Бразилия'87: Сатору Накаджима

Гонка #437: 12 апреля 1987 года. Гран При Бразилии. Жакарепагуа
Поул Найджел Мэнселл (Williams FW11B) - 1.26,128 (210,287 км/ч)
Лучший круг Нельсон Пике (Williams FW11B) - 1.33,861 (192,961 км/ч)
Победитель Ален Прост (McLaren MP4/3) - 1:39.45,141 (184,591 км/ч)

На первый этап сезона 1987 года в бразильский Рио-де-Жанейро обитатели паддока приехали, по-прежнему переполненные эмоциями от фантастического прошлогоднего финала. Главные действующие лица и исполнители остались почти прежними - Нельсон Пике и Найджел Мэнсел защищали цвета Williams, чемпион мира Ален Прост выступал за McLaren, а Айртон Сенна - за Lotus.

Правда, новую машину для команды Рона Денниса - MP4/3 - создавал не Джон Барнард, а Стив Николз, а место повесившего шлем на гвоздь Кеке Росберга занял швед Стефан Йоханссон. Lotus же сменил спонсорскую раскраску - с черно-золотой JPS на солнечно-желтую Camel - а место моторов Renault заняли двигатели Honda, вместе с которыми в команду прибыл дебютант Сатору Накаджима.

Квалификация в Жакарепагуа осталась за гонщиками Фрэнка Уильямса. Однако на старте и британец, и бразилец позиции потеряли, а вперед вырвался Айртон Сенна. Его Lotus 99T, оснащённый активной подвеской, был весьма грозным оружием. Однако тягаться с Williams в том сезоне не мог даже будущий Волшебник - и вскоре в лидеры вышел Нельсон Пике.

Но не все было так просто - в день гонки в Рио стояла ужасная жара, и попавшей в воздухозаборники газеты хватило, чтобы мотор начал перегреваться. Пике пришлось ехать в боксы, а затем наведаться туда снова, поскольку шины изнашивались слишком быстро. Два пит-стопа провел и Сенна, после чего и вовсе сошел с отказавшим мотором. Мэнселл в тот день ехал "в полпедали" - температура двигателя постоянно приближалась к красной зоне. А потом Найджел пробил шину...

Зато не блиставший поначалу Ален Прост спокойно вел McLaren к финишу. Не показывая рекордных результатов на круге, но сберегая технику и шины, Профессор преподал всем соперникам отличный урок. Красно-белая машина первой примчалась к клетчатому флагу, позволив своему пилоту одержать 26-ю в карьере победу.

Пике уступил в итоге французу более 40 секунд, а "бронза" Гран При Бразилии досталась Стефану Йоханнсону.

Интересно...
Команда Leyton House не успевала с постройкой нового шасси к первому этапу, потому ее единственный пилот Иван Капелли выступал на слегка переделанной машине Формулы 3000, на которую установили 3,5-литровый мотор. В квалификации он предсказуемо оказался последним, а на старт гонки и вовсе не вышел, так как на воскресной утренней разминке сломался последний из имеющихся моторов.

Сатору Накаджима

Дебютант Формулы 1 Сатору Накаджима закончил свою первую гонку седьмым. Гонщик стал первым представителем Японии, постоянно выступающим в Формуле 1, причем не просто выступающим, но и демонстрирующим очень неплохие результаты. С тех пор в Больших Призах непременно присутствуют быстрейшие гонщики Страны восходящего солнца.

Нака-сан начал карьеру неординарным способом - на дорожках вокруг дома они со старшим братом тайком от отца носились на детских машинках. Уже потом, после школы, Сатору стал всерьез заниматься картингом, затем перешел в "кузовные" серии, где вскоре стал чемпионом Японии.

В конце 70-х талант пилота раскрылся по-настоящему - угнаться за ним в национальных формульных классах было не под силу никому. В японской Формуле 2, Накаджима за шесть лет выиграл пять титулов! Стало ясно, что пора двигаться дальше.

В Ф2 он неизменно выступал на машинах с моторами Honda и вскоре стал заводским тест-пилотом. Он помогал землякам в доводке моторов для Формулы 1 и сам нередко тестировал Williams-Honda. Чтобы окончательно подготовить пилота к важной миссии - дебюту в Ф1 - ему дали возможность провести сезон в Формуле 3000. На незнакомых трассах и в окружении сильных европейцев добиться успеха оказалось уже сложнее - Сатору занял по итогам первенства 11-е место.

Отступать было некуда - и в 1987-м японец, которому исполнилось уже 33 года, по протекции Honda оказался вторым пилотом Lotus. Первую гонку он закончил седьмым, затем финишировал шестым, пятым... Сатору, быть может, и уступал маститым чемпионам, но с середняками боролся очень уверенно. Для многих это стало откровением - оказывается, быстрые гонщики есть и на Востоке!

Лучшим результатом Нака-сана в первом сезоне стало четвертое место в Сильверстоуне, а год он закончил 12-м. Контракт с Lotus продлили еще на год, а затем и еще - хотя команда выступала уже не с моторами Honda. Затем Сатору провел два сезона в Tyrrell. До подиума он так и не добрался, но очки набирал в каждом сезоне. Кроме того, на дождливом Гран При Австралии 1989 года японец показал быстрейшее время круга в гонке. После этого гонщик готовился к дебюту в составе новой команды Honda, но он, увы, так и не стал реальностью, и формульная карьера Накаджимы оказалась законченной.

Быть может, по европейским меркам его карьера выглядела не слишком яркой, но на родине пилот мгновенно стал национальным героем и одним из самых уважаемых людей в автогоночной сфере. В короткие сроки он занял пост президента Формулы Nippon - самой престижной национальной гоночной серии. Команда Накаджимы не просто выиграла множество гонок и чемпионатов, но и дала путёвку в жизнь множеству гонщиков, включая Тома Коронеля, Тору Такаги и Ральфа Фёрмана.

Гонками занимаются и оба сына Сатору - разумеется, не делая из этого секрета для отца. Старший, Казуки, уже проявил себя в Формуле 1 и, быть может, еще вернётся в чемпионат мира. Ну а младший - Дайсуке - сейчас находится на ближних подступах к Большим Призам.

Мир моторов в 1987-м: Mitsubishi Galant

Последние 30 лет в Японии тоже проводится конкурс, где выбирается лучшие за отчетный период достижения автопрома Страны Восходящего Солнца. Он организован примерно по тому же принципу, что и европейский: участвуют модели японских фирм, появившиеся на рынке с между 1 ноября одного года, и 31 октября последующего, а жюри состоит в основном из журналистов.

В 1987-м «Автомобилем года» в Японии был признан Mitsubishi Galant 6-го поколения – машина, прекрасно известная и в нашей стране, куда она в массовом количестве попадала в 90-х годах с вторичных рынков западных стран. Кстати, собиралась машина не только в Японии, но и Венесуэле, а продавалась едва ли не по всему миру под разными именами: некоторые праворульные версии для рынков Юго-Восточной Азии назывались Eterna, в Европе она продавалась как Galant, в Венесуэле – как Mitsubishi ZX/MF/MS/MX (в зависимости от комплектации), а в Канаде – как Dodge 2000GTX и как Eagle 2000GTX.

Впервые модель под названием Galant появилась в программе компании Mitsubishi Motors в 1969-м году. Изначально это был весьма компактный седан, но со временем размеры автомобиля росли, и Galant 6-го поколения уже вполне можно отнести к среднеразмерному классу. Пожалуй, не зря японская пресса в свое время столь высоко его оценила: Galant неплохо выглядел, был удобным, практичным и отличался спортивным характером.

На его базе в 1989-м начали выпускать модель, получившую индекс GTi-16v, доработкой которой занималось немецкое тюнинговое ателье AMG (ныне входит в состав концерна Mercedes-Benz). Мощность 2-литрового двигателя была доведена до 170 л.с., а кузов и салон отличались более богатой отделкой.

Кроме того, на платформе 6-го поколение Galant производилась раллийная версия VR-4, отличавшаяся могучим турбомотором и полноприводной трансмиссией. На этой машине с 1988-го по 1992-й гг. заводская команда Mitsubishi выступала в Группе А чемпионата WRC, одержав три победы, а затем опыт, полученный на гоночных трассах пригодился при разработке легендарной Mitsubishi Lancer Evolution.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.