Гран При Сингапура : Пресс-конференция в четверг

Участники: Марк Уэббер (Red Bull Racing), Дэвид Култхард (Red Bull Racing), Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes), Хейкки Ковалайнен (McLaren Mercedes)

Вопрос: Вопрос ко всем: каковы ваши впечатления от Сингапура и новой трассы?
Марк Уэббер: Она выглядит потрясающе – организаторы неплохо поработали. Я приезжал сюда в прошлом году и застал начало строительства – меня беспокоило, насколько неровным окажется асфальт в местах с насыпным грунтом. Сделать это было крайне непросто, но я надеюсь, что в пилотаже трасса будет так же хороша, как и внешне. По-моему, уровень сцепления окажется достаточным с самого начала уик-энда – да, действительно хорошая работа!

Дэвид Култхард: Согласен с Марком, трасса выглядит безупречно, и мне не терпится рассмотреть ее поближе. Отдельные участки похожи на эски в стиле Мельбурна – да, это уличная трасса, но зоны вылета достаточно велики, – а конец круга, своими 90-градусными поворотами, напоминает американские автодромы в Детройте или Финиксе. Такая комбинация обещает быть интересной. Не похоже, чтобы здесь все зависело от разгонной динамики, скорее от поведения передней части машины – посмотрим, как поведут себя шины, не возникнет ли проблем с гранулированием.

Вопрос: Льюис, здесь можно обгонять?
Льюис Хэмилтон: Мои рассуждения не отличаются от ваших – трасса довольно широкая, пространства для атаки вполне достаточно, однако удастся ли приблизиться к сопернику – вот в чем вопрос.

Вопрос: Ваше мнение о трассе? Вы видели ее?
Льюис Хэмилтон: Нет, я видел лишь небольшой фрагмент, когда утром ехал на автодром. Еще не успел прогуляться, думаю сделать это вечером.

Вопрос: Хейкки?
Хейкки Ковалайнен: Думаю, трасса великолепна. Я пробежался по ней во вторник ночью, сразу после приезда – кажется, гонка будет действительно интересной. Судя по всему, здесь есть, где обгонять, однако по опыту Валенсии могу сказать, что сделать это непросто – трудно сказать, насколько напряженным окажется Гран При Сингапура, но, по меньшей мере, ближайший воскресный вечер будет не похож на то, к чему мы все привыкли.

Вопрос: Как вы готовились к смене часовых поясов и ночной гонке, учитывая прогноз погоды и обязательства перед спонсорами?
Марк Уэббер: Главное – режим сна, других отличий нет. Погода не в нашей власти, нет смысла об этом беспокоиться – что будет, то будет. Ночная гонка? Судя по всему, видимость должна быть неплохой – организаторы позаботились об этом, и вряд ли мы заметим какую-то разницу с дневными гонками. Я не вижу проблем, нужно лишь слегка сместить свой график, что, впрочем, не проблема для Red Bull, ведь мы часто устраиваем вечеринки.

Дэвид Култхард: Снова то же самое – если говорить о переходе на новое расписание, то сегодня я покинул отель в полночь, чего в Европе в принципе быть не может, а здесь – в рамках графика. Правда, я надеялся, что город окажется более приспособлен к нашему часовому поясу – когда в три ночи я решил пообедать, то помимо обслуживания в номерах нашел всего один открытый ресторан, а мне бы не хотелось целую неделю питаться в номере! Правда, этот район города неплохо охраняется, можно и прогуляться.

Льюис Хэмилтон: Согласен – мне приходится питаться в номере, и, к счастью, служащие Conrad Hotel пошли нам навстречу, так что мы с Хейкки можем обедать тогда, когда захотим. Может, тебе стоит перебраться в наш отель, Дэвид?

Вопрос: Хейкки, ночная гонка не вызывает у вас опасений?
Хейкки Ковалайнен: Прежде всего, я следую европейскому графику, и мое расписание соответствует обычному уик-энду. Я не слежу за сменой дня и ночи, я смотрю только на свои часы и ложусь спать в привычное время. Здесь все спланировано с оглядкой на европейский часовой пояс, и мне не приходится что-то менять. Что касается погоды – сам я не видел, поскольку спал – но вчера утром шел очень сильный ливень. Дождь вполне вероятен, но с подобными условиями мы сталкивались не раз, нужно лишь адаптироваться к ним как можно быстрее. Это не повод для беспокойства.

Вопрос: Марк, как вы оцениваете шансы Red Bull в предстоящих гонках? После Гран При Италии вы знаете, что машина способна побеждать…
Марк Уэббер: Мы сдвинулись с мертвой точки, если можно так сказать. В Спа и Монце удалось заработать очки, поэтому мы чувствуем себя весьма уверенно. Команда доработала машину, и хотя соперники сделали то же самое, это новая трасса, и у нас есть шанс добиться успеха. Нужно как можно лучше закончить сезон – Toro Rosso набрала темп, Renault и Toyota ушли вперед, но мы готовы бороться в каждой сессии.

Вопрос: Дэвид, что вы думаете о финальных гонках? Уже решили, чем займетесь после окончания карьеры?
Дэвид Култхард: Хотелось бы заработать чуть больше очков, ведь пока именно Марк тянет команду. На моем счету лишь один призовой финиш – досадно, что сезон складывается столь неудачно, но впереди еще четыре гонки, нужно использовать каждую возможность. Впрочем, я не чувствую, как уходит время, и ни о чем не сожалею – я рад находиться здесь, и буду рад появиться в Мельбурне или любой другой дебютной гонке следующего сезона, но уже в другой роли. Это естественный ход жизни: тем из вас, кто работает в Формуле 1 столько же, сколько я, довелось испытать подобную эволюцию.

Вопрос: Льюис, слушания в Париже закончились разочарованием. Вы уже оправились от неудачи?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что я должен был с чем то справляться – позади неплохая гонка в Монце, я боролся и в преддверии нового уик-энда чувствую себя великолепно. Нам удалось усовершенствовать машину, и предстоящий Гран При обещает быть интересным. Уверен, каждому из нас не терпится выехать на трассу – все мы участвовали в ночных картинговых гонках, но на высоких скоростях ощущения будут совсем иными. Посмотрим!

Вопрос: Хейкки, в какой мере вы поддерживаете Льюиса в битве за титул, или у вас по-прежнему есть возможность вести собственную борьбу?
Хейкки Ковалайнен: Если появится шанс помочь команде, я сделаю это, но я не получал никаких особых инструкций. Моя цель – зарабатывать очки, добиваться максимального результата всякий раз, когда я выезжаю на трассу. Если представится шанс выиграть гонку, я приложу все усилия – думаю, лучшее, что я могу сделать для команды - отобрать у соперников максимум очков. Хорошо, что у меня есть возможность принимать решения. Мы выкладываемся в каждой гонке, вне зависимости от того, идет ли речь о начале или конце сезона.

Вопросы с мест:

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Не могли бы вы описать свою ночную жизнь в Сингапуре? Чем вы занимаетесь – помогаете поварам отеля не сидеть без дела, или смотрите фильмы?
Дэвид Култхард: Думаю, мне следует держаться подальше от всех, ведь Карен находится здесь, и мы с пользой проводим время.

Марк Уэббер: Я не настолько удачлив, как Дэвид – Анны здесь нет. Мы просто сместили график - смотрим не в окно, а на часы, и делаем то же самое, что в обычный уик-энд, но на 6-7 часов позже. Это довольно скучно, но такова жизнь.

Хейкки Ковалайнен: Да, мне тоже повезло больше, чем Марку – Катерина составила мне компанию. В остальном я просыпаюсь в нужное время, работаю с командой, потом тренируюсь или бегаю по трассе. Вчера взял несколько уроков тенниса, а сейчас готовлюсь к гонке. Ничего не изменилось, просто я смотрю на часы, а не выхожу на улицу, чтобы понять, стемнело, или нет.

Льюис Хэмилтон: Я оказался в такой же ситуации, что и Марк – Николь не приехала сюда. Я стараюсь занять себя чем-нибудь – смотрю фильмы и играю в теннис.

Вопрос: (Каришма Ханна – India Se) Назовите самый захватывающий элемент гонки, которого вы ждете с особым нетерпением…
Марк Уэббер: Ночь! Я жду, когда загорятся фонари – думаю, это будет потрясающее зрелище, совершенно иная атмосфера. В свете прожекторов все выглядит иначе.

Льюис Хэмилтон: Согласен, однако трудно говорить о том, чего не знаешь. Неизвестно, что окажется самым интересным, ясно одно – гонка состоится ночью. Мы будем мчаться на скорости под двести миль в час, в свете прожекторов – посмотрим, что получится. Думаю, будет интересно.

Хейкки Ковалайнен: Да, посмотрим, как все будет выглядеть ночью. Разумеется, самое интересное – гонка, но любопытно посмотреть, как все выглядит в свете прожекторов.

Дэвид Култхард: Мы с Марком участвовали в Ле-Мане – не знаю, были ли там эти двое – поэтому у нас есть некоторый опыт… как известно, в Ле-Мане освещена лишь стартовая прямая, после которой ты растворяешься в темноте и едешь настолько быстро, насколько можешь. Не думаю, что мы заметим разницу между естественным и искусственным освещением – нужно лишь видеть, куда ты едешь. Я бы задумался о тенях, поскольку световой поток в одних местах направлен слева направо, а в других – справа налево, но мы недавно выступали в Монце, где выход из Lesmo намного темнее выхода из Ascari, поэтому проблем быть не должно. По-моему, в данном случае ночь – больше элемент маркетинга, чем гонок. Вряд ли после финиша кто-нибудь скажет – я мог бы выиграть, если бы чуть лучше видел трассу.

Вопрос: (Жюльен Фебро – Radio Monte Carlo) Чем опасна ночная гонка? Что может пойти не так?
Льюис Хэмилтон: Фонари могут погаснуть!

Хейкки Ковалайнен: Недавно кто-то заметил, что Формула 1 – не футбол: если фонари погасли, ты просто останавливаешься и ждешь. Ситуация может быть крайне опасной, но организаторы все предусмотрели – по крайней мере, я на это надеюсь.

Марк Уэббер: Да, если освещение пропадет, мы окажемся в беде, но я уверен, этого не произойдет – стучу по дереву.

Дэвид Култхард: По-моему, самая большая неприятность – ливень и отражение света в водяных брызгах. Неизвестно, сколько влаги останется в воздухе – думаю, это может стать основной проблемой.

Вопрос: (Томас Рихтр – TV Nova) Вопрос для гонщиков McLaren – не могли бы вы оценить преимущество, которое обеспечивают вам фонари, установленные инженерами команды на MP4-23?
Хейкки Ковалайнен: Да, я говорил об этом с моим инженером, но предпочту аэродинамическое преимущество и буду выступать без них.

Льюис Хэмилтон: Лично мне нужно больше прижимной силы, поэтому я намерен использовать фонари.

Вопрос: (Седрик Вузар – Le Figaro) Домашняя гонка или Гран При Монако всегда вызывают дополнительную мотивацию – есть желание стать первым победителем Гран При Сингапура?
Дэвид Култхард: Думаю, не мне отвечать на этот вопрос.

Льюис Хэмилтон: Сингапур – прекрасный город, впервые оказаться здесь и выиграть дебютную ночную гонку – невероятное достижение. Это не домашний Гран При, но всё равно приятно.

Хейкки Ковалайнен: В календаре нет Гран При Финляндии, поэтому все гонки для меня одинаково хороши. Я хочу выиграть здесь, хочу победить еще где-нибудь – никакой разницы.

Марк Уэббер: Мне не доводилось выигрывать гонки, поэтому я постараюсь добиться успеха там, где это возможно.

Вопрос: (Марк Фогарти – Auto Action) Льюис, не кажется ли вам, что правила, касающиеся обгонов, не имеют ничего общего с реальностью, что они разработаны людьми, далекими от гонок?
Льюис Хэмилтон: Я не знаю. Думаю, некоторые проблемы уже устранены, можно двигаться дальше.

Вопрос: У вас нет собственной точки зрения по столь фундаментальной проблеме?
Льюис Хэмилтон: Нет. Я здесь ради гонок, думаю только о них, а об остальном пусть заботятся другие.

Вопрос: (Марк Фогарти – Auto Action) Марк и Дэвид, в Red Bull Racing уже задумались над скоростью вашей машины в сравнении с практически идентичной Toro Rosso, которую обслуживает гораздо менее обеспеченная команда?
Дэвид Култхард: Возможно, все дело в неправильном распределении ресурсов…

Марк Уэббер: Точно.

Дэвид Култхард: Я не знаю размер бюджета Red Bull Racing и тем более бюджет Toro Rosso, но одна из главных статей расходов - конструкция машины, разрабатываемой Red Bull Technology на деньги компании Red Bull, которая, кроме всего прочего, финансирует обе команды. Toro Rosso предстоит превратиться в самостоятельного конструктора – думаю, вы привыкли сравнивать ее с Minardi, которая не вылезала из хвоста пелотона, и у которой никогда не было достойной машины, но забудьте об этом.

Сейчас у них такая же техника, как у нас, пусть с другими пилотами и мотором, но у них достаточно людей и оборудования, чтобы вывести её на трассу. Взгляните на GP2 – в конкретный уик-энд отдельные команды умудрялись выжать из стандартной машины монокласса больше, чем соперники. Можно сказать, что в недавних гонках Toro Rosso сработала лучше, и неверно полагать, что у них нет денег даже на резину.

Вопрос: (Марк Фогарти – Auto Action) Но у них нет ресурсов Red Bull Racing.
Марк Уэббер: Они им не нужны.

Дэвид Култхард: Им незачем разрабатывать собственную машину – мы делаем это за них.

Вопрос: (Марк Фогарти – Auto Action) Разве это не повод для беспокойства?
Дэвид Култхард: Нам хочется быть наиболее успешной частью семьи Red Bull, такова цель команды. Toro Rosso добилась победы раньше, но с нашей стороны нет никакого раздражения. Четыре года назад Red Bull купила команду Jaguar, чтобы превратить ее в победоносного конструктора и в будущем бороться за титулы – думаю, первая задача выполнена, пусть даже с другой командой. Не стоит падать духом, нужно понять, в чем нам нужно прибавить.

В отличие от McLaren, у которой теперь нет доступа к документации Ferrari, мы можем видеть разницу между Toro Rosso и нами. Если McLaren проигрывает, она не опускает руки, а пытается добиться прогресса – то же самое относится к Ferrari. В общем, я не воспринимаю ситуацию так, как вы, или мне только кажется, что вы ее так воспринимаете. Нужно продолжать работу, используя все имеющиеся ресурсы.

Вопрос: (Леонард Лим – The Straits Times) Учитывая тот факт, что впереди первая ночная гонка, первый Гран При Сингапура - насколько важной окажется завтрашняя тренировка?
Марк Уэббер: Тренировка на новой трассе исключительно важна: идет ли речь о Турции, где мы дебютировали несколько лет назад, Валенсии, или любом другом месте – у нас есть возможность оценить трассу. Правда, если в пятницу асфальт остается сухим, команды смогут использовать не более четырех комплектов резины, и если она заканчивается, приходится соизмерять получаемую во время тренировки информацию с необходимостью изучения трассы.

Здесь гораздо больше компромиссов, чем в Барселоне, которую мы хорошо знаем, и где можем позволить себе вольный график работы. Думаю, завтра гонщики постараются проехать максимальную дистанцию, ведь трасса действительно непростая. Кроме того, между двумя пятничными сессиями всего час перерыва, поэтому у нас будет меньше времени на коррекцию настроек. Впрочем, мы готовы к подобным трудностям.

Хейкки Ковалайнен: Думаю, пройденная дистанция очень важна, к тому же, по ходу уик-энда состояние полотна изменится, и нам нужно накатать к началу квалификации как можно больший слой резины. Как сказал Марк, приходится искать баланс между собранной информацией и запасом резины, но в данном случае гораздо важнее проехать чуть больше кругов.

Льюис Хэмилтон: Тренировка будет крайне важна, нужно намотать максимально возможное количество километров.

Дэвид Култхард: Если не пойдет дождь, самое лучшее состояние трассы мы увидим лишь на последнем круге гонки, когда на асфальте окажется наибольший слой резины. Завтра мы узнаем, с чем имеем дело, но, как мне кажется, состояние полотна будет постепенно улучшаться.

Текст: Валерий Карташев