Участники: Витантонио Лиуцци (HRT), Льюис Хэмилтон (McLaren), Михаэль Шумахер (Mercedes GP), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Рубенс Баррикелло (Williams)
Вопрос: Витантонио, начало сезона получилось непростым. Ваше мнение?
Витантонио Лиуцци: Вы верно подметили, очень непростым, но мы заранее это знали. Подготовка началась слишком поздно, мы строили новую машину и понимали, что старт сезона будет сложным. В Австралию команда приехала без каких-либо тестов, а первые километры машина проехала только в квалификации – учитывая эти обстоятельства, результат был вполне достойный, чуть лучше, чем в прошлом году.
За семь кругов в Австралии мы немного разобрались в ситуации, но уже в Малайзии намного лучше понимали поведение машины и выступили гораздо сильнее. Разумеется, впереди немало работы, и команда выкладывается по максимуму – для Гран При Турции мы уже подготовили кое-какие модификации, так что динамика должна быть положительной. Команда действует профессионально, мы на правильном пути.
Вопрос: Полагаете, вам по силам подтянуться к другим командам-дебютантам прошлого сезона?
Витантонио Лиуцци: Думаю, уже в этой гонке мы будем ближе к ним, а в последующих Гран При ещё больше сократим отставание. Команда и машина постоянно прогрессируют, мы скоро получим очередную партию доработок, а в остальном всё зависит от реакции соперников. Virgin – ближайший конкурент, с которым можно вступить в борьбу, Lotus сделали заметный шаг вперед, но мы планируем постепенно прибавлять в скорости и заложить хороший базис для сезона 2012 года.
Вопрос: Думаете, у вас получится всякий раз преодолевать отметку в 107%?
Витантонио Лиуцци: Не думаю, что с этим возникнут проблемы. Перед Гран При Австралии мы не проехали ни одного километра и не знали, чего ожидать, но в Малайзии уложились в 107%, хотя в этом плане Сепанг, пожалуй, самая сложная трасса. Мы планируем постоянно дорабатывать машину и надеемся, что больше у нас не будет проблем с квалификацией. Мы хотим вплотную бороться с соперниками и в какой-то момент оказаться впереди.
Вопрос: Льюис, в своем превью вы говорили о Джиме Кларке и заметили, что отобрали у него звание гонщика, который дольше всех в истории Формулы 1 выступал за одну и ту же команду. Расскажите об этом…
Льюис Хэмилтон: Я уже пятый сезон выступаю за McLaren, но за это время мы провели, пожалуй, больше гонок, чем проводили в эпоху Джима Кларка – очевидно, я впереди лишь по количеству. Провел ли я больше сезонов – не знаю, но приятно понимать, что я выступал достаточно стабильно, добился неплохих результатов с великой командой, и что это сотрудничество будет продолжено.
Вопрос: Вы очень высоко цените отношения с командой, не так ли?
Льюис Хэмилтон: Да, моя семья и особенно мой отец с детства учили меня дорожить отношениями – я с ранних лет считал преданность очень важной чертой характера. Разумеется, это один из важнейших факторов сотрудничества, хотя и не определяющий. Тем не менее, нужно всегда стараться как можно дольше сохранять теплые отношения с людьми.
Вопрос: Некоторые из доработок, которые вы планируете использовать в предстоящий уик-энд, были опробованы ещё в Малайзии. Какого эффекта можно ожидать?
Льюис Хэмилтон: Я не связываю с завтрашним днем каких-то особенных ожиданий. Здесь более благоприятные погодные условия, поэтому машина должна вести себя еще лучше. Модификации, представленные в Малайзии, сработали не на пределе эффективности – по сути, это была лишь попытка заставить их функционировать в полную силу, ведь в них заложен значительный потенциал. Не знаю, удастся ли нам разобраться с ними, но работа, определенно, будет продолжена.
Вопрос: В Малайзии вы временами были быстрее Red Bull Racing. Вам по силам быть стабильно быстрее? Разумеется, многое зависит от их прогресса…
Льюис Хэмилтон: Да, здесь множество факторов. Похоже, в предыдущей гонке им пришлось беречь машину от перегрева, из-за чего было потеряно немного времени. Не знаю, насколько хороша их KERS, сопоставима ли она с нашей… Разница была минимальной, но в этот уик-энд они наверняка вернутся в форму и будут намного быстрее, чем неделю назад. Удастся ли нам удержаться за ними – посмотрим: по скорости в гонке мы практически равны, разве что в квалификации у Red Bull есть определенное преимущество.
Вопрос: Рубенс, не самое удачное начало сезона. Это обстоятельство может повлиять на такого опытного гонщика, как вы?
Рубенс Баррикелло: Думаю, это повлияло бы на любого гонщика, независимо от опыта. Мы рассчитывали на совсем другое начало сезона. Впрочем, мы делаем всё возможное, чтобы доработать машину. Собственная ошибка выбила меня из квалификации в Австралии, но в гонке все складывалось неплохо, пока не начались проблемы, а в Малайзии мы оказались неконкурентоспособны. Хочется верить, здесь дела пойдут лучше. У нас есть новинки, кое-какие модификации – надеюсь, уик-энд получится результативным.
Вопрос: Каким вы видите место Williams в иерархии команд?
Рубенс Баррикелло: В каком смысле?
Вопрос: В плане квалификации, поскольку в гонке вам финишировать пока не удалось…
Рубенс Баррикелло: Полагаю, в Австралии мы должны были квалифицироваться в первой десятке, а в Малайзии оказались пятнадцатыми, и это был максимум. Что будет здесь – не знаю, надо посмотреть, насколько прибавила машина. Без каких-либо изменений мы должны стартовать в первой дюжине, а если все получится – в первой шестерке.
Вопрос: Вы – победитель первого Гран При Китая. Чем вам запомнилась та гонка, и что произошло на подиуме?
Рубенс Баррикелло: Я помню душ из шампанского, который обрушился на меня и Луку ди Монтедземоло! Отличная гонка! Помнится, в тот год с передними шинами была какая-то проблема, но потом они позволяли атаковать в полную силу. Мне удалось поддерживать их в стабильном состоянии и финишировать первым – потрясающий результат!
Вопрос: Себастьян, в предыдущие два года в Шанхае вы неизменно стартовали с поула, а в 2009-м добились победы. В нынешнем сезоне у вас уже две победы подряд – полагаете, вам удалось «поймать волну»?
Себастьян Феттель: Не знаю, но после таких гонок чувствуешь себя очень неплохо. Мы постараемся продлить это ощущение, однако для этого нужно сохранять концентрацию. Подход точно такой же, как к любой другой гонке, но уик-энд обещает быть непростым. В Австралии и Малайзии многое решала погода – посмотрим, что ждет нас здесь.
Вопрос: В Малайзии Кристиан Хорнер говорил, что основное внимание команда уделит шинам. В Шанхае будет точно так же?
Себастьян Феттель: Думаю, да. Как поведут себя шины, узнаем завтра. Гонки в Мельбурне и Сепанге серьёзно отличались друг от друга, возможно, здесь мы получим такую же ситуацию, как в Малайзии, но нужно подтверждение. Это другая трасса, иные погодные условия – здесь прохладнее, влажность ниже, но шины, определенно, станут одним из ключевых факторов. Так было во всех предыдущих гонках, именно шины определят количество пит-стопов в воскресенье – уверен, завтра у нас будет гораздо больше информации на этот счет.
Вопрос: Насколько серьезной вы считаете конкуренцию со стороны McLaren и Ferrari?
Себастьян Феттель: Они очень сильны, как и Mercedes. Позади всего две гонки, и мне повезло финишировать первым. Гонщики McLaren нас серьёзно прессинговали, они удивили еще в Мельбурне, особенно если учесть, на каких позициях они были во время зимних тестов, когда сложно оценить реальный темп машины. Ferrari и Mercedes, напротив, были очень быстры в заключительной тестовой сессии. Впрочем, в предыдущем сезоне мы убедились, насколько может измениться ситуация за пару гонок.
Не исключено, что некоторые трассы чуть лучше подходят нашей машине, но посмотрим, так ли это. В конце концов, мы не должны беспокоиться о соперниках – нужно думать о себе и стараться сработать как можно эффективнее. Надеюсь, это позволит нам снова оказаться впереди всех.
Вопрос: Михаэль, вам доводилось побеждать в Шанхае, причем вы сделали это с шестой стартовой позиции! Кстати, это был ваш последний на сегодняшний день подиум. Начало сезона получилось удручающим – думаю, вы согласитесь со мной, несмотря на несколько заработанных в Малайзии очков…
Михаэль Шумахер: Думаю, да, мне придётся согласиться.
Вопрос: Насколько удручающим?
Михаэль Шумахер: Думаю, вполне очевидно, что мы ждали большего. И мы уже поясняли, почему не удалось добиться лучшей скорости. Ситуация такая, какая есть, и я не в первый раз вижу, что дела идут не по плану. Единственный выход – устранить проблемы, и как раз над этим мы сейчас работаем.
Вопрос: После гонки в Малайзии команда планировала провести комплексный анализ ситуации. Он состоялся? Какие выводы?
Михаэль Шумахер: С каждой гонкой мы всё лучше понимаем машину. Собственно, между гонками в Малайзии и Китае совсем немного времени, и для предстоящей гонки мы не планировали какие-то серьезные доработки. Важнее всего было оценить поведение машины, определить её потенциал – она способна ехать быстрее, чем сейчас, просто мы пока не придумали, как этого добиться.
Вопрос: Вы работаете над какой-то конкретной областью? Над аэродинамикой, шинами? Наверное, все-таки, над шинами…
Михаэль Шумахер: Вы знаете, что залог успеха не только в шинах, нужно уделить внимание всем деталям. Конечно, есть менее важные факторы, однако мы стараемся привести в порядок даже самые незначительные элементы и заставить их работать эффективно.
Вопрос: Процесс продолжается?
Михаэль Шумахер: Боюсь, он займет немало времени. Чем сложнее ситуация, тем сложнее двигаться дальше. То есть, я хотел сказать…
Вопрос: Думаю, мы все поняли…
Михаэль Шумахер: Уверен, вы поняли, о чем я.
Вопрос: Что ж, попытка была неплохой.
Михаэль Шумахер: Точнее, когда прогресс осложняется, трудности неизбежны, вот что я имел в виду.
Вопросы с мест
Вопрос: Льюис, в Малайзии вы были наказаны стюардами и уже после гонки потеряли одно место. Какой была ваша реакция? По-вашему, решение справедливо?
Льюис Хэмилтон: Разницы практически никакой. Я финишировал седьмым, а седьмое или восьмое место – одинаково неудачный результат. Это гонки, все честно.
Вопрос: Почему вы так считаете? Вы действительно несколько раз меняли траекторию, отбивая атаки соперника?
Льюис Хэмилтон: В предыдущие годы я действительно "вилял" по трассе, вызывая негативную реакцию, и стюарды заранее предупреждали, что в этом сезоне будут намного строже относиться к подобным маневрам. В Малайзии я вел себя корректно, не создавал угрозы для соперников, однако правила допускают единственную смену траектории. Пожалуй, вопрос о том, оборонял ли я позицию, или просто старался не дать сопернику воспользоваться слипстримом, остался без ответа, но результат ясен – штраф в 20 секунд. Мне ещё повезло, что я потерял всего одну позицию – постараюсь больше не попадать в такие ситуации, а в остальном жаловаться не на что.
Вопрос: Наверное, из-за штрафа вы хотите поскорее отыграться?
Льюис Хэмилтон: Я не стал бы искать мотивацию в штрафе, скорее в непростой гонке – мне хочется отыграться, ведь у нас был реальный шанс финишировать вторыми, да и восьмое место после старта со второй позиции совсем не соответствует скорости, на которую мы рассчитываем. Я настроен вполне оптимистично, неудачи в прошлом. Сезон только стартовал, и мне, в каком-то смысле, даже повезло, поскольку уже не раз бывали ситуации, когда при старте с высокой позиции мы не зарабатывали ни одного очка. У меня их уже несколько, и кто знает – возможно, очки очень пригодятся в конце сезона…
Первый вопрос к Себастьяну. В Шанхае вы уже дважды стартовали с поула, но, к примеру, в прошлом году финишировали шестым. Какие планы сейчас? Третий поул и победа? Насколько вы уверены в результате?
Себастьян Феттель: Впереди длинный уик-энд. В пятницу и субботу мы делаем всё, чтобы оптимальным образом подготовить машину, и в идеале в субботу вечером завоевать максимально высокую позицию на старте. Цель – успешно выступить в квалификации и хорошо провести гонку, ведь очки начисляются только в воскресенье.
В Малайзии мы были недостаточно быстры, из-за жары возникли кое-какие трудности, тем не менее, мы заработали важные очки. Каждый сезон не похож на предыдущий, посмотрим, что получится, но мы постараемся выжать из машины максимум и добиться лучшего результата. И, разумеется, я не буду возражать, если всё сложится удачно и мы завоюем очередной поул и победу.
Вопрос: (Ху Цудзи – West China City Daily) Вам известен прогноз погоды? Синоптики обещают дождь…
Себастьян Феттель: Вы из местных, вы лучше нас разбираетесь в погоде. Поживем – увидим, у нас тоже есть информация о дожде. Посмотрим, когда он начнется и насколько сильным окажется.
Вопрос: В этом сезоне вас не остановить?
Себастьян Феттель: Да, у нас была пара удачных гонок, но здесь всё начнется заново. Так происходит в каждом Гран При, и нам хотелось бы продлить победную серию. В предыдущей гонке конкуренция заметно обострилась, в такой ситуации бесполезно рассчитывать, что успех придёт сам собой. Разумеется, когда-нибудь нам придется довольствоваться вторым, пятым, десятым местом, но такова жизнь, такова Формула 1.
Вопрос для Себастьяна и Льюиса. Себастьян, после гонки в Малайзии вы сказали, что стартовый прорыв Ника Хайдфельда на вторую позицию позволил вам создать небольшой отрыв – гонщик Renault в какой-то мере сдерживал соперников. Полагаете, в противном случае Льюис мог составить вам серьезную конкуренцию? Льюис, если бы вы ехали в одном темпе с Red Bull, вам удалось бы побороться за победу?
Себастьян Феттель: Как я уже говорил, в Малайзии Нику удался потрясающий старт. Обе Renault удачно ушли в гонку, что сработало в мою пользу, поскольку Льюис мог ехать чуть быстрее Хайдфельда. Впрочем, Ник тоже держал уверенный темп, иначе он не финишировал бы на подиуме. Гонка сложилась неплохо, и я находился в выгодной ситуации, поскольку мог спокойно наращивать отрыв и не испытывал заметного прессинга, а что касается остальных отрезков дистанции, за мной ехали уже Льюис и Дженсон, но мы держали ситуацию под контролем. Конечно, тот маневр Ника был весьма кстати, но если, если… Я не могу отвечать на подобные вопросы.
Льюис Хэмилтон: Полагаю, я мог побороться за победу. Да, я стартовал вторыми, и в начале гонки потерял позицию: я не видел маневр Хайдфельда по внешнему радиусу, поскольку следил за Дженсоном, оказавшимся внутри поворота, и старался не уткнуться в Себастьяна. Машина Renault сдерживала меня на протяжении нескольких кругов, но как только мне удался обгон, я поехал в одном темпе с Себастьяном. Возможно, мне бы удалось зацепиться за него, но все это из разряда рассуждений. На втором отрезке я постепенно приближался к Red Bull, и если бы… впрочем, оставшаяся часть гонки обернулась сущим кошмаром, а прочее не важно.
Вопрос ко всем. Компания Pirelli предлагает изменить правила: она готова предоставлять каждой команде четыре состава на каждую гонку и право свободно выбирать, какой ставить на машину. Ваше мнение?
Михаэль Шумахер: Честно говоря, мне ничего не известно об этом. Не думаю, что имеет смысл обсуждать какие-то слухи…
Себастьян Феттель: Я тоже впервые об этом слышу.
Михаэль Шумахер: Да, ни у кого из нас нет аналогичной информации, а лично я не люблю обсуждать слухи. Будет подтверждение – тогда поговорим.
Вопрос: Недавно владельцы трассы Яс Марина подтвердили, что перед Гран При Абу-Даби будут реконструированы пятый и шестой повороты, выводящие на первую длинную прямую, а также восьмой и девятый, выводящие на второй прямой участок. Полагаете, именно такие изменения нужны для повышения количества обгонов? Очевидно, владельцам трасс нужно прислушиваться к мнению гонщиков…
Михаэль Шумахер: Полагаю, все наблюдали борьбу Фернандо Алонсо и Виталия Петрова в заключительной гонке прошлого сезона – из-за неё и возник вопрос, что раз уж команды активно работают над машинами, возможно, есть необходимость реконструировать и трассы – причем не только в Абу-Даби – с целью повысить шансы на обгон.
Приятно слышать, что организаторы Гран При Абу-Даби, построив и без того великолепный автодром, готовы к переменам, чтобы мы могли на их примере определить некие общие способы исправления нынешней ситуации с обгонами. Посмотрим, что получится, но в любом случае существующий уровень конкуренции способствует значительному росту атак. Чемпионат стал намного зрелищнее – полагаю, болельщикам было интересно наблюдать за тем, что творилось на трассе в двух первых гонках.
Вопрос: Профсоюз гонщиков GPDA участвовал в этом процессе?
Себастьян Феттель: Пусть отвечает Рубенс, он глава GPDA.
Рубенс Баррикелло: GPDA проведет очередное собрание, после чего представит свои соображения FIA. В последние несколько лет мы придерживались принципов конструктивной критики, и GPDA выступала, в первую очередь, за повышение безопасности гонок, но с новыми требованиями к заднему антикрылу… Вы можете возразить, что на длинных прямых трассы в Абу-Даби нет смысла менять угол атаки заднего антикрыла, поскольку возможности для обгона и без того имеются, однако, как показал предыдущий сезон, шансы на обгон появлялись лишь том случае, если разница в скорости превышала пять километров в час. Хорошо, если у организаторов есть средства на реконструкцию трассы – разумеется, кто-то из гонщиков даст положительную оценку, кто-то скажет, что стало хуже, но если изменения повышают зрелищность, это путь к прогрессу.
Вопрос: В последние несколько дней активно обсуждался вопрос о большом количестве фрагментов резины вне траектории. Полагаете, это действительно проблема, или здесь нет поводов для беспокойства?
Льюис Хэмилтон: По-моему, всё в норме. Раньше на трассах вроде Монреаля вне траектории было немало кусочков отработанной резины, и при отсутствии зоны вылета это было довольно опасным. Сейчас нечто подобное наблюдается на большинстве автодромов, но я не вижу в этом какую-то угрозу. Я пробовал атаковать соперников, при попадании на фрагменты резины шины теряли сцепление с асфальтом, и очистить их после этого было весьма непросто, однако это гонки.
Себастьян Феттель: Возросшее количество кусочков отработанной резины вне траектории объясняется иными шинами. Подобное наблюдалось ещё на тестах, а в гонке на трассе вдвое больше машин. Впрочем, инженеры Pirelli в курсе ситуации, и если бы здесь была какая-то проблема, они бы уже её устранили. Да, за время гонки количество мусора заметно увеличивается, но не думаю, что у нас есть причины для опасений.
Вопрос: Себастьян, какие планы насчет использования KERS в предстоящий уик-энд? В Red Bull готовы заставить систему работать в полную силу, или вас устраивает тот факт, что машина достаточно быстра и без этого?
Себастьян Феттель: Я уже не раз говорил, что использование KERS обеспечивает лучший результат на круге, поскольку в отличие от предыдущих сезонов у нас нет возможности экспериментировать с развесовкой и многими другими факторами. В таких условиях KERS крайне необходима, и наша цель – задействовать её на 100%. То, что ее не было в Австралии, не делает нам чести, но в Малайзии мы использовали систему на протяжении большей части уик-энда и добились заметного прогресса. Сейчас у нас в запасе была всего пара дней, однако наши инженеры и механики работали, не жалея сил, и я уверен, что в этот раз KERS должна функционировать без каких-либо сбоев. Мы точно будем использовать её завтра и, надеюсь, в субботу и воскресенье.