Гран При Сингапура : Превью Гран При Сингапура

Городские гонки

В мире Больших Призов – ренессанс соревнований на городских улицах. В календаре чемпионата мира дебютирует 66-я по счету трасса, и вновь, как и в Валенсии месяц назад, гонщикам предстоит выступать в непривычных условиях, которые прежде встречались им только в Монако.

Между тем, именно с таких соревнований и начинался автоспорт. На заре гонок, ещё в позапрошлом веке, любители прохватить с ветерком обычно выбирали для своих состязаний обычные загородные дороги. Потом популярными стали гонки между городами, но после трагедии 1903 года, когда заезд Париж-Мадрид был остановлен из-за нескольких фатальных аварий, и французское правительство наложило запрет на подобные забавы, поклонники скорости и обратили свой взгляд на городские улицы. Здесь можно было обеспечить приемлемый уровень безопасности, да и зрителям было интереснее видеть автомобили постоянно, а не раз в двадцать минут.

Кстати, именно городская гонка впервые носила статус Гран При. Считается, что дебютным был Большой Приз Автоклуба Франции, разыгранный в 1906 году на 100-километровом кольце в Ле-Мане, однако еще за пять лет до этого на улицах средиземноморского городка По прошли автомобильные соревнования, в которых победитель одного из зачетов получал специальный приз – Гран При.

А уже в 20-30-е годы собственную гонку проводил почти каждый уважающий себя город. В ту пору стационарные трассы можно было пересчитать по пальцам – британский Бруклендс, итальянская Монца, Ситжес близ Барселоны, чуть позже – немецкий Нюрбургринг. Большинство же гонок были именно городскими или проходили по загородным дорогам. Классические примеры – Монако и испанский Монтжуик-Парк в первом случае, и французский Реймс и швейцарский Бремгартен – во втором. Четыре-пять наиболее значимых соревнований образовывали чемпионат мира или Европы, но буквально каждую неделю проходили чуть менее престижные гонки. Каждый пилот или команда решали, куда им ехать, исходя из величины призовых, уровня соперников и протяженности пути к месту назначения.

А выбор был действительно широк. Гран При принимали Львов, Таллинн и Будапешт, Антверпен и Бергамо, Лондон и Ницца. В славную довоенную пору организация автомобильных заездов не требовала серьезных усилий, поскольку местные власти охотно соглашались перекрыть несколько улиц на пару дней, а болельщики, лишенные телевидения и Интернета, десятками тысяч приходили посмотреть на героев трасс, вроде Тацио Нуволари или Рудольфа Караччиолы. Тот период не зря называют Золотой эрой гонок Гран При.

После того, как отгремел салют победы, гонки приобрели несколько иной оттенок. Организация чемпионата Ф1 быстро поставила внезачетные этапы в положение второразрядных. А рост скоростей требовал от организаторов уже совсем иных мер безопасности, соответствовать которым на городских улицах становилось все сложнее.

Трагедия 1955 года в Ле-Мане, когда вылетевший в толпу зрителей Mercedes взорвался и унес более сотни жизней, заставила многих по-новому взглянуть на автомобильные гонки.

В итоге Большие Призы медленно, но верно стали перебираться на стационарные автодромы. «Последним из Могикан» долгое время оставалось кольцо в Монако. Покинули календарь Аделаида, уже упоминавшийся Монтжуик, Порто и американский Лонг Бич. Трассы в США, к слову, во все времена стояли особняком. Ибо за океаном овалы, «классические» автодромы и городские трассы уже много лет дополняют друг друга. В период расцвета «формульно-американских» отношений пилотам Гран При доводилась гоняться по улицам Детройта, Далласа, в Лас-Вегасе трассу и вовсе выстроили на огромной пыльной парковке. Но уже в конце 80-х гонки в Финиксе проходили при полупустых трибунах, после чего городские трассы в США стали вотчиной местных серий и чемпионатов.

В европейских же соревнованиях порой возникали попытки возродить былые традиции. Не желая платить Берни Экклстоуну, энтузиасты обратили свой взор на гонки Формулы 3000. Скажем, в середине 80-х этапы проходили по улицам Бирмингема, в 97-м соревнования прошли в Хельсинки. Есть и совсем уж экзотический пример – незачетная гонка Ф3000 в Виллемстаде, что на острове Курасао (Голландские Антильские острова).

Ну а Формула 1 долгое время оставалась почти без городских улиц. Ибо не считать же такими дорожки Альберт-Парка или трассу имени Жиля Вильнева.

Между тем, современные технологии безопасности позволяют практически не волноваться за жизнь и здоровье зрителей на городских трассах, в то же время обеспечивая для них первоклассное шоу, куда удобно добираться. И такие соревнования все чаще появляются в календарях гоночных серий. Пилоты WTCC соревнуются на улицах Порто, их коллеги из FIA GT оглашают ревом моторов окрестности дворца Чаушеску в Бухаресте, Мировая Серия Renault проводит этап в Бильбао, а шведский Туринг собирает толпы фанатов в Гетеборге. Что говорить, если даже чемпионат России провел две успешные «гастроли» в Орле и Курске – хотя это все же от недостатка стационарных трасс.

Берни Экклстоун, как всегда, вовремя уловил тенденцию. И вот уже в календаре Ф1 появились два новых этапа. Свидетелями одного из них мы стали совсем недавно, а теперь настала пора посмотреть, что же такое построили в Сингапуре. Пока все в восторге от новой городской трассы Ф1. Осталось только пожелать, чтобы общее настроение оставалось таким до самого конца уик-энда, а не изменилось уже через пару дней, как это было в Валенсии…

…И еще 10 трасс, недавно принявших дебютные этапы чемпионата мира

Валенсия, Испания. Год дебюта – 2008, победитель – Фелипе Масса (Ferrari). Поняв, что для реконструкции автодрома имени Рикардо Тормо под «формульные» стандарты потребуется слишком много средств, власти третьего по величине города Испании предложили Берни Экклстоуну идею городской трассы, проложенной на берегу Средиземного моря. В итоге задумка была воплощена, но дебютная гонка получилась пресной.

Истанбул Парк, Турция. Год дебюта – 2005, победитель – Кими Райкконен (McLaren-Mercedes). На холмистой местности в пригороде азиатской части Большого Стамбула туркам удалось построить по чертежам Германа Тильке весьма интересное кольцо, изюминкой которого стал затяжной десятый поворот, где на долю шин выпадает экстремальная нагрузка. Кроме того, старт здесь еще ни разу не обошелся без столкновений.

Шанхай, Китай. Год дебюта – 2004, победитель – Рубенс Баррикелло (Ferrari). Звучит невероятно, но китайский автодром не похож ни на один другой. Не считая проблем с открывшейся крышкой дренажной системы в 2005-м, трасса регулярно получает положительные оценки от обитателей паддока. В сезоне-2007 именно здесь упустил чемпионский титул Льюис Хэмилтон, застрявший в крохотной гравийной ловушке при въезде на пит-лейн.

Сахир
, Бахрейн. Год дебюта – 2004, победитель – Михаэль Шумахер (Ferrari). Ранней весной все с большим удовольствием приезжают в жаркий Бахрейн. И хотя трасса в это время, как правило, основательно присыпана песком, эту работу Германа Тильке также можно признать вполне удачной. Здесь есть, где обгонять, и хватает мест, где совсем несложно ошибиться. Не считая прошлого года, победитель Бахрейна всякий раз становится по окончании сезона чемпионом мира.

Сепанг, Малайзия. Год дебюта – 1999, победитель – Эдди Ирвайн (Ferrari). Первый шаг Формулы 1 к покорению новых земель. Если прежде этапы проходили в странах, где автоспорт развит и популярен, то теперь нужно было открывать новые территории, где о Больших Призах никто толком ничего не знал. Выбранная для эксперимента Малайзия, где гоночное кольцо построили на месте эвкалиптовой рощи, оправдала надежды и дала пример еще многим странам. Дебютная гонка запомнилась возвращением Михаэля Шумахера после перелома ноги и моноспектаклем в его исполнении.

А1-Ринг, Австрия. Год дебюта – 1997, победитель – Жак Вильнев (Willaims-Renault). Жаль, что австрийская трасса не удержалась в календаре. Она насчитывала всего девять поворотов, а круг здесь пилоты преодолевали за 1:10, но зрелище всякий раз получалось первоклассным. Увы, европейцы не столь склонны кидаться деньгами, как жители других мест, поэтому сам гоночный комплекс даже после реконструкции был весьма среднего уровня – что и предрешило судьбу трека, покинувшего календарь в 2003 году.

Альберт-Парк, Австралия. Год дебюта – 1996, победитель – Дэймон Хилл (Williams-Renault). «Полугородская» трасса на Зеленом континенте быть может и не являет собой уникальный образчик гоночной архитектуры, но любима в мире Ф1. Ведь именно она уже 13 лет (за одним исключением) открывает чемпионаты мира, а местные болельщики отличаются неподдельной любовью к гонкам, что создает поистине фантастическую атмосферу.

Аида, Япония. Год дебюта – 1994, победитель – Михаэль Шумахер (Benetton-Ford). Богатый японский оригинал Хаджиме Танака потратил 100 миллионов долларов, чтобы построить гоночную трассу в высокогорной префектуре Окаяма. Добраться до нее было очень сложно, а последние 20 километров и вовсе приходилось преодолевать по узкой извилистой дорожке. Первоначально Танака предполагал, что это будет закрытое «клубное» кольцо, куда смогут попасть лишь избранные (пожизненное членство – 100 тысяч USD). Но затем для привлечения внимания к своему проекту он смог заинтересовать и Берни Экклстоуна. Благодаря двум Тихоокеанским Гран При на Аиде Япония входит сейчас в число семи стран, принимавших в одном сезоне несколько этапов Ф1.

Донингтон Парк, Великобритания. Год дебюта – 1993, победитель – Айртон Сенна (McLaren-Ford). Долгое время казалось, что единственная гонка 15-летней давности так и останется для английской трассы первой и последней. Но совсем недавно про Донингтон Парк заговорили вновь – владельцы автодромы смогли отыскать сумму со многими нулями и увести национальный Большой Приз у легендарного Сильверстоуна. Уже обнародован проект перестройки кольца и строительства нового гоночного комплекса. Но будущим Гран При будет непросто дотянуться до планки, установленной в 93-м Айртоном Сенной и его коллегами под проливным дождем.

Каталунья, Испания. Год дебюта – 1991, победитель – Найджел Мэнселл (Williams-Renault). Барселона – единственный город в мире, принимавший этапы Ф1 сразу на трех трассах. После закрытия по соображениям безопасности городских трасс Педральбес и Монтжуик-Парк, гордые каталонцы нашли-таки средства на строительство полноценного автодрома и вновь заполучили национальную гонку себе, оставив «с носом» испанские Херес и Хараму.

Текст: Александр Кабановский