Об ожиданиях от уик-энда…
Судьба Гран При Австрии удивительна – несмотря на то, что почти во все времена австрийский этап был популярен у пилотов и зрителей, этап регулярно исчезал из календаря. Автодром в Шпильберге менял собственников, его реконструировали, он возвращался под новым названием – чтобы через несколько лет снова исчезнуть.
Очередное такое возвращение, уже под именем Red Bull Ring, состоялось в 2014-м и имело оглушительный успех. Новые трибуны (старые были разобраны после того, как трасса выпала из календаря в предыдущий раз – прежние владельцы затеяли масштабную реконструкцию, на которую у них не хватило денег) только в воскресенье вместили 95 тысяч зрителей – в 19 раз больше населения Шпильберга! Всего же за уик-энд трассу посетили 225 тысяч болельщиков – внушительный результат.
После того, как трассу выкупил Дитрих Матешиц, конфигурация почти не изменилась – реконструкция коснулась трибун и объектов инфраструктуры, включая комплекс боксов. Характер трассы остался прежним – это скоростной и весьма своеобразный трек, позволяющий бороться и провоцирующий пилотов на ошибки, поэтому гонки проходят ярко и интересно.
Несмотря на то, что этап считается «домашним» для команды Red Bull Racing (хотя она и базируется в Англии, в Милтон-Кинсе, но имеет тех же владельцев, что и автодром), в Шпильберге ей придётся нелегко. Многочисленные прямые, соединённые медленными поворотами, весьма требовательны к мощности мотора, в то время как скоростных поворотов, где может проявить себя машина с хорошей аэродинамикой, тут почти нет.
Именно поэтому первые два года после возвращения австрийского этапа в календарь здесь так здорово выглядели машины Williams. В быстрых поворотах они уступали топ-командам, но моторы Mercedes и общая эффективность машин на разгонах и торможениях помогали отыгрываться. В 2014-м они даже завоевали здесь поул, а на финише пилоты команды два года подряд поднимались на подиум: в 2014-м это был Боттас, а в 2015-м Масса.
Времена изменились, сегодня машина Williams уже не столь эффективна на прямых. Во «втором эшелоне» в этом компоненте появился новый лидер – Force India. На подобных трассах пилоты команды выглядят просто феноменально, а после обиднейшей потери очков в Баку, где Перес и Окон могли претендовать на самые высокие места, но столкнулись между собой, в команде сделают всё, чтобы реабилитироваться.
Но, конечно же, главными фаворитами Red Bull Ring остаются пилоты Mercedes и Ferrari. Интересно, что требования к машинам на двух предыдущих трассах, в Канаде и Баку, были достаточно похожими, и ситуация там развивалась схожим образом – в начале уик-энда сильнее выглядели пилоты Ferrari, но в квалификации Хэмилтон перехватывал инициативу и очень сильно выглядел в гонке.
Интересно, что в восьми первых гонках можно рассмотреть забавную закономерность, с шагом в четыре Гран При. Три первые гонки поочерёдно выигрывали Феттель и Хэмилтон, а в четвёртой победу одержал другой пилот – им стал Валттери Боттас. Затем снова три гонки побеждали Хэмилтон и Феттель, сменяя друг друга на верхней ступеньке, а в четвёртой выиграл Риккардо.
Если исходить из этой последовательности, победу в Австрии должен одержать Феттель, в Сильверстоуне победит Хэмилтон, в Венгрии – снова Феттель, а в Спа мы увидим нового победителя, из тех, кто до этого по ходу сезона не выигрывал. Сценарий вполне вероятный, но не стоит относиться к подобным статистическим совпадениям слишком серьёзно.
О трассе…
Шпильберг. 71 круг по 4.318 км = 306.452 км. Четыре прямых и десять поворотов (с учётом небольшого изгиба перед Remus, который не все включают в число поворотов). Аэродинамика настраивается на среднюю прижимную силу. Максимальная скорость – 330 км/ч с DRS и 320 км/ч без неё.
Трасса в Шпильберге короткая и скоростная – с полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 66% дистанции круга, что сопоставимо с трассами в Монце или Спа. В результате весь круг пилоты преодолевают примерно за 70 секунд – быстрее, чем на любой другой трассе чемпионата.
Автодром расположен на высоте около 700 метров над уровнем моря, в атмосфере здесь на 7% меньше кислорода. В прошлом это приводило к снижению мощности двигателей, но сейчас, с турбонаддувом, приводит лишь к более высоким оборотам турбины и сложностям с её охлаждением.
Большое число прямых и лишь девять торможений приводят к тому, что в Шпильберге нет проблем с подзарядкой MGU-H, но вот эффективность MGU-K заметно ниже. Износ тормозов средний. Время, необходимое для проведения пит-стопа при ограничении скорости на пит-лейн в 80 км/ч – 22 секунды.
О резине…
В Австрии мы вновь увидим самый мягкий состав резины: UltraSoft. Кроме него, Pirelli привезут составы Soft и SuperSoft. Такое сочетание использовалось в этом году уже четырежды, но хотя это и самый мягкий набор во всей линейке Pirelli, порой прогреть шины было сложно. В Шпильберге ситуация может оказаться чуть легче – износ шин здесь выше, так что и прогреть будет проще.
Ключ к успеху – вывод передних шин в рабочий диапазон и оптимальный баланс температуры передней и задней резины. Учитывая несколько медленных поворотов, в Шпильберге важно добиться хорошего сцепления с асфальтом ведущих колёс – у них проблем с прогревом быть не должно, но с передними они вполне возможны, особенно с самым жестким составом Soft.
Год назад в Шпильберге…
Прошлогодняя гонка в Шпильберге получилась бы довольно скучной, если бы не два круга – 27-й и последний. Поначалу всё шло по более или менее стандартному сценарию, за тем исключением, что Росберг и Феттель потеряли по пять мест на стартовой решётке за замену коробок передач и начинали гонку с чуть более низких позиций, чем обычно.
После старта уверенно лидировал Хэмилтон, начинавший гонку вторым Нико Хюлкенберг откатился назад, на второе место вышел Дженсон Баттон, на третье – Кими Райкконен. Росберг и Феттель постепенно прорывались вперёд, но выбрали для этого разную стратегию – Нико рано сменил свой UltraSoft на SuperSoft, в то время как Себастьян начинал гонку на SuperSoft и постарался оттянуть свой первый пит-стоп на как можно более поздний срок.
Эта тактика сыграла с Феттелем злую шутку – как только он пересёк линию финиша в 27-й раз, задняя правая шина на Ferrari взорвалась. Машину развернуло и бросило в барьер. Удар нельзя было назвать слишком сильным, но гонка для немца на этом была окончена, а на трассе появился автомобиль безопасности.
Лидировал Росберг – благодаря стратегии, он удачно отыгрался, а заминка на пит-стопе Хэмилтона позволила Нико опередить напарника. Рестарт был дан через пять кругов и расстановку сил не изменил. Хэмилтон преследовал Росберга, пара Mercedes быстро отрывалась от Макса Ферстаппена и Даниэля Риккардо.
На 54 и 55 кругах гонщики Mercedes провели пит-стопы, но на порядок они не повлияли. Однако на последних кругах шины на машине Росберга серьёзно износились, и Хэмилтон подобрался к нему вплотную. Атака произошла на самом последнем круге, Льюис получил преимущество, но Нико Росберг затормозил очень поздно, вытесняя машину Хэмилтона за пределы трассы.
Произошёл контакт, Льюис вышел вперёд, а Нико потерял переднее антикрыло и пропустил не только напарника, но и Ферстаппена с Райкконеном. Уже после окончания гонки за столкновения Росберг был наказан 10-секундным штрафом, но финишировавшего пятым Риккардо он опережал на 14 секунд, так что на позиции в протоколе это не повлияло.
На последнем круге произошло и ещё одно важное событие – занимавший восьмое место Серхио Перес вылетел с трассы и разбил машину. Это позволило Паскалю Верляйну подняться на десятое место и заработать первые в сезоне очки для Manor. Таким образом, маленькая британская команда опередила Sauber в Кубке конструкторов, став главным претендентом на призовые за 10-е место по итогам чемпионата.