Бельгия'67: Лен Терри
Гонка #154: 18 июня 1967 года. Гран При Бельгии. Спа |
|
Поул |
Джим Кларк (Lotus 49) - 3.28,1 (243,9 км/ч) |
Лучший круг | Дэн Герни (Eagle T1G) - 3.31,9 (239,5 км/ч) |
Победитель | Дэн Герни (Eagle T1G) - 1:40.49,4 (234,9 км/ч) |
Принято считать, что с выходом на трассы в 1967 году Lotus 49, оснащенной мотором Cosworth DFV, в Формуле 1 началась новая эра. Это действительно так, поскольку и шасси, и двигатель задали направление технического развития гонок на десятилетие вперед. Однако, как и любая новинка, новая машина неизбежно должна была пройти через период "детских болезней". Он пришелся на середину сезона 1967 года.
На трассе в Спа пилот Lotus Джим Кларк в очередной раз продемонстрировал возможности "сорок девятой" – ближайший соперник проигрывал шотландцу три секунды с круга. Но если сам Кларк с первых метров захватил лидерство и помчался вперед, то его напарник Грэм Хилл вынужден был несколько раз посетить боксы и в итоге сошел из-за череды поломок.
Ещё меньше повезло Майку Парксу – британский инженер-испытатель Ferrari, оказавшийся неожиданно быстрым гонщиком, потерял управление, наехав на масляное пятно. Алая машина вылетела с трассы и перевернулась. Британца доставили в госпиталь с тяжелыми переломами ног, что положило конец его короткой карьере в чемпионате мира.
Тем временем вторую позицию далеко за спиной у Кларка оспаривали Джеки Стюарт на BRM и пилот молодой американской команды AAR Eagle Дэн Герни. Поначалу всё складывалось в пользу будущего трёхкратного чемпиона мира – его соперник ехал чуть быстрее, но из-за проблем с подачей топлива вынужден был посетить боксы. Впрочем, Дэн всего лишь сбросил скорость возле механиков, быстро сообщил им о проблеме и помчался дальше.
Примерно в это же время – около середины дистанции – технические неполадки возникли и у Кларка. Лидер свернул в боксы для замены свечи зажигания, потом повторил эту процедуру – и в итоге потерял так много времени, что не попал даже на подиум. Вдобавок, гонку Джим заканчивал с двумя передачами в коробке.
В лидеры после проблем у соперников вышел Джеки Стюарт. Но и у него не всё шло гладко. Коробка на BRM начала самопроизвольно переключаться на нейтральную передачу, потому пилот вынужден был одной рукой удерживать рычаг, другой крутить руль. Понятно, что скорости это не добавляло. Вскоре Герни смог нагнать и обойти Стюарта.
В итоге американец одержал победу с минутным преимуществом. Для него этот успех в Гран При стал четвертым и заключительным в карьере, а для машин Eagle – первым и единственным. Стюарт финишировал вторым, а замкнул призовую тройку Крис Эймон из Ferrari.
Интересно... | |
Четыре десятилетия назад гонки в Спа проходили фактически по обычным загородным дорогам. Даже соломенные тюки, прежде обеспечивающие хотя бы минимальную безопасность, были запрещены в Формуле 1 после трагического пожара Лоренцо Бандини в Монако. Для полноты картины стоит добавить, что пит-лейн, расположенный на спуске к Eau Rouge, никак не был отделен от трассы - механики работали в паре метров от проносящихся мимо машин... |
Лен Терри
Конструктором Eagle T1G был британец Лен Терри. Как и многие представители послевоенного поколения, он увлекся автоспортом благодаря клубным гонкам. Простые, недорогие и массовые состязания на небольших машинках в 50-60-е годы были доступны подавляющему большинству жителей туманного Альбиона. Именно они открыли путь в большой автоспорт Грэму Хиллу, Джеки Стюарту, Джиму Кларку.
Но не только гонщиков воспитывали клубные чемпионаты. Некоторые, попробовав свои силы, затем становились руководителями команд, как Кен Тиррел, или конструкторами, как Терри. Поняв, что ему интересно не столько проходить повороты, сколько дорабатывать технику между этапами, Лен определился с будущей профессией.
Впрочем, он оказался не одинок в таком выборе – тот же Клуб 750 подарил миру автогонок дизайнера Мориса Филиппа, моториста Брайана Харта и других специалистов. Что до Лена Терри, то он до конца 50-х разрабатывал машины для "младших" классов – это приносило доход и позволяло набираться опыта.
Его первым настоящим заказом стало шасси Gilby для небольшой команды Сида Грина в Формуле 1. Машина оказалась вполне удачной – в умелых руках, конечно. После этого Терри пригласил в ученики сам Колин Чепмен, легендарный основатель Lotus. На нескольких проектах Лен проходил стажировку, а его первым самостоятельным заданием в Формуле 1 стало проектирование модели 33.
Задача была непростой – требовалось доработать чемпионский Lotus 25. Терри усилил подвеску (этого требовали шины большего размера), сделал кузов более жестким, упростил конструкцию ряда узлов. За рулём Lotus 33 Джим Кларк стал в 1965 году чемпионом мира.
В том же сезоне шотландец первенствовал и в "500 милях Индианаполиса" – и вновь на машине, разработанной Леном. Сам конструктор тоже поехал в Штаты – там-то его и приметил Дэн Герни. Американец как раз готовился к созданию собственной команды Формулы 1, и предложил Терри стать главным конструктором. Тот согласился и приступил к работе.
Так увидел свет Eagle T1G, изящный тёмно-синий кузов которого сразу давал понять: это серьезный соперник. Клёпаный алюминиевый монокок, к которому непосредственно крепились рычаги подвески, позволял устанавливать разные моторы – машину можно было использовать по обе стороны Атлантики. На более поздних моделях алюминий уступил место титановым и магниевым сплавам.
Но, как известно, для достижения хороших результатов нужно устранить все слабые места. В проекте Eagle такими стали моторы. Со скоростью у T1G все было в порядке – уже на третьем после дебюта Гран При Формулы 1 в 1966-м Герни пробился на первый стартовый ряд, но надежность оставляла желать лучшего.
Следующий сезон начался с победы в престижной внезачетной Гонке чемпионов, потом удалось выиграть в Спа, но машины слишком часто ломались. Скоро к техническим проблемам добавились финансовые, и команда прекратила существование. Лишь в семи из 25-ти проведённых гонок Дэн смог добраться до финиша, пять раз заработав очки.
После этого успеха карьера Лена Терри понемногу пошла к закату. Созданный им в конце 60-х BRM P126 лавров не снискал, а многообещающий проект BMW в Формуле 2 был свёрнут после трагической гибели в аварии Герхарда Миттера. На время конструктор покинул Формулу 1 и начал довольно успешно работать в других гоночных категориях.
Затем он попробовал пройти знакомой дорожкой, став ассистентом Чепмена при разработке модели 77. Машина вышла вполне успешной – и Терри взялся за новый проект – BRM P207. Увы, он завершился полным провалом...
И хотя возраст вполне позволял британцу трудиться и дальше, Лен принял иное решение. Он отошел от дел и сконцентрировался на собственном здоровье. Регулярные поездки на велосипеде, гимнастика и настольный теннис позволили создателю замечательного Eagle T1G перешагнуть порог XXI века. Но в гоночном паддоке о нём ничего не слышно уже три с лишним десятилетия.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский