Сингапур'08: Сэм Майкл
Гонка #800: 28 сентября 2008 года. Гран При Сингапура |
|
Поул |
Фелипе Масса (Ferrari F2008) - 1.44,801 (174,055 км/ч) |
Лучший круг | Кими Райкконен (Ferrari F2008) - 1.45,599 (172,740 км/ч) |
Победитель |
Фернандо Алонсо (Renault R28) - 1:57.16,304 (158,068 км/ч) |
В том, что Гран При Сингапура 2008 года войдёт в историю, сомнений не было ещё до начала уик-энда: вслед за многими другими гоночными чемпионатами Формула 1 решила провести ночной этап. 5-километровая городская трасса Марина-Бэй была искусно вплетена в дорожную сеть бывшей британской колонии, обнесена на всём протяжении высоким сетчатым забором и залита тысячами киловатт света. Выглядело всё это действительно завораживающе.
Но запомнилась гонка далеко не только красивым "задником". На 14-м круге болельщики на трассе и зрители у телеэкранов наконец-то смогли увидеть кое-что интересное. До того события развивались неторопливо – Фелипе Масса, Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен сохранили квалификационные позиции и уверенно двигались к финишу, да и позади обгонов было немного – лишь Ярно Трулли, несмотря на упорную оборону, потерял несколько позиций: баки его Toyota были заполнены почти до отказа.
Но всё изменила авария Нельсона Пике-младшего. Сын трёхкратного чемпиона мира, проводивший без особых успехов дебютный сезон в составе команды Renault, потерял управление и врезался в бетонное ограждение трассы. Чтобы очистить асфальт от обломков, судьи выпустили машину безопасности. Это обстоятельство и поставило всё с ног на голову.
Регламент того сезона запрещал в таких случаях пит-стопы, пока караван гонщиков не соберётся позади серебристого Mercedes Бернда Майландера. Но у некоторых пилотов топливо подходило к концу, что не оставляло им выбора. Роберт Кубица и Нико Росберг отправились в боксы. Чуть позже это сделали и все остальные – и тут болельщиков Ferrari ждал тяжелый удар.
Пока Кими Райкконен ждал, механики обслуживали Массу. Скудерия только-только внедрила новую электронную систему – пилот мог трогаться с места, ориентируясь на огни небольшого светофора, а не на сигналы механика с «леденцом». Но в спешке команду Фелипе отдали слишком рано, и бразилец, сорвавшись с места, увлек за собой шланг заправочной машины, который, конечно, оторвался...
Когда ситуация более-менее успокоилась, механики Ferrari продефилировали по пит-лейн со шлангом, и все отбыли предписанные штрафы, выяснилось, что в гонке лидирует Фернандо Алонсо. Испанский чемпион после скандального расставания с McLaren не смог найти варианта лучше, чем вернуться в Renault, где со старта сезона ни разу не побывал на подиуме. В Сингапуре он был весьма быстр, но осечка в квалификации отбросила его на 15-ю стартовую позицию. Однако Алонсо провел свой первый плановый пит-стоп ещё до аварии напарника, благодаря чему и смог оказаться в лидерах.
Поскольку трасса Марина-Бэй, мягко говоря, не изобиловала местами для обгона, Фернандо удалось удержаться впереди до самого финиша. Тем более, что его никто и не атаковал – следом ехал Росберг, которому даже 10-секундная штрафная остановка не помешала показать лучший результат в карьере. Третьим долго держался Дэвид Култхард на Red Bull, заметно сдерживая остальных.
В итоге сломить сопротивление шотландского ветерана удалось Льюису Хэмилтону, который и поднялся на нижнюю ступень подиума. Для Ferrari же все закончилось полным разгромом. Масса так и не сумел оправиться после наказания, отправившего его в самый конец пелетона, а Кими Райкконен, показав лучшее время круга и занимая пятое место, разбил машину за несколько минут до финиша...
Годом позже выяснилось, что столь интересный сценарий Гран При был, оказывается, срежиссирован Флавио Бриаторе – это он, большой мастер психологии, каким-то образом внушил младшему Пике мысль о преднамеренной аварии, от которой слабый духом Нельсиньо не смог отказаться. Впрочем, на итоговом протоколе этот факт никак не отразился – чего не скажешь о судьбах участников скандала.
Интересно... |
|
В первую шестёрку по итогам Гран При Сингапура пробились сразу четыре немецких пилота: помимо Росберга, это были Тимо Глок, Себастьян Феттель и Ник Хайдфельд. Несмотря на то, что в разные годы в чемпионате мира участвовали 56 представителей обеих Германий, этот эпизод пока остается единственным подобным в истории. Также трём немцам ни разу не удавалось занять весь подиум. |
Сэм Майкл
Второе место на трассе Марина-Бэй стало для Williams лучшим результатом, начиная с 2005 года (и остается таким поныне). Пост технического директора команды в ту пору занимал австралийский специалист Сэм Майкл.
Самуэль Дэвид Майкл родился в 1971 году в семье, не имевшей ни малейшего отношения к автогонкам и вообще автомобилям. Однако ещё в школьные годы он увлёкся мотокроссом, а потом бегал после уроков в соседнюю мастерскую, где помогал ремонтировать машины. Там-то Сэм и познакомился с раллистом Нилом Бэйстом, которому вскоре начал помогать на соревнованиях, работая механиком.
Однако Майкл, по собственному признанию, скоро понял, что на успешную карьеру пилота ему рассчитывать не стоит. «Что поделать, соперники просто были быстрее», - признавался он. Но в гонках было немало и другой весьма интересной работы. Молодой человек поступил на инженерный факультет сиднейского университета, а параллельно устроился на работу в одну из местных формульных команд.
Молодому человеку повезло – его боссом оказался Грег Сиддл, опытный специалист, в своё время работавший в Формуле 1 с Нельсоном Пике и Роберто Морено. Именно он впервые привел 20-летнего Сэма в паддок Гран При Австралии, а в 1993-м, когда Майкл получил диплом, темой которого стали системы сбора данных в автоспорте, Сиддл рекомендовал его другому представителю Зеленого континента – Питеру Коллинзу, в ту пору работавшему тим-менеджером Lotus.
Так началась карьера Майкла в Формуле 1. Вскоре он оказался в исследовательском отделе Jordan, где проработал по специальности несколько лет, занимаясь системами сбора данных в стенах базы и почти не посещая Гран При. Но в 1997 году он стал гоночным инженером Ральфа Шумахера, а позже работал с Хайнцем-Харальдом Френтценом. Именно в ту пору немец одержал за рулем ярко-желтой машины две победы во французском Маньи-Куре и итальянской Монце.
После этого результаты Jordan пошли вниз, и стало ясно, что лучшие дни команды остались позади. И с 1 января 2001 года Сэм по новому контракту стал главным инженером Williams, а еще через три года сменил самого Патрика Хеда на посту технического директора. Первой машиной, созданной под его руководством, стала FW27 – она принесла команде сэра Фрэнка двойной подиум в Монако.
Затем начались постоянные смены поставщиков моторов, а бюджеты соперников росли, как на дрожжах. Но Майклу, несмотря на не самую благоприятную ситуацию, удавалось поддерживать традиции знаменитой инженерной школы Williams. Созданные под его руководством машины принесли команде уже семь подиумов, два рекордных времени круга и два поула, включая тот, что Нико Хюлкенберг завоевал на Гран При Бразилии 2010 года.
В конце апреля Сэм отметит свое 40-летие – для гоночного конструктора это пора расцвета. Нет сомнений, что он ещё построит немало отличных машин Формулы 1. И едва ли второе место Нико Росберга на Гран При Сингапура долго продержится в качестве лучшего результата, которого смогла добиться техника Самуэля Дэвида Майкла.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский