1. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari)
3. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
Интервью на подиуме
Вопрос: (Мартин Брандл) Даниэль, потрясающий пилотаж, мои поздравления! Что вы чувствуете?
Даниэль Риккардо: Ощущения столь же яркие, как после первой победы! В начале гонки автомобиль безопасности был на руку, но когда он выехал во второй раз, это нам не помогло. И всё-таки под конец мне удалось выйти вперёд: на последних кругах пришлось обгонять соперников, это было весело!
Вопрос: (Мартин Брандл) Вы повторили ту атаку на торможении, что пытались провести на Фернандо в Германии, но начали её довольно рано…
Даниэль Риккардо: Я понимал, что должен побыстрее опередить Алонсо, мы приближались к зоне DRS, я знал, что это мог быть мой последний шанс, и воспользовался им. Всё получилось!
Вопрос: (Мартин Брандл) Фернандо, вы очень долго оставались на одном комплекте шин, рисковали и атаковали, что есть сил. Во вторник ваш день рождения – вы организовали себе замечательный подарок! Скажите, второе место оставило досаду, или вы довольны результатом?
Фернандо Алонсо: Очень доволен. Позади сложный уик-энд, сезон тоже складывается непросто, так что подиум всегда сродни приятному сюрпризу. Мы рискнули в расчете побороться за победу, были близки к желаемому результату, и я очень горжусь нашим сегодняшним выступлением и всей командой.
Вопрос: (Мартин Брандл) Дождь перед стартом, машина безопасности, трафик, износ шин – сегодня вам потребовался весь ваш опыт…
Фернандо Алонсо: Сегодня гонка осложнилось множеством факторов, я использовал опыт, чтобы зацепиться… Для попадания на подиум нам нужны непредсказуемые гонки, и сегодня мы воспользовались шансом.
Вопрос: (Мартин Брандл) Льюис, с пит-лейн на подиум! Ещё был разворот на поребрике во втором повороте – в общем, сумасшедшая для вас гонка!
Льюис Хэмилтон: Как и весь уик-энд.
Вопрос: (Мартин Брандл) Вчера, покинув кокпит, вы были крайне огорчены техническими неполадками и уже представляли себя в 30 очках позади Нико. Вы были убеждены, что он непременно выиграет, а вам вряд ли удастся пробиться в первую пятерку, однако сегодня вы на подиуме!
Льюис Хэмилтон: Спасибо команде – парни отлично сработали с тактикой и пит-стопами, а я выкладывался по максимуму. Машина ехала фантастически. Сегодня мы потеряли немало очков, поскольку могли выступить намного лучше, но у нас есть все основания с оптимизмом ждать следующих этапов.
Вопрос: (Мартин Брандл) В начале гонки вам пришлось особенно нелегко. Вы сообщали команде о сложностях с дифференциалом, о вибрации… Похоже, проблем было немало?
Льюис Хэмилтон: В самом начале я сам допустил ошибку – тормоза были недостаточно прогреты, я заблокировал колеса и отправил машину в разворот. К счастью, она не получила повреждений, я продолжил гонку и постарался минимизировать потери в личном зачете.
Вопрос: (Мартин Брандл) Это была одна из ваших лучших гонок с точки зрения пилотажа?
Льюис Хэмилтон: Я так не думаю.
Вопрос: (Мартин Брандл) Что ж, с трибун гонка выглядела потрясающе! Даниэль, Формула 1 отправляется на летний перерыв, хотя до этапа в Спа не так уж много времени. Чем планируете заняться, какие планы на вторую половину сезона?
Даниэль Риккардо: Сегодня вечером я отпраздную победу! Думаю, даже несколько дней буду праздновать. Потом немного отдохну, а затем продолжу работать, чтобы развить успех, которого мне удалось добиться в первые шесть месяцев. Но прежде всего мне хотелось бы поблагодарить команду, которая помогла мне так хорошо адаптироваться и одержать две победы. Это невероятно! Сегодня здесь и мои друзья, так что мы отметим успех по-настоящему!
Пресс-конференция
Вопрос: Даниэль, поздравляем, потрясающая победа! Вы лидировали в начале гонки и вернули себе преимущество на последних кругах. Когда вы поняли, что сможете выиграть?
Даниэль Риккардо: Я не был уверен в успехе. Первый выезд машины безопасности сыграл нам на руку, я перехватил лидерство и чувствовал себя вполне комфортно. Потом машина безопасности выехала во второй раз, мы снова провели пит-стоп, но упустили лидерство. Я не представлял, чем всё это закончится. Я довольно долго оставался на трассе, занимал первую позицию, но понимал, что не дотяну до финиша на том комплекте шин. Пришлось снова заезжать в боксы, терять преимущество – мы знали, что для победы потребуется обгонять.
Да, у меня шины были в лучшем состоянии, но я понимал, что развязка будет напряженной. Честно говоря, в середине гонки пришлось поволноваться, когда на протяжении нескольких кругов машине не хватало мощности, а мне приходилось судорожно переключать передачи. Казалось, гонка закончится для меня досрочно, но мы справились с проблемами и добились лучшего результата!
Вопрос: Что скажете об обгонах на последних кругах?
Даниэль Риккардо: Единственной возможностью победить была атака на Льюиса и Фернандо. У меня было преимущество свежих шин, но я понимал, что соперники вряд ли просто так пропустят меня. Я пытался атаковать Льюиса во втором повороте, но заблокировал колеса и вышел чуть шире. Во второй попытке я снова допустил блокировку, но удержался на траектории, а сцепления на внешнем радиусе оказалось достаточно, чтобы маневр удался.
Подобравшись к Фернандо, я должен был непременно атаковать, так как Льюис оставался на расстоянии активации DRS, и я не мог позволить себе терять время. Когда я вернул себе лидерство, до финиша оставалась всего пара кругов – отлично сработано!
Вопрос: Фернандо, что значит для вас сегодняшний результат? И что значит для Ferrari тот факт, что успех пришел перед летним перерывом?
Фернандо Алонсо: Он значит очень много. У нас было несколько трудных этапов, и вновь видеть Ferrari на подиуме – отличная новость. Мы воспользовались представившейся возможностью в виде старта на мокрой трассе, затем пришлось принимать непростое решение по поводу пит-стопа за машиной безопасности. В первый раз мы несколько промахнулись: когда она выехала на трассу, я уже был в последнем повороте и упустил шанс свернуть в боксы – пришлось останавливаться кругом позже и терять пару позиций.
Нужно было постоянно атаковать, обгонять соперников, а за десять кругов до финиша у нас был выбор: либо остановиться ещё раз и гарантировать четвертое место и важные очки, либо остаться на трассе, обороняться до последнего и, может быть, финишировать четвертым – по сути, тот же результат, но во втором случае сохранялся шанс побороться за место на подиуме. Мы поступили верно: я остался на трассе, защищался изо всех сил и заработал второе место, которое сейчас воспринимается, как победа.
Вопрос: Интересно, какими будут дальнейшие шаги Ferrari? Очевидно, вы будете требовать от команды большей конкурентоспособности и на других трассах…
Фернандо Алонсо: Посмотрим. Конфигурация венгерской трассы не сказалась на нашей конкурентоспособности, но гонка получилась хаотичной, и мы не упустили свой шанс. У соперников возникли проблемы – у Росберга сегодня, у Хэмилтона – вчера в квалификации. Феттеля развернуло в последнем повороте, двойной сход в Force India – соперники, можно сказать, самоустранялись, а мы воспользовались ситуацией и смогли заработать хорошие очки.
Вопрос: Льюис, многие удивлены видеть вас здесь, но гонка в вашем исполнении получилась фантастической! Вы сами считали такой результат возможным?
Льюис Хэмилтон: Не знаю. Я атаковал изо всех сил, надеясь финишировать как можно выше. Результат вполне неплохой.
Вопрос: Что значит для вас это третье место? Или вы все еще сожалеете по поводу вчерашних проблем в квалификации?
Льюис Хэмилтон: Я вновь старался минимизировать потери. С одной стороны, я рад, что смог прорваться на подиум, несмотря на все проблемы во вчерашней квалификации и сегодня на первом круге. До сих пор не могу поверить в то, как складывалась ситуация, но сумел отыграться… Да, автомобиль безопасности помог выполнить задачу, но в остальном я понимаю, что у меня был отличный темп. Я финишировал впереди напарника, так что борьба продолжается.
Вопрос: Насколько сильным был натиск со стороны Нико?
Льюис Хэмилтон: Он отыгрывал до трех секунд на круге, так что обороняться было очень сложно. Фернандо и Даниэль пилотировали фантастически, удержать Red Bull было практически нереально, как и обогнать Фернандо.
Вопрос: На последних кругах пришлось особенно тяжело?
Льюис Хэмилтон: Определенно.
Вопросы с мест
Вопрос: (Иан Паркес – PA) Льюис, мы слышали, как в районе 50-51 круга команда просила вас пропустить Нико. Теперь мы понимаем, почему вы этого не сделали – иначе вы не были бы на подиуме. О чем вы думали в тот момент? Почему не пропустили напарника? Как изменятся ваши отношения с Нико после летнего перерыва?
Льюис Хэмилтон: Знаете, мы были в одинаковой ситуации, и тот факт, что у Нико было на один пит-стоп больше, не означает, что мы не боролись друг с другом. Если бы я пропустил его, он воспользовался бы возможностью создать отрыв, потом провел пит-стоп и контратаковал. Я был удивлен, что команда просит меня сработать в пользу Нико, однако он не приближался на дистанцию атаки, а я не собирался поднимать ногу с педали газа и отпускать Фернандо. В общем, странная ситуация. До конца сезона еще далеко, я, к счастью, остаюсь в борьбе и надеюсь, что этот уик-энд сделал нас сильнее.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Crash.net) Льюис, если говорить о психологии, что значит для вас тот факт, что ваш напарник стартовал с поула, а вы – с пит-лейн, но в итоге вы на подиуме, а Нико – вне первой тройки?
Льюис Хэмилтон: Сложно передать всё разочарование от проблем, с которыми мне довелось столкнуться в недавних гонках. С этим трудно смириться, а на следующий день нужно отыгрываться, не атакуя сверх меры и не допуская ошибок. При старте из последних рядов ты выкладываешься намного больше, чем при старте с поула или из первой пятерки, и тот факт, что у меня получилось прорваться через пелотон, лишь подтверждает, насколько быстра наша машина, насколько хороша команда. Я тоже приложил для результата максимум усилий, и потому он воспринимается даже лучше, чем спокойная победа с лидирующей позиции. Здорово, когда прорыв удается, приятно выиграть и небольшое сражение с напарником.
Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action/National Speedsport News) Даниэль, как сегодняшний успех соотносится с вашей победой в Канаде? Льюис и Фернандо, вы оба вплотную боролись с Даниэлем – его можно с полным правом считать одним из лидеров пелотона?
Даниэль Риккардо: Да, можно провести параллели с Канадой. Первая победа всегда особенная, но она оставляет желание добиться большего. Я очень ждал второго успеха, и он воспринимается потрясающе – не скажу, что лучше первого, но теперь ты яснее осознаешь происходящее, испытываешь чуть большую радость.
Когда я пересек финишную черту, всё воспринималось несколько ярче, поэтому сегодня и эмоции чуть сильнее. Спасибо команде! Две победы в первой половине сезона во многом объясняются и тем, что мне удалось освоиться в коллективе, команда никогда не давила на меня, позволяя мне самому вникнуть в курс дела – для обеих сторон это было наиболее сбалансированным вариантом. Сейчас верность подхода подтверждается результатами, и я рад сегодняшней победе так же, как радовался успеху в Канаде.
Вопрос: Фернандо, Даниэлю удалось заявить о себе?
Фернандо Алонсо: Сейчас он является лидером чемпионской команды – этот факт говорит сам за себя. Даниэль выступает фантастически и уже добился неплохих успехов. В Хоккенхайме я смог опередить его за счет более свежих шин, но даже в той ситуации атака не оказалась легкой. Сегодня у меня не было возможности активно обороняться, но я выкладывался по максимуму. Мои поздравления Даниэлю – думаю, в ближайшие два года нас ждет интересная борьба!
Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Как заметил Фернандо, Даниэль с самого начала сезона выступает очень здорово, уже доказал всем свои способности и постоянно прогрессирует. Он не только один из самых приятных в общении людей в паддоке, но и один из лучших гонщиков.
Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Пара вопросов для Фернандо. Означает ли этот результат, что у машины все-таки есть потенциал? И еще – приближается ваш день рождения. Мы помним, чего вы желали в прошлом году, а что на этот раз? Какой подарок вы хотели бы получить?
Фернандо Алонсо: В этой машине есть как положительные, так и негативные моменты, и сейчас мы с командой пытаемся понять, что следует оставить как есть, и что нужно изменить. Видимо, концепция, заложенная в F14T, не вполне верная, раз уж мы не настолько конкурентоспособны, как нам хотелось – следовательно, нужно внести коррективы, но есть и области, к которым особых претензий нет.
В прошлом году суть моего желания поняли все – особенно в Италии. В этот раз я не буду загадывать ничего, что касается машины, а просто пожелаю хорошего дня для всех итальянцев.
Вопрос: (Карлос Микель Гомес – La Gaceta) Фернандо, считаете ли вы эту гонку одной из лучших в карьере? Сегодня можно было услышать, как трибуны скандировали: «Алонсо, Алонсо!» Не в этом ли одна из причин того, что вы остаетесь в Формуле 1?
Фернандо Алонсо: Не думаю, что это была одна из моих лучших гонок. Скажем так, проехать ее было непросто – были моменты, из-за которых преодолеть все 70 кругов оказалось сложной задачей. Приходилось вместе с командой принимать важные решения, мы сделали все, что в наших силах, а уже на подиуме поддержка болельщиков была просто колоссальной. Она особенно сильна в последние два сезона, что немного странно, если вспомнить, что в последний раз я выиграл титул в 2006 году. Мне казалось, что моя карьера постепенно угасает, но она, наоборот, находится на подъеме, что поддерживает мотивацию. Мне хотелось бы отплатить болельщикам очередным титулом, и мы над этим работаем.
Вопрос: (Петер Вамози – Vas Nepe Kiadoi) Даниэль, когда ждать следующей победы? В нынешнем сезоне вы единственный, кому удавалось опережать гонщиков Mercedes. Команда по-прежнему дорабатывает RB10, или после этапа в Спа она полностью переключится на машину для следующего сезона?
Даниэль Риккардо: На второй вопрос я могу ответить очень быстро - мы намерены и впредь дорабатывать RB10, ведь сезон еще не закончен. Кроме того, все находки нынешнего сезона можно использовать в следующем, так что команда будет выкладываться по максимуму, и эта вторая победа позволит сохранить мотивацию. Простите, а каким был первый вопрос?
Вопрос: (Петер Вамози – Vas Nepe Kiadoi) В этом году вы единственный, кому удавалось огорчить Mercedes…
Даниэль Риккардо: Здорово! Кто-то ведь должен был это сделать.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Льюис, что было наиболее сложным для вас в сегодняшней гонке? В самом начале ехать по мокрой трассе или сопротивляться натиску напарника ближе к финишу?
Льюис Хэмилтон: Самым сложным было начало гонки. Когда стартуешь с пит-лейн, ты, по сути, не готов к выезду на трассу. Тормоза холодные, шины – не прикатаны, что я и почувствовал во втором повороте. Первые километры получились напряженными, но я рад, что мне все-таки удалось прорваться.
Вопрос: (Ливио Орихио – Universo On Line) Вопрос ко всем. Три гонщика, три разные команды, три силовые установки на подиуме последней гонки первой половины сезона. Означает ли это, что во второй половине нас ждет еще более плотная борьба, или же все объясняется особенностями Гран При Венгрии?
Даниэль Риккардо: Сегодня переменчивая погода и появление машины безопасности в какой-то мере способствовала тому, что на подиуме оказались представители трех разных команд, но мне хочется думать, что нечто подобное мы сможем увидеть и во второй половине сезона на абсолютно сухой трассе.
Да, у Mercedes по-прежнему заметное преимущество над остальными. Спа – отличное место для начала второй половины чемпионата… Возможно, бельгийская погода добавит интриги, но если отойти от вопросов статистики, приятно видеть здесь сегодня три команды, трех производителей моторов – это несколько освежает общую картину!
Фернандо Алонсо: Согласен. Сегодня обстоятельства и погода сыграли важную роль, а характеристики трассы помогли не самым мощным моторам. Посмотрим, как пойдут дела в Спа. Этап в Монце станет непростым вызовом, но он даст нам кое-какие ответы в преддверии завершающей фазы сезона.
Льюис Хэмилтон: Думаю, болельщикам понравилась гонка. Многие назовут ее потрясающей, ведь это именно то, что они хотят видеть. Надеюсь, так будет и в будущем.
Вопрос: (Истван Саймон – Auto Magazin) Льюис, в предыдущий раз в квалификации дела шли не по плану в Сильверстоуне – я не беру в расчет Хоккенхайм, где подвела техника. Тогда вы провели ночь в беседе со своей семьей, а что помогло вам здесь справиться с ситуацией? Как вы готовились к гонке?
Льюис Хэмилтон: Ел пиццу, пил горячий шоколад и смотрел фильм! А ещё вчера я обедал с Ники, подшучивал над ним, так как вчера у него был день рождения, и старался немного поднять себе настроение. Здесь у нас потрясающие болельщики, и некоторые из них, кто мне особенно близок, помогли мне справиться с трудностями уик-энда. Сюда не приехала моя семья, потому здорово, что я смог получить положительный заряд энергии от фанатов. Утром я получил письмо от одного из них, его комментарии действительно ободрили и помогли мысленно переключиться – спасибо за это!
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Льюис, вчера вы сказали, что происходящее выходит за пределы простого невезения. Не могли бы вы пояснить, что конкретно имели в виду? Возможно, из-за технических проблем вы начали терять уверенность в команде, а сегодня она вдобавок просила вас пропустить Нико, ехавшего с иной тактикой…
Льюис Хэмилтон: Не припоминаю такого. Вчера сразу после досадного инцидента я вышел к журналистам. Хорошо, что я контролировал себя – не помню, в каком настроении я тогда находился, но это все равно, что сказать «это уже не шутки».
Одна шутка, вторая, но дальше становится не смешно. Проблемы, случавшиеся с моей машиной, сильно осложнили задачу в чемпионате, но, к счастью, сегодня я смог заработать очки и, следовательно, остаюсь в борьбе, но посмотрим, как поедет моя W05 в оставшихся гонках.
Вопрос: (Карлос Халифе – Fastmag) Даниэль, несколько этапов назад Фернандо сказал, что итог чемпионата предрешен, и титул достанется одному из гонщиков Mercedes. В то же время Себастьян утверждает, что математические шансы еще остаются. Каково ваше мнение?
Даниэль Риккардо: Да, есть две точки зрения. Когда кто-либо из нас говорит, что итог чемпионата предрешен, это мнение основывается на скорости Mercedes – при нормальных погодных условиях на большинстве трасс они уверенно доминируют. Но в гонках, вроде сегодняшней, с переменчивой погодой и выездами машины безопасности, у нас появляется шанс навязать им борьбу. Думаю, Себастьян прав в том, что соперничество не прекращается, пока есть математические шансы.
Сегодня я сократил свое отставание в чемпионате, но в целом все равно уступаю лидеру очень много, однако это не меняет моего подхода к гонкам. Сражаемся мы за титул или нет, мы все равно стремимся к максимально возможному результату – в Венгрии представился шанс победить, и мы им воспользовались. А с двойными очками, что будут начислены за этап в Абу-Даби, ситуация в личном зачете будет оставаться открытой до последнего момента, потому нужно продолжать делать всё, что в наших силах.
Вопрос: (Кристобаль Розалени – Car and Driver) Фернандо, насколько удивительным был для вас и вашей команды столь хороший темп на более мягких шинах по ходу очень продолжительного отрезка? Здесь каким-то образом сыграла погода?
Фернандо Алонсо: Темп действительно удивил. Когда Риккардо и Масса отправились в боксы, мы перехватили лидерство и поначалу думали: «Хорошо, давайте на пределе проедем три-четыре круга, создадим отрыв, проведем пит-стоп, а там посмотрим, где окажемся в финальной стадии гонки». Но вскоре мы поняли, что до финиша остается не так много кругов, и команда оказалась перед непростым выбором: сменить шины, атаковать на пределе и финишировать четвертыми, или остаться на трассе, рискуя «убить» резину и закончить дистанцию четвертым, пятым и т.д. Машина оказалась на удивление быстрой, помогла более прохладная погода – в такой ситуации нагрузка на шины не настолько высока. Я чувствовал, что машина едет здорово, а эффективность резины приятно поразила.
Вопрос: (Оливер Барстоу – Crash.net) Льюис, у вас с Нико по ходу сезона случались неприятные технические проблемы. Учитывая тот факт, что вы оба практически равны по скорости, насколько вы опасаетесь того, что титул достанется тому из вас, у кого неполадок будет меньше?
Льюис Хэмилтон: Это в самом деле вызывает тревогу, так как мне доводилось чаще останавливаться на трассе. Впрочем, до конца сезона еще немало гонок, и многое будет зависеть от того, выдержит ли машина, а скорость и способность бороться за результат у меня есть.
Перевод: Валерий Карташев