Испания'01: Малкольм Остлер

Михаэль Шумахер лидирует в первом повороте Гран При Испании 2001 года...
Гонка #668: 29 апреля 2001 года. Гран При Испании. Барселона
Поул

Михаэль Шумахер (Ferrari F2001) - 1.18,201 (217,746 км/ч)

Лучший круг Михаэль Шумахер (Ferrari F2001) - 1.21,151 (209,831 км/ч)
Победитель

Михаэль Шумахер (Ferrari F2001) - 1:31.03,305 (202,507 км/ч)

Рубеж XX и XXI века стал в Формуле 1 временем противостояния Ferrari и McLaren - все остальные команды на протяжении четырех сезонов подряд могли претендовать в лучшем случае на третью строчку в Кубке Кострукторов. При этом если в 1998 году в паре лидеров ощутимый перевес был на стороне "Серебряных стрел", то затем чаша весов стала неумолимо склоняться в сторону Скудерии, и к 2001-му алые машины уже однозначно стали лучшими в паддоке.

Вдобавок, у двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена не задалось начало того сезона - из-за нескольких поломок в четырех первых гонках финн смог набрать всего четыре очка. Но на испанском автодроме Каталунья все складывалось для пилота McLaren куда более успешно. После того, как еще на старте прогревочного круга заглох Дэвид Култхард, стало ясно, что лишь Мика может помешать Шумахеру одержать очередную победу.

Михаэль с поула повел гонку, но Хаккинен не отставал. Первый плановый пит-стоп немец провел раньше соперника, после чего оба постарались взвинтить темп, обмениваясь лучшими кругами. В McLaren решили потратить на дозаправку чуть больше времени, потому статус-кво сохранился. Стало ясно, что решающим моментом гонки станет второй и финальный пит-стоп двух лидеров - обгонять на испанской трассе было практически невозможно уже в то время.

Шумахер поехал в боксы на 43-м круге. Его соперник имел возможность пройти еще шесть-семь кругов - потому каждый из пилотов вновь выжимал из машины максимум возможного, чтобы подняться на вершину подиума. В это время из-за поломки подвески сошел занимавший третье место Рубенс Баррикелло, что стало для Ferrari тревожным звоночком. И точно - вскоре технические сложности возникли и у лидера команды.

По радио Михаэль пожаловался на сильную вибрацию. Позже команда объяснила ее неудачным комплектом шин, хотя вряд ли дело было только в этом. На заключительном отрезке гонки Шумахер явно уступал Хаккинену в скорости - тот не только стал после собственного пит-стопа новым лидером, но и в скором времени довел свой отрыв до 40 секунд! Самому немцу, правда, все остальные уступали еще минимум столько же.

Сход Мики Хаккинена стал следствием отказа гидравлики

Когда Мика отправился на заключительный круг, его поклонники уже вовсю готовились отмечать первую в сезоне победу. Можно представить всю глубину их разочарования, когда McLaren сначала сбавила ход, а потом испустила облако сизого дыма и остановилась вовсе. Возможно, именно в этот момент Хаккинен и решил, что по окончании сезона ему стоит на время прекратить выступления. В итоге, как известно, Мика действительно ушел, а вот его возвращения Формула 1 так и не дождалась...

Михаэль Шумахер, выиграв Гран При Испании, сделал важный шаг к четвёртой чемпионской короне. Вторым гонку в Барселоне закончил Хуан-Пабло Монтойя из Williams - для дебютанта чемпионата, уже успевшего к тому времени показать свой буйный нрав, этот финиш оказался единственным в восьми первых Гран При. Замкнул призовую тройку пилот BAR Жак Вильнев.

Интересно...
На этой гонке команды могли - впервые с середины 90-х - официально использовать стартовую систему, систему контроля тяги и полностью автоматическую коробку передач. Как можно было предположить, серьезного влияния на расстановку сил легализация управляющей электроники не оказала.

Малкольм Остлер

Малколм Остлер

Для команды BAR подиум Вильнёва стал первым с 1999 года, когда она дебютировала в Формуле 1. Модель 003, позволившую канадцу пополнить свою коллекцию кубков, разрабатывал конструктор Малкольм Остлер.

Он родился в австралийском Сиднее и именно там делал первые шаги в мире гонок. Молодой пилот был одним из лидеров национальной Формулы Ford, а параллельно учился в Технологическом университете штата Новый Южный Уэльс. Получив диплом, 25-летний Малкольм решил, что готов к большим свершениям - и отправился в Англию, чтобы оттуда начать покорение европейского гоночного Олимпа.

Увы, жизнь внесла в эти планы ощутимые коррективы: денег у Остлера было настолько мало, что, можно сказать, не было вовсе. Потому ему пришлось взять в руки отвертку и гаечный ключ, и стать самым обыкновенным механиком в небольшой команде из Лестершира, чтобы иметь возможность периодически выходить на старт соревнований. По итогам сезона 1986 года оказалось, что в роли техника австралиец добился больших успехов, чем в качестве пилота - и его пригласили в компанию Reynard.

В ту пору Эдриан Рейнард строил лишь технику для "младших" Формул, но приход Остлера стал для него знаковым событием. Совместными усилиями два конструктора начали развивать бизнес, и всего через десять лет добились серьезных успехов. Их машины побеждали в Формуле 3, Формуле 3000 и серии IndyCar. В Америке за пять лет ее машины принесли своим пилотам четыре титула и более полусотни побед. Именно тогда Reynard заработала славу компании, которая выигрывает с первой попытки в любой серии, куда приходит.

Малкольм Остлер в команде BAR

Неудивительно, что именно на Рейнарда с Остлером обратил внимание Крейг Поллок, когда в конце 90-х решил на табачные деньги создать новую команду BAR. Малкольм стал главным конструктором. В 1998 году он участвовал в работе Tyrrell, на базе которой и формировалась BAR, а затем на старт вышла его собственная машина. Кто-то из руководства команды даже взялся утверждать, что о первой гонке говорить, быть может, и рано, но по ходу дебютного 1999 года команда непременно одержит хоть одну победу.

Реальность же вышла совсем иной. Возможно, сказался тот факт, что Остлер никогда не работал в Формуле 1 прежде, а может, Tyrrell 026 был слишком уж неудачным примером для подражания. Так или иначе, BAR 001 порой позволял Жаку Вильнёву пробиваться в первую десятку на старте (однажды канадец и вовсе показал в квалификации пятое время!), но из раза в раз ломался по ходу дистанции. Сезон команда закончила последней, уступив даже Minardi, располагавшей в десять раз меньшим бюджетом.

Для Малкольма Остлера начался непростой период. Пока Рейнард то уходил, то приходил в BAR, австралиец, чередуя роли технического директора и главного конструктора, упорно работал над устранением ошибок. Медленно, но верно надежность стала расти. В 2000-м команда завоевала первые очки, еще годом позже добилась пары подиумов. BAR стабильно попадала в первую шестёрку Кубка Конструкторов, но амбициозным спонсорам хотелось большего, и их недовольство росло. Потому в начале 2002-го Поллоку и остальным указали на дверь...

Малкольм Остлер в команде Jaguar. 2004 год

Малкольм перебрался в Jaguar, но команда переживала не лучший период. Частые смены руководства, уменьшение бюджета - всё говорило о том, что концерн Ford "наигрался" в Формулу 1. Гонки оказались тяжелым и дорогим делом, от которого теперь нужно было избавиться с минимальными потерями. Разумеется, все это не могло не сказаться на атмосфере в коллективе.

И когда стало понятно, что команда вот-вот будет выставлена на продажу, терпение Остлера лопнуло. Он сделал заявление, что не готов заниматься гонками вечно, что хочет погреться в лучах солнца на берегу тёплого моря - и вернулся в родную Австралию, где и поныне живёт в компании супруги и трёх дочек.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё