Фернандо Алонсо: Я всё видел, я находился позади.

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) То же самое прозвучало в интервью, но вы согласны с решением?
Фернандо Алонсо: Иногда газеты врут.

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) То есть, вы хотели победы Льюиса так же, как успеха двух других претендентов?
Фернандо Алонсо: Спорить можно долго, однако вы не можете не понимать того, что я говорю. Я очень дружен с Робертом и хотел бы видеть его чемпионом мира, но знаю, что с его машиной отыграть 12 очков очень нелегко. Я веду свою борьбу, но когда видишь результаты, всегда хочется, чтобы одни пилоты или команды оказались выше других, однако вряд ли это станет ключом к чемпионату. Победит тот, кто сработает лучше соперников. Можете понимать это, как хотите, на самом деле всё просто.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Кими, сейчас ситуация отличается от прошлогодней, когда вы преследовали Льюиса? Бороться за два чемпионата труднее, или легче?
Кими Райкконен: Что вы имеете в виду? Как команда, мы стараемся выиграть оба чемпионата.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Для Ferrari попытка победить в обоих чемпионатах осложняет или облегчает ситуацию?
Кими Райкконен: Может получиться и так, и так. Все зависит от развития событий в двух финальных гонках. На победу претендуют три гонщика – год назад я сам был далеко позади, но завоевал титул, не знаю, кто станет чемпионом в этом году. Победит достойный, надеюсь, им окажется представитель нашей команды.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Вопрос ко всем: судя по всему, число Гран При сокращается. Какое количество гонок идеально для чемпионата?
Фернандо Алонсо: Такое, как сейчас.

Кими Райкконен: Думаю, в следующем сезоне нас ждут 17 или 18 Гран При, разница в один-два этапа ничего не изменит. Меньше гонок – больше тестов, больше гонок – меньше тестов. Гонки интереснее, я предпочитаю гоняться.

Льюис Хэмилтон: Согласен.

Роберт Кубица: В этом сезоне можно было бы ограничиться семью Гран При – думаю, вы понимаете, почему.

Вопрос: (Крис Лайнс – AP) Роберт, на прошлой неделе, говоря о поведении Льюиса в Монце, вы назвали некоторые из его обгонов опасными. Не могли бы рассказать об этом поподробнее? Вы беседовали с Льюисом?
Роберт Кубица: Думаю, мне нечего добавить. Когда один гонщик атакует другого и перекрещивает траекторию перед передним колесом – это крайне опасно. В Канаде я оказался в подобной ситуации и знаю, что происходит, когда переднее колесо цепляет заднее. Нет инцидентов – все в порядке, но если случится неприятность, все поймут, о чём речь. Нет, я не беседовал с Льюисом и не комментировал его пилотаж. Я лишь заметил, что подобные маневры, особенно на мокрой трассе, весьма опасны.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис, вам не кажется, что ваш стиль пилотирования в какой-то мере опасен?
Льюис Хэмилтон: Нет.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Фернандо и Кими – не думаете, что иногда Льюис переступал черту?
Кими Райкконен: Без комментариев.

Фернандо Алонсо: Без комментариев.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис, с каким настроением вы приехали на этот Гран При? После гонки в Фудзи вы попали под огонь критики как со стороны действующих пилотов, так и со стороны гонщиков-ветеранов…
Льюис Хэмилтон: Правда? Что ж, я этого не заметил. Я провел пару дней в Токио, потом отправился в Шанхай. После неудачной гонки критики не избежать, однако не важно, положительная она или негативная – ты движешься вперед, оставляя неприятности позади. Я по-прежнему уверен в себе – за две гонки до конца сезона у нас преимущество в пять очков и неплохой шанс сделать еще один шаг к намеченной цели.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Думаете, у вас получится сделать то, что не удалось год назад?
Льюис Хэмилтон: Посмотрим – кто знает, мы выложимся по максимуму.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Вы уверены в своих силах?
Льюис Хэмилтон: Мы сделаем все возможное.

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Вопрос ко всем: что, по-вашему, считается опасным и неопасным обгоном? Вы приехали сюда ради гонок и не намерены превращать Гран При в поездку к бабушке?
Кими Райкконен: Прежде всего, это опасный вид спорта. Всегда стараешься убедиться в том, что атака закончится успешно, однако иногда все идет не так, как задумано, особенно если оба гонщика пытаются как можно быстрее пройти поворот. Контакты случаются, но таковы гонки. Правила весьма неоднозначны – за один маневр тебя наказывают, за другой – нет, и всегда есть масса мнений об одном и том же инциденте. О штрафах говорили и будут говорить. К сожалению, они стали весомой частью Формулы 1. Это не лучший вариант для спорта, однако, мы здесь ради гонок.

Фернандо Алонсо: Мне нечего добавить.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Льюис, в прошлом году вы совершили ошибку в финальной гонке в Бразилии – когда Алонсо обогнал вас, вы бросились в контратаку и просчитались. В Фудзи ситуация была примерно такой же – Кими вышел вперед, вы попробовали отыграться и ошиблись. Каково ваше эмоциональное состояние перед этой гонкой, ведь она может решить судьбу титула?
Льюис Хэмилтон: Во-первых, в Бразилии я не ошибся во время обгона. Фернандо был на внешней стороне трассы и тормозил немного раньше, чем я предполагал, поэтому пришлось уворачиваться – я выехал за пределы трассы, но это не было попыткой атаки. В Фудзи я атаковал, однако маневр не удался – таковы гонки, что я могу поделать? Я не намерен менять свой подход, в этом нет необходимости.

Вопрос: (Chinese Media) Вопрос ко всем: в этом году на верхней ступеньке подиума побывало семеро пилотов, более того – в предыдущих трех Гран При ни один из гонщиков Ferrari или McLaren не смог добиться победы. По-вашему, оставшиеся две гонки будут еще менее предсказуемыми, чем год назад?
Льюис Хэмилтон: Думаю, McLaren и Ferrari будут весьма конкурентоспособны, как BMW и Renault, однако, кто знает, кому достанется победа? На вершину поднимется тот, кто сработает лучше, у нас есть шанс.

Кими Райкконен: Здесь слишком много… в последних гонках можно было многое приобрести и многое потерять. Я и Хейкки должны думать о команде и набранных очках, а у Льюиса и Фелипе своя борьба. В какой-то момент одному гонщику придется сдерживать другого, и для кого-то все сложится удачно, для кого-то – нет. Результаты могут быть разными – возможно, в этом виновата погода, но лично я не стал бы делать ставку на одного претендента – победить может любой из них. Думаю, финальные гонки будут весьма интересны, особенно для тех, кто сражается за титул.

Фернандо Алонсо: Ferrari и McLaren – фавориты двух предстоящих Гран При, однако прошлые гонки прошли не совсем обычно. В Монце шел дождь, и лидеры стартовали далеко позади, а в Сингапуре на трассу выехала машина безопасности. В обычных условиях результаты более предсказуемы.

Роберт Кубица: Согласен.

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Вопрос ко всем, кроме Льюиса – вы не завидуете лидерству Хэмилтона в чемпионате и вниманию к его персоне?
Роберт Кубица: Я доволен тем, что я делаю.

Фернандо Алонсо: Я тоже.

Кими Райкконен: Я доволен своей жизнью и не хочу ничего менять.

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Вернемся к теме безопасного пилотажа и штрафов. Появление постоянного стюарда из числа бывших гонщиков, понимающего, что такое гонки, могло бы решить проблему судейства?
Фернандо Алонсо: Было бы неплохо, если бы кто-то из бывших пилотов помогал стюардам - непросто принимать решения, не имея опыта гонок Формулы 1. Как сказал Кими, трудно услышать единое мнение о каком-нибудь инциденте – одни считают, что маневр был честным, другие – нет, и это нормально. Постоянство в правилах принесет пользу, сделав невозможной ситуацию, когда в одном случае маневр заканчивается наказанием, а в другом, таком же случае, пилот обходится без штрафа. Нужна стабильность, даже если кому-то она покажется жестокой.

Кими Райкконен: Да, многим понравилась бы стабильность в принятии решений. Возможно, к опытному пилоту было бы гораздо большее уважение, и гонщики не жаловались бы так часто, ведь, в конечном итоге, все хотят одного – одинаковых правил.

Льюис Хэмилтон: Честно говоря, я об этом не думал.

Роберт Кубица: Я со всем согласен.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Роберт, люди говорят о борьбе Льюиса и Фелипе, но вы тоже претендуете на титул. Насколько вы уверены в успехе? Каким будет ваш подход к оставшимся гонкам?
Роберт Кубица: Таким же, как и по ходу сезона. В первой гонке я не заработал очков, после седьмой – лидировал в чемпионате. Я всегда выкладываюсь по максимуму. Разумеется, мы пытаемся доработать машину – она не самая быстрая, но, весьма надежная. Это один из ключевых факторов, однако, при двенадцати очках отставания за две гонки до конца сезона, многое зависит не от меня, а от соперников.

Было бы неплохо иметь быстрейшую машину, чтобы бороться за поулы и победы даже в нормальных условиях – не секрет, что некоторое время назад мы сильно потеряли в скорости, а в Фудзи гонщики Renault с Toyota оказались быстрее - нам все сложнее противостоять лидерам. Впрочем, недавние гонки доказали, что из-за погоды, машины безопасности и инцидентов результаты могут быть непредсказуемыми, так что в любом случае нужно стремиться к максимуму.

Текст: Валерий Карташев