100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 4 сентября 1966 года | Место: Монца (Гран При Италии) |
Фабула
Накануне домашней гонки мотористы Ferrari представили обновленную версию двигателя – благодаря появлению третьего клапана в цилиндрах его мощность достигла 380 л.с., что делало гонщиков Скудерии главными фаворитами на длинных прямых Autodromo Nazionale. И действительно – британец Майк Паркс выиграл поул, а в первый поворот на лидирующих позициях и вовсе вошли сразу три алые машины.
Правда, удержаться впереди пилотам Ferrari оказалось непросто – Монца тех лет недаром называлась «царством слип-стрима» и предъявляла особые требования к моторам. Очень быстро из-за лопнувшего топливопровода сошел Лоренцо Бандини. Затем остановился в боксах Джеки Стюарт (BRM) – у него топливо не просто вытекало, но и попадало в кокпит. Утечка масла вывела из борьбы лидера сезона Джека Брэбэма – австралийцу, выступавшему в составе собственной команды, теперь оставалось только следить за своим единственным соперником в споре за титул – Джоном Сертизом.
Тот держался в лидирующей группе, где постоянно происходили перестановки. На 17-м круге в скоростной дуге Curva Grande взорвалась задняя шина на Honda занимавшего второе место Ричи Гинтера.
Неуправляемая машина вылетела с трассы и врезалась в стоящие неподалеку деревья – по счастливой случайности гонщик почти не пострадал. А еще через 15 кругов стало известно имя чемпиона мира – Cooper Джона Сертиза на малой скорости прикатился в боксы: из лопнувшего топливного бака (!) на задние колеса вытекал бензин. После этого схода Брэбэм получил третью чемпионскую корону.
На середине дистанции в единоличные лидеры смог выйти гонщик Ferrari Людовико Скарфиотти – он в итоге и стал победителем. Итальянцы не видели своих земляков на вершине подиума в Монце с 1952 года, когда отличился Альберто Аскари. Успех Скудерии дополнил и Майк Паркс – в отчаянной дуэли за «серебро» британец на две десятых секунды опередил Brabham Дэнни Халма.
Памятные моменты
В 1966 году Формула 1 перешла на новый технический регламент – в частности, с полутора до трех литров возрос разрешенный рабочий объем моторов. Но такие двигатели производили только Ferrari, Maserati и Repco – в общей сложности их хватало лишь на десять машин из тех 20-25, что выходили на старт этапов.
«Обделенные» команды ставили на свои автомобили самые невообразимые агрегаты объемом 2.8, 2.4, 2.0 и даже 1.9. Некоторые даже пытались гоняться на прежних «полуторках», уповая на их надежность и малую массу! Причем Грэм Хилл завоевал на «малолитражном» BRM три подиума, а его напарник Джекки Стюарт и вовсе победил на первом этапе сезона в Монако. И только в сентябре – на Гран при Италии – состоялся дебют разом трех новых «трешек» – от Honda, BRM и Weslake. А уже в следующем сезоне подоспел и судьбоносный Cosworth DFV.
Фокус: Майк Паркс (гонщик)
Сын офицера королевских ВВС вовсе не стремился стать пилотом Формулы 1. В 1959 году он, правда, попробовал на автомобиле Fry пройти квалификацию домашнего Гран При, но сделать этого не смог. Куда большего Паркс добился в гонках спортивных машин – стал вторым в Ле-Мане, после чего получил приглашение от самого Энцо Феррари, в команде которого победил в «12 часах Себринга», 1000-километровых гонках в Монце и Спа.
Однако в середине 66-го из Скудерии внезапно ушел Джон Сертиз – и ему на замену в Формулу 1 был призван именно Паркс. Показал он себя на удивление неплохо: первую же гонку в Реймсе закончил вторым. Затем были поул и еще одно «серебро» в Монце. Годом позже Майк выиграл внезачетный Гран При Сиракуз и International Trophy в Сильверстоуне, но во время бельгийского этапа чемпионата мира угодил в ужасную аварию.
Его машину закрутило на масляном пятне, она выскочила на обочину и перевернулась. Гонщик вылетел из кокпита и упал на асфальт, едва не угодив при этом под колеса идущих следом соперников. Тяжелые травмы ног поставили крест на продолжении карьеры, – но из гонок Паркс не ушел.
Он стал менеджером в Ferrari, а в 1969-72 годах порой выступал в соревнованиях на выносливость – хотя уже не столь результативно, как прежде. Британец также занимался подготовкой для гонок «кузовного» FIAT 128, а затем перебрался в компанию Lancia, где работал над знаменитым раллийным автомобилем Stratos.
В конце августа 1977-го, возвращаясь в Турин под проливным дождем, Майкл Джонсон Паркс лоб в лоб столкнулся со встречным грузовиком и погиб на месте. До своего 46-летия он не дожил всего нескольких недель…
Цифры
Итальянских гонщиков, которые выигрывали национальный Гран При, оказалось всего трое в истории Формулы 1...
Год | Гонщик | Шасси | Мотор | Ср.скорость |
1950 | Н.Фарина | Alfa Romeo 158 | Alfa Romeo 158 1.5 L8C | 176.5 км/ч |
1951 | А.Аскари | Ferrari 375 | Ferrari 375 4.5 V12 | 185.9 км/ч |
1952 | А.Аскари | Ferrari 500 | Ferrari 500 2.0 L4 | 177.1 км/ч |
1966 | Л.Скарфиотти | Ferrari 312/66 | Ferrari 218 3.0 V12 | 218.7 км/ч |
Проект F1News.Ru 2008-2009