100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 20 мая 1973 года | Место: Зольдер (Гран При Бельгии) |
Фабула
Гонка запомнилась противостоянием двух сильнейших команд начала 70-х – Lotus и Tyrrell. Со старта вперед вышел Ронни Петерсон, однако уже на втором круге пилота Колина Чепмэна опередил Франсуа Север. Однако и его Tyrrell оставался на первой позиции недолго – через полчаса парижанин ошибся, его машину развернуло, и гонку Франсуа продолжил только восьмым.
После этого впереди всех оказался действующий чемпион мира Эмерcон Фиттипальди из Lotus. Но и в этот раз лидерство оказалось недолгим – всего через пять кругов стало падать давление топлива – и бразилец не смог сопротивляться атакам Джеки Стюарта. Лидер Tyrrell всегда отличался умением беречь технику и не допускать ошибок – не подкачал он и в этот раз.
На второе место сумел в итоге выбраться Север, и лишь третьим финишировал Фиттипальди, который, тем не менее, удержался в лидерах чемпионата мира. А вот Tyrrell после бельгийского этапа опередил Lotus в Кубке Конструкторов.
Памятные моменты
Накануне Гран При в Зольдере решили перестелить асфальт, однако работы затянулись. Покрытие не успело «вылежаться» предусмотренное технологией количество дней – и потому в пятницу стало крошиться и трескаться под колесами машин. Экстренное собрание Ассоциации пилотов (GPDA) постановило – организаторы могут делать ночью всё, что угодно, но если с утра в субботу история повторится, пилоты на трассу больше не выйдут. К чести бельгийцев, они смогли оперативно устранить причину назревающего скандала – асфальт больше не трескался, и уик-энд прошел по расписанию.
Фокус: Tecno (команда)
Когда в начале 70-х владелец алкогольной империи Martini, граф Грегорио Росси, решил стать спонсором команды Формулы 1, то решил не связываться с уже существующими в Больших Призах коллективами. Вместо этого он решил найти среди своих земляков подающих надежды энтузиастов – и дать денег именно им. Выбор пал на Лучано и Джанфранко Педерцани. За десять лет до этого братья, владевшие в родной Болонье фабрикой по производству насосов, решили расширить бизнес – и стали гнуть из труб картинговые шасси.
Очень быстро продукция их компании Tecnokart стала популярной. За картами последовали автомобили Формулы 4, затем и Формулы 3. К концу 60-х пилоты по всей Европе выигрывали гонки на машинах братьев Педерцани – в общей сложности за один только сезон-68 побед набралось более полусотни. А в сезоне-70 Клей Регаццони стал на Tecno чемпионом Европы в Формуле 2. Кстати, еще за год до этого состоялся дебют команды в Формуле 1 – на Нюрбургринге на старт вместе с машинами Гран При по традиции допускалась и техника Ф2 – в том числе и Tecno T00 Франсуа Севера – правда, в гонке француз сошел.
На деньги Martini братья взялись покорять мир Гран При всерьёз. Правда, дебютный сезон-72 удачным не назовешь – Дерек Белл и Нанни Галли, выступая по очереди на единственном шасси PA123 с оппозитным 12-цилиндровым мотором конструкции Педерцани, так ни разу и не добрались до финиша.
А следующей зимой случилось невероятное – граф Росси перевел базу в Англию, назначил управляющим команды Дэвида Йорка, взял на работу конструктора Гордона Фауэлла и пилота Криса Эймона. В то же самое время Лучано и Джанфранко наняли конструктора Алана Мак-Колла, чтобы доработать PA123.
В итоге к старту чемпионата команда подошла с двумя принципиально разными (но одинаково неготовыми!) шасси и гражданской войной на командном мостике. Надо ли говорить, чем всё закончилось. Впервые приехав лишь на пятый этап, команда Martini Racing сумела заработать одно очко за шестое место – в тот раз Эймон ехал на машине Мак-Колла и стал шестым.
Дальше же результаты резко пошли вниз, причем вне зависимости от того, какую машину использовал Крис. К слову, детище Фауэлла новозеландский гонщик назвал одной из самых удачных машин, на которых ему доводилось ездить. Но так или иначе, а графу Росси все происходящее надоело, и он поступил так, как стоило сделать с самого начала. Оставив рассорившихся подчиненных, дворянин отнес свои деньги Берни Экклстоуну в команду Brabham…
Цифры
Все гонки машин Tecno в Формуле 1...
Сезон | Гонщик | Гран При |
Лучший финиш | Очки |
1969 | Франсуа Сэвер | 1 | - | - |
1972 | Дерек Белл | 5 | - | - |
1972 | Нанни Галли | 4 | - | - |
1973 | Крис Эймон | 5 | 6 | 1 |
Проект F1News.Ru 2008-2009