1. Фелипе Масса (Ferrari) - 1:44.801
2. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes) - 1:45.465
3. Кими Райкконен (Ferrari) - 1:45.617
Вопрос: Фелипе, вы выиграли поул в Монако, в Валенсии и в первой ночной гонке в Сингапуре – отличный результат!
Фелипе Масса: Мне удался потрясающий круг – помогли хорошая машина и отсутствие ошибок. Это всегда приятно!
Вопрос: Каково это – проехать великолепный круг по трассе, принимающей первую в истории Формулы 1 ночную гонку?
Фелипе Масса: Это непередаваемое ощущение. Когда приближаешься к последнему повороту, говоришь себе – я не имею права на ошибку. Под занавес круга ты не выкладываешься по максимуму, поскольку понимаешь, что в итоге все могло бы сложиться намного хуже – я старался ехать максимально точно, и когда приблизился к последнему повороту, подумал – может, следует немного сбавить, но не смог этого сделать. Я буквально пролетел его, и это действительно невероятное чувство. Когда удается добиться максимума от машины и показать подобный результат, это самый счастливый момент для гонщика.
Вопрос: Что вы думаете о пилотировании ночью?
Фелипе Масса: Это весьма непросто. Сложная трасса, нужно правильно пройти каждый поворот. С освещением и видимостью проблем нет, ты хочешь одного – выжать из машины максимум, и не думаешь о времени суток. Уверен, гонка будет очень сложной, потребуется десятикратная концентрация – здесь больше поворотов, чем в Монако, легкой жизни не будет.
Вопрос: Как ритм уик-энда сказывается на вас и Ferrari?
Фелипе Масса: Работа команды в Сингапуре не отличается от работы на других трассах, просто выполняется она в другое время. Я приехал сюда во вторник и постарался лечь спать как можно позже – в среду, в три часа ночи. Я прогуливался по трассе вместе со своей семьей и четой Баррикелло – мы весело проводили время и одновременно изучали конфигурацию. Каждый день я старался делать одно и то же, придерживаться европейского графика. Это немного странно, но в любом случае – забавно.
Вопрос: Льюис, после гонки в Монце мы были обеспокоены тем, что вам едва удалось пробиться в финал квалификации...
Льюис Хэмилтон: Беспокоились не только вы – я сам немного нервничал, к счастью, все обошлось. В итоге я стартую с первого ряда, правда, мой путь оказался не таким гладким, как у некоторых. Впрочем, мы были быстры по ходу уик-энда, думаю, у нас неплохие шансы на успех в гонке.
Вопрос: Мы слышали радиообмен с боксами – команда сказала: отличный третий сектор, но на первом и втором нужно прибавить…
Льюис Хэмилтон: Да, мой первый быстрый круг был не идеальным – третий сектор удался, а на первых двух я осторожничал. Следующую попытку я начал чуть лучше, потерял немного времени в пятом повороте, но оставшаяся часть круга прошла без ошибок. Пожалуй, я мог бы еще прибавить, но было уже поздно.
Вопрос: Судя по всему, в финале квалификации более твердый состав Soft выглядел очень неплохо. Как решался вопрос с выбором резины?
Льюис Хэмилтон: Было непросто сделать правильный выбор – как правило, разница между составами более очевидна, но в этот раз шины вели себя практически одинаково. На одном быстром круге SuperSoft выглядел менее стабильно, поэтому многие выбрали Soft и не прогадали.
Вопрос: Ваше мнение о ночных гонках? Вам они нравятся?
Льюис Хэмилтон: В этом есть нечто сумасшедшее! Сейчас 23:15, и мне не доводилось гоняться в столь позднее время, но у нас сейчас день. Как сказал Фелипе, мы гуляли по трассе в три часа ночи, ложились спать в пять или шесть и просыпались после полудня – уникальная ситуация, но пилотировать здесь – одно удовольствие. Организаторы проделали огромную работу, отличное место!
Вопрос: Кими, проблемы в финальной тренировке не предвещали хорошего результата в квалификации…
Кими Райкконен: Да, нам немного не повезло – возникли проблемы с рулевым управлением, я выехал за пределы трассы, а когда пытался вернуться, потерял все передачи. Впрочем, машина была быстра, мы потеряли время, но добились неплохого результата.
Вопрос: Первая квалификационная сессия была успешной, но что произошло во второй и третьей?
Кими Райкконен: Я думал, что на более мягкой резине машина поедет быстрее, но уверенности не было. Мы решили остаться на Soft, и во второй части нам пришлось труднее, чем в первой. Возможно, следовало поступить иначе, но не факт, что все сложилось бы по-другому. В любом случае, я доволен результатом.
Вопрос: По словам гонщиков, трасса требовательна к физической форме. Расскажите о её характеристиках – закрученности против часовой стрелки, неровностях, высоких температурах…
Кими Райкконен: Думаю, единственные отличия этой трассы – жара и высокая влажность. Она не так уж требовательна, здесь почти нет быстрых поворотов, зато в отдельных местах очень много кочек – пожалуй, это единственный негативный момент, который должен быть устранен. В остальном, это довольно приятное место.
Вопрос: Фелипе, поул в исторической гонке. Что вы думаете о старте на глазах многочисленных болельщиков и телезрителей?
Фелипе Масса: Эта гонка важна для Формулы 1. Люди знают – это первый ночной Гран При, и следят за происходящим во всех точках земного шара – просыпаются рано в Бразилии, в Европе сразу после ланча идут домой, чтобы включить телевизор, а в Сингапуре собираются на трибунах. Мне хочется выступить как можно лучше, победа подарит гораздо больше эмоций, чем успех в квалификации.
Вопрос: Фелипе, невероятное преимущество в 0.6 секунды! Как вы это объясните?
Фелипе Масса: Это одна из лучших квалификаций по ходу сезона. Да, отрыв действительно велик, но когда видишь такую разницу, всегда хочется иметь чуть больше топлива в баках. Думаю, у нас неплохая стратегия, однако все мысли только о времени дозаправки. Впрочем, мой круг был великолепен – быстрая машина и отсутствие ошибок всегда обеспечивают результат. Вчера и сегодня F2008 была конкурентоспособна, нам удалось добиться максимума. Мы хорошо подготовились, и всё сработало.
Вопрос: В чём отличие двух составов резины?
Фелипе Масса: Еще вчера я был доволен поведением более твердых шин и хотел использовать их в финале квалификации – подобные ощущения я испытывал в Монако и Венгрии. С точки зрения сцепления с трассой, разница между составами минимальна, но более твердая резина стабильнее, мне было комфортно с ней на свободных заездах, и я даже не думал о SuperSoft.
Вопрос: Вы говорили о концентрации во время гонки. Что вы думаете о физической выносливости, неровном асфальте, жаре?
Фелипе Масса: Это тоже часть концентрации, часть подхода к гонке. Между пятым и седьмым поворотами очень много кочек, и поддерживать стабильный темп на дистанции будет нелегко. Надеюсь, мы сможем хорошо стартовать и будем так же быстры, как в квалификации.
Вопрос: Льюис, вы едва не вылетели из первой десятки. Вас это насторожило? Что случилось?
Льюис Хэмилтон: Я ошибся в первой попытке – машина не затормозила перед первым поворотом, и пришлось ехать в боксы. К сожалению, у меня не было топлива на второй быстрый круг, поэтому пришлось свернуть на пит-лейн и пройти процедуру взвешивания. Затем я вернулся на трассу и тут же уперся в трафик. К счастью, удалось пробиться в финал, и я доволен итоговым результатом.
Вопрос: Ваше мнение о возможных обгонах? На этой трассе легко атаковать?
Льюис Хэмилтон: Обгонять здесь практически невозможно, особенно если вы столь же быстры, как соперник. Если разница в скорости невелика… я ехал за машиной Дэвида Култхарда, но не мог приблизиться на дистанцию атаки.
Вопрос: Придется ждать ошибки соперников, или есть другие варианты?
Льюис Хэмилтон: Нужно следить за ситуацией и выкладываться по максимуму.
Вопрос: Кими, хорошее время в первой и второй части, вы огорчены результатом финала?
Кими Райкконен: Если вспомнить прошлые гонки, то результат очень неплохой. В первой части квалификации машина была очень быстра, а затем, на более твердых шинах, возникли определенные трудности. В последней части свободных заездов нам не удалось сравнить два состава резины, было непросто решить, какие шины использовать в финале квалификации – мне показалось, что вариант с Soft более безопасен. Как видите, все получилось: третья позиция – это тоже неплохо.
Вопрос: Машина в порядке? Вы имели в виду те новинки, что тестировали в Муджелло?
Кими Райкконен: Нет, вчера мы вернулись к первоначальному варианту, и сегодня все пошло по плану. Нам есть, в чем прибавить, но результатом я доволен. Если с машиной всё хорошо, как было в первой части, мы выглядим очень сильно, но стоит ситуации чуть-чуть измениться, скорость теряется. Если ты хочешь бороться за самые высокие позиции, тебе нужна действительно хорошая машина. Впрочем, меня всё устраивает – в гонке наш темп ещё выше, поэтому мне не о чем беспокоиться.
Вопрос: По-вашему, какой сектор можно назвать решающим?
Кими Райкконен: Всю трассу. Здесь много медленных поворотов, в каждом легко потерять время – чтобы ехать действительно быстро, нужно всё делать правильно.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Льюис, Фелипе на поуле, а вы стартуете с грязной стороны трассы. Может ли повториться сценарий гонки в Валенсии?
Льюис Хэмилтон: Вполне вероятно. Грязная сторона трассы всегда медленнее.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) По-вашему, после старта Фелипе сохранит лидерство, а вы окажетесь позади?
Льюис Хэмилтон: Всё зависит от ситуации перед первым поворотом. Как я уже говорил, обгонять здесь практически невозможно, поэтому есть шанс, что мы увидим еще одну Валенсию.
Вопрос: (Судхир Чандран – Chequered Flag) Вопрос ко всем: что значит для вас фон в виде черного неба над головой? Какие эмоции он вызывает – негативные, депрессивные? Чем он отличается от светлого, дневного фона?
Фелипе Масса: Кажется, я уже ответил на этот вопрос. Если с видимостью нет проблем, всё равно, гоняешься ли ты днем, или ночью, ведь задача одна – добиться максимума от машины. Не знаю, что скажут эти парни, но таково мое мнение.
Льюис Хэмилтон: Я заметил разницу. Да, это странное ощущение, но оно не влияет на скорость, ведь гонщики смотрят только вперед, на трассу. Правда, иногда, после тринадцатого поворота, ты смотришь на прямую, поднимаешь глаза и видишь темное небо, но разглядеть что-либо еще, кроме зданий, уже не в силах. Однако, на настроение это никак не влияет.
Кими Райкконен: Ты не смотришь на небо, потому – никакой разницы.
Фелипе Масса: Я надеюсь, мы не смотрим на небо.
Кими Райкконен: На трассе светло, как днем, так что все в порядке.
Вопрос: (Джеймс Аллен – ITV) Льюис, в первой сессии вы проехали всего один быстрый круг, а остальные совершили по две попытки. Не стало ли это причиной проблем во второй части квалификации? Может, соперники лучше адаптировались?
Льюис Хэмилтон: Нет. Я проехал свой первый круг вместе со всеми и оказался на полсекунды быстрее. Во второй попытке не было необходимости.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Льюис, вас беспокоит отставание от Фелипе? Не кажется ли вам, что оно отражает разницу в скорости машин на этой трассе?
Льюис Хэмилтон: Нет. Мне не о чем беспокоиться, хотя мой круг был далек от идеала. Как сказал Фелипе, ему удался отличный круг, и машина вела себя хорошо. Ferrari весьма конкурентоспособна, и неизвестно, какую стратегию они выбрали. Впрочем, мы довольны своим вариантом – гонка обещает быть непростой, но, как я уже заметил, с учетом выбранной тактики McLaren очень конкурентоспособна.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Кими, вы довольны своим финальным кругом? На какой результат вы рассчитываете?
Кими Райкконен: Постараемся добиться максимума – в гонке наша машина должна быть очень сильна. Мой быстрый круг получился неплохим – разумеется, можно было проехать быстрее, но третья позиция – тоже хороший результат.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Кими, не могли бы вы рассказать, что произошло в финальной части свободных заездов? Вы вели себя довольно нервно. Двигатель не пострадал?
Кими Райкконен: Не знаю – он слегка перегрелся, но вроде все в порядке. Я показывал маршалам, чтобы они подтолкнули меня назад, поскольку не мог переключиться на заднюю передачу, и они мне помогли. Как выяснилось, возникла проблема с рулевым управлением. К счастью, она оказалась единственной.
Текст: Валерий Карташев