Великобритания'69: Matra MS84

Гонка #179: 19 июля 1969 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун
Поул Йохен Риндт (Lotus 49B) - 1.20,8 (209,9 км/ч)
Лучший круг Джеки Стюарт (Matra MS80) - 1.21,3 (208,6 км/ч)
Победитель Джеки Стюарт (Matra MS80) - 1:55.55,6 (204,8 км/ч)

Джеки Стюарт, выиграв четыре из пяти первых Гран При сезона 1969 года, приехал на домашний этап в качестве фаворита. Однако по ходу двухчасового тренировочного заезда, предшествующего главному старту уик-энда, шотландец, слишком остро атакуя в одном из поворотов, задел колесом неровный край поребрика и потерял управление. Его Matra команды Кена Тиррела вылетела с трассы и врезалась в ограждение. Пилоту пришлось пересаживаться в машину своего напарника Жана-Пьера Бельтуаза.

Тем не менее, Джеки показал второй квалификационный результат, уступив лишь Йохену Риндту из Lotus. С самого старта два этих пилота взяли максимально возможный темп и повели спор за лидерство. По воспоминаниям Стюарта, он ехал из круга в круг на абсолютном пределе и понимал, что соперник поступает так же. Джеки удалось провести обгон, но спустя несколько кругов Йохен, в свою очередь, сумел отыграться. Все остальные быстро остались позади – многочисленные зрители, приехавшие в Сильверстоун, понимали, что имя победителя будет разыграно в споре двух лидеров.

Гонщики почти повторили время поула и продолжали мчаться в фантастическом темпе. На середине дистанции они догнали плотную группу круговых из пяти пилотов. Считается, что в такой ситуации сложнее приходится тому, кто вынужден первым прорываться через ряды отстающих, но судьба оказалась благосклонна к Риндту, и тот смог проскочить мимо более медленных соперников на длинной прямой. Стюарт же проиграл пару секунд, но в тот день и такой отрыв мог стать решающим.

Погоня продолжилась. Ценой невероятных усилий Джеки понемногу догонял австрийца – как вдруг тот резко сбросил скорость. На машине Риндта заднее крыло, которое по новым правилам запрещено было крепить на высоких стойках, от вибраций потеряло цельность – торцевая пластина отошла в сторону. Остановка в боксах отбросила Йохена назад, но он остался вторым, так как к тому моменту даже занимавший третье место Жаки Икс уже проигрывал паре лидеров целый круг.

Джеки Стюарт помчался к очередной победе и первому в карьере чемпионскому титулу, а вот пилотам Lotus судьба в тот день приготовила ещё один неприятный сюрприз. И Риндт, и его напарник Грэм Хилл под финиш были вынуждены провести внеплановую дозаправку, чтобы не остановиться на трассе из-за опустевшего раньше времени бака.

На последнем круге топливо закончилось и у Икса, но молодой бельгиец все же смог накатом довести свой Brabham до второй позиции на финише. Чтобы опередить Жаки, Брюсу МакЛарену не хватило считанных секунд.

Интересно...
Новозеландский пилот Ferrari Крис Эймон, стартовав пятым, по ходу дистанции сражался во второй половине первой десятки. На 46-м круге ему пришлось вернуться в боксы и прекратить гонку из-за заклинившей коробки передач. Раздосадованный Эймон, уставший от постоянных неудач, собрал вещи и уехал с трассы – став едва ли не единственным пилотом в истории Формулы 1, по своей воле прервавшим сотрудничество со Скудерией.

Matra MS84

Появление мотора Cosworth DFV стало одним из поворотных моментов в истории Формулы 1. Мощный, лёгкий, надежный и не слишком дорогой двигатель мгновенно вытеснил почти всех конкурентов, на многие годы избавив боссов команд от серьезной головной боли. Лишь крупные компании, вроде Ferrari или Matra, продолжали собственные разработки, а остальные уже с конца 60-х стали охотно переходить на «дважды четыре клапана».

Поскольку в Формуле 1 ещё совсем недавно использовались 1,5-литровые моторчики мощностью всего 200 сил, сразу нашлись те, кому 380 «лошадей» Марка Костина и Кита Дакуорта сразу показались огромной силищей. Раздумывая над тем, куда бы направить такой «табун», конструкторы – независимо друг от друга – пришли к идее полного привода. Вдобавок, лето 1968 года выдалось невероятно дождливым. Глядя на то, как машины скользят по трассе, многие понимали, что еще две «точки опоры» будут не лишними.

Работы, как всегда, заняли довольно продолжительное время – зато на британском этапе 1969 года зрителям обещали сразу четыре разные машины с колесной формулой 4х4. Правда, в компании Cosworth не уложились в срок, потому в реальности на трассе появились три – Lotus 63, McLaren M9A и Matra MS84. По итогам гонки лучший результат своему пилоту принесла последняя из них – Жан-Пьер Бельтуаз финишировал девятым.

Модель MS84 в компании Matra разработали, опираясь на успешную MS80, за рулем которой Джеки Стюарт регулярно выигрывал Гран При. Главный конструктор Жерар Дюкаруж не стал искать добра от добра – в задней части двигателя была смонтирована коробка отбора мощности, от которой шел длинный карданный вал к передним колесам. Не считая минимальных компоновочных изменений, потребовавшихся для размещения новых узлов, были лишь усилены тормоза, так как масса машины возросла примерно на 10%.

MS84 впервые привезли в голландский Зандфорт. По ходу тренировок её опробовал Джеки Стюарт, но скорая поломка топливного насоса не позволила судить о потенциале новинки. На следующем этапе в Сильверстоуне шотландец изучил машину более обстоятельно – и заявил, что продолжит выступления на привычной MS80. Полноприводный вариант отличался скверной управляемостью и уступал примерно две секунды на круге.

Когда Стюарт разбил свою машину по ходу британского этапа, он взял MS80 своего напарника Жана-Пьера Бельтуаза, а тому – волей-неволей – пришлось садиться за руль MS84. В гонке он проиграл напарнику шесть кругов. Всем быстро стало понятно, что идея полного привода не оправдывает себя. Да и погода, как по заказу, была сухой по ходу практически всех гоночных уик-эндов сезона 1969 года.

Машину пытались доработать – Стюарт по-прежнему уделял ей какое-то время на тренировках по ходу нескольких месяцев – но даже определенный прогресс, которого удалось достичь, не позволял говорить о перспективах полного привода в Ф1. К такому же решению, к слову, пришли и в других командах.

До конца сезона единственное построенное шасси MS84 использовалось в качестве запасного, а в Канаде, США и Мексике пилотировать эту машину пригласили молодого Джонни Серво-Гавена. В Моспорте, пусть и отстав на шесть кругов, он смог добраться до финиша на шестой позиции, заработав одно очко. Оно оказалось единственным для всех полноприводных машин Ф1, а вскоре в регламенте был строго прописан привод только на одну ось.

К слову, есть довольно достоверные источники, утверждающие, что с машины Серво-Гавена в североамериканских гонках был демонтирован кардан, ведущий к передним колесам – и это, по сути, была обычная MS80, разве что более тяжелая. Звучит весьма правдоподобно, но правда ли это – утверждать не берёмся.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.