Португалия'95: Эшторил

100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 24 сентября 1995 года Место: Эшторил (Гран При Португалии)

Фабула

Несмотря на то, что сезон фактически был проигран соперникам из Benetton, сильнейшая команда трех последних лет – Williams – не собиралась сдаваться без боя. К концу сентября была подготовлена существенно обновленная версия машины FW17B – её дебют состоялся на португальском Эшториле, где Дэвид Култхард и Дэймон Хилл завоевали первый ряд стартового поля. Правда, в команде Фрэнка Уильямса опасались, что новинка окажется недостаточно надежной – и потому в гонке два британца стартовали на проверенных «семнадцатых».

Дэвид удержал первую позицию на старте, а Хилла в жесткой борьбе смог пройти главный соперник – Михаэль Шумахер. Единственной возможностью отыграться было изменение тактики гонки – и стратеги Williams решили рискнуть, переведя Дэймона с трех пит-стопов на два. И действительно – на финальном отрезке дистанции британец оказался на трассе впереди немецкого гонщика Benetton.

К тому моменту резина была изношена так сильно, что сопротивляться атакам Хилл почти не мог. Шумахер переиграл соперника в одном из поворотов и вышел вперед. Михаэль даже бросился в погоню за Култхардом, но смог отыграть у того лишь несколько секунд. Дэвид провел гонку без единой осечки и одержал первую победу в карьере.

Памятные моменты

Старт гонки удался только со второй попытки – во время первой в задних рядах столкнулись несколько машин. Все началось с контакта между Minardi Луки Бадоера и Tyrrell Юкио Катаямы, а затем приобрело лавинообразный эффект. Машина японца после удара о стенку пит-лейн перевернулась – гонщик не пострадал, но к повторному старту врачи его не допустили.

На середине дистанции участниками не слишком приятной ситуации стали пилоты Ferrari. Жан Алези был на тактике двух пит-стопов, а Герхард Бергер должен был посетить боксы трижды. Вышло так, что француз в какой-то момент оказался впереди напарника, уступая тому в скорости. Жан Тодт дал Алези приказ пропустить напарника, но гонщик не подчинился. В итоге механики Скудерии показательно придержали строптивца по ходу пит-стопа, и Бергер все равно вышел вперед. Этот эпизод окончательно испортил отношения Алези и Ferrari, а ведь как красиво все начиналось пятью годами раньше…

Фокус: Эшторил (трасса)

Автодром носит имя Фернандо Пиреша да Силвы – португальского пилота послевоенной поры, но больше он известен по имени ближайшего курортного городка. Гоночный комплекс, расположенный практически на берегу Атлантики, построили в начале 70-х по классической схеме – длинная прямая с одной стороны паддока, и разнообразные повороты с перепадами высот – с другой. Здесь проводились местные гонки, но серьезная реконструкция в первой половине 80-х позволила Эшторилу претендовать на большее.

Продвигать трассу начал новый президент Автоклуба Португалии Чезарь Торреш. В ту пору из-за политических проблем Формула 1 утратила главный зимний тестовый полигон – Южную Африку, – и теплый климат самой западной страны Европы оказался весомым аргументом – команды Больших Призов охотно ездили на испытания в Эшторил.

Уже в 1984-м здесь прошел первый в истории национальный Гран При: победителем гонки стал Ален Прост, а его напарник по McLaren Ники Лауда завоевал третью чемпионскую корону. Годом позже, под проливным апрельским дождем, первую в карьере победу одержал в Эшториле Айртон Сенна, а в сезоне'87 Ален Прост побил рекорд Джеки Стюарта по числу выигранных этапов Формулы 1.

Гонка 1989 года запомнилась столкновением Айртона Сенны и уже дисквалифицированного к тому моменту Найджела Мэнселла, а в 92-м после контакта колесами на длинной прямой взмыл в воздух Williams Рикардо Патрезе. Можно вспомнить 1993 год – победу молодого Михаэля Шумахера и титул Проста, или 1995-й, когда свою первую гонку выиграл ДиСи. Наконец, сезон-96 принес острейший поединок за победу, когда Жак Вильнев, ловко «подставив» Шумахеру кругового пилота, обошел немца по внешнему радиусу.

В 1994-м из соображений безопасности конфигурация изменилась – появился медленный и очень круто идущий вверх поворот Gancho, но в целом трасса уже не вызывала у гонщиков столь теплых эмоций. Стандарты стали другими, так что неширокий паддок и вечные пробки на подъездах вызывали все больше раздражения у Берни Экклстоуна.

Работы по реконструкции требовали шести миллионов долларов – солидной для небогатой Португалии суммы. А когда весной 97-го от рака умер Торреш, стало ясно, что удержаться в календаре Эшторилу не суждено. Так и вышло. И хотя еще несколько лет португальцы пытались вернуться и даже провели часть работ по переоборудованию гоночного комплекса – тягаться с богатыми странами Ближнего востока и Юго-Восточной Азии, захотевшим «влиться в дружную семью Формулы 1», им было просто не по силам...

Цифры

Все победители гонок в Эшториле...

Год Гонщик Команда Шасси Ср.скорость
1984 А.Прост Marlboro McLaren International McLaren MP4-2 180.541
1985 А.Сенна JPS Team Lotus Lotus 97T 145.160
1986 Н.Мэнселл Canon Williams Honda Team Williams FW11 187.644
1987 А.Прост Marlboro McLaren International McLaren MP4-3 188.224
1988 А.Прост Honda Marlboro McLaren McLaren MP4-4 187.034
1989 Г.Бергер Scuderia Ferrari SpA SEFAC Ferrari F1-89 191.418
1990 Н.Мэнселл Scuderia Ferrari SpA Ferrari F1-90B 193.725
1991 Р.Патрезе Canon Williams Team Williams FW14 193.626
1992 Н.Мэнселл Canon Williams Team Williams FW14B 195.521
1993 М.Шумахер Camel Benetton Ford Benetton B193B 199.748
1994 Д.Хилл Rothmans Williams Renault Williams FW16B 183.589
1995 Д.Култхард Rothmans Williams Renault Williams FW17 182.319
1996 Ж.Вильнёв Rothmans Williams Renault Williams FW18 182.423

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.