Гонка #298: 15 января 1978 года. Гран При Аргентины. Буэнос-Айрес |
|
Поул | Марио Андретти (Lotus 78) – 1:47,75 (199,395 км/ч) |
Лучший круг | Жиль Вильнёв (Ferrari 312T2) – 1:49,76 (195,743 км/ч) |
Победитель | Марио Андретти (Lotus 78) – 1:37,04,47 (191,813 км/ч) |
В 1977 году в чемпионате доминировали Ники Лауда и Ferrari, австриец завоевал титул даже несмотря на то, что не закончил сезон, окончательно рассорившись с Энцо Феррари. Но 1978-й в статусе главного фаворита начинала команда Lotus. Благодаря граунд-эффекту, Марио Андретти на Lotus 78 в предыдущем сезоне удалось завоевать несколько впечатляющих побед, и если бы не технические сходы, он мог потягаться с Лаудой.
Понимал это и сам Андретти, так что, несмотря на свои итальянские корни, отклонил весьма привлекательное предложение Коммендаторе занять место Лауды в Ferrari. Ещё более Lotus усилилась благодаря вернувшемуся в команду Ронни Петерсону ⎼ правда, ссора с Чэпмэном не прошла для шведа бесследно, ему пришлось согласиться на статус гонщика №2, прописанный в контракте.
Андретти был идеальным вариантом для Скудерии ⎼ один из быстрейших пилотов пелотона, да ещё и итальянского происхождения, считающийся при этом своим в США, на ключевом для Ferrari рынке. Но получив отказ от Марио, Скудерии пришлось сменить стратегию ⎼ лидером команды стал Карлос Ройтеман, а подстёгивать опытного аргентинца теперь должен был молодой канадец Жиль Вильнёв.
Если бы Андретти согласился на предложение Коммендаторе, новым пилотом Lotus почти наверняка стал бы Лауда. Но так как этого не произошло, Ники пришлось искать другие варианты ⎼ быть вторым номером он, разумеется, не собирался. Австриец принял предложение Берни Экклстоуна и превратился в лидера Brabham. Джону Уотсону пришлось смириться со статусом гонщика №2.
Но если пилоты в большинстве ведущих команд были новыми, то первые гонки 1978 года они проводили на старых машинах. Не всегда это было частью плана ⎼ так, в Brabham очень рассчитывали на новую BT46, но с охлаждением мощного, но проблемного мотора V12 Alfa Romeo на тестах возникли проблемы, так что Лауде и Уотсону пришлось начинать сезон на доработанной версии прошлогодней машины, BT45C.
Тесты новой Lotus 79 проходили куда успешнее, но и Чэпмэн решил не рисковать и начать сезон с 78-й моделью. В McLaren продолжали работать с прошлогодней M26. Наконец, в Ferrari готовили новинку, 312T3, но она появится только в ЮАР, а два первых этапа Ройтеману и Вильнёву предстояло провести на старой 312T2.
Новое, однако, в ней есть ⎼ в Скудерии рискнули отказаться от проверенных шин Goodyear и перейти на Michelin. Французская компания в предыдущем сезоне дебютировала в Формуле 1 с революционной новинкой ⎼ радиальными шинами, и хотя по выступлениям их единственного клиента, команды Renault, трудно было делать выводы об эффективности резины, в Ferrari были впечатлены. А так как Renault два первых этапа пропускала, итальянцы стали единственными клиентами Michelin в Аргентине и Бразилии.
Надо сказать, решение вполне себя оправдало. Мало кто сомневался, что в Аргентине машины Lotus окажутся самыми быстрыми, ведь именно они были лучшими по скорости в концовке предыдущего сезона. Поул, действительно, завоевал Андретти, но Ройтеман уступил всего 0,09 секунды! Второй Lotus, под управлением Петерсона, хотя и занял третье место, проиграл Ferrari полсекунды.
В своей первой квалификации за Brabham Лауда уступил Уотсону, но всё же показал пятое время, буквально на мгновение (0,02 секунды!) опередив Ханта. Жиль Вильнёв пока был далёк от темпа своего напарника по Ferrari и занял седьмое место на стартовой решётке, проиграв поулу более секунды. Позади канадца четыре француза из четырёх разных команд ⎼ Жак Лаффит на Ligier, Патрик Тамбэ на McLaren, Патрик Депайе на Tyrrell (на этот раз четырёхколёсном ⎼ от шестиколёсного шасси в команде отказались) и Жан-Пьер Жарье из ATS.
Не прошли квалификацию Эктор Ребаке, выступавший теперь за собственную команду на Lotus 78, Эдди Чивер из Theodore Racing и Дивина Галика, вновь, спустя два года после первой попытки, пытавшаяся попасть на старт гонки Формулы 1, на этот раз с Hesketh.
Неожиданно сильное выступление Ferrari в воскресенье привлекло на трибуны множество аргентинцев, которые надеялись на успех своего соотечественника Карлоса Ройтемана. Однако их надеждам не суждено было сбыться ⎼ Андретти отлично стартовал и удержал лидерство, после чего начал постепенно отрываться от преследователей.
Как ни странно, вторая Lotus оказалась не столь быстра, и уже на первых кругах Петерсон пропустил как Уотсона, так и Лауду. На седьмом круге Уотсон обогнал и Ройтемана, но Андретти к этому моменту был уже далеко и продолжал отрываться. На 14-м круге Лауда тоже прошёл Ройтемана, а спустя пару поворотов то же сделал и Депайе. Петерсон к этому моменту откатился уже на седьмое место, пропустив ещё и Ханта.
К 15-му кругу стало окончательно ясно, что у Ройтемана проблемы с шинами. Аргентинец сделал неверный выбор, поставив на гонку жёсткую резину, которой катастрофически не хватало сцепления. На 17-м круге он пропустил Ханта и Петерсона, а на 27-м сдался и поехал в боксы за мягким комплектом ⎼ вернулся на трассу Карлос только 15-м.
Андретти тем временем создал большой отрыв и комфортно лидировал перед Уотсоном, Лаудой, Депайе и Хантом. Расстановка сил оставалась неизменной на протяжении большей части гонки, но ближе к концу дистанции на машине Уотсона начались проблемы ⎼ мотор Alfa Romeo начал перегреваться. На 39-м круге англичанина настиг и опередил Лауда, затем Депайе, а на 42-м пилот Brabham вынужден был припарковаться на обочине.
Сход Уотсона сделал и без того серьёзное лидерство Андретти безоговорочным. На последних кругах пилот Lotus сбросил скорость, но всё равно опередил Лауду более чем на 13 секунд. Старт с поула, победа и лидирование от старта до финиша ⎼ в этот день Марио мог заработать свой единственный в карьере "Большой шлем", но первый в карьере лучший круг остался за Вильнёвом, который хотя и не смог заработать очки, продемонстрировал скорость Ferrari и новых шин Michelin.
Второе место Лауды вплоть до самого финиша было под большим вопросом, так как его активно атаковал Депайе. В итоге француз уступил двукратному чемпиону менее полусекунды и поднялся на подиум. Относительно спокойное четвёртое место занял Джеймс Хант. Пятым должен был стать Жак Лаффит, опередивший в конце дистанции Петерсона, но всего за два круга до финиша у него взорвался мотор.
В конце гонки возникла небольшая путаница ⎼ финиш должен был дать Хуан-Мануэль Фанхио, но великий аргентинец "промахнулся": показал клетчатый флаг Петерсону, а не Андретти, да ещё и на круг раньше, чем было необходимо. Впрочем, на исход гонки эта ошибка не повлияла.
Судя по результатам гонки, машины с шинами Goodyear одержали безоговорочную победу. Это были действительно быстрые шины, и несмотря на аргентинскую жару, по ходу дистанции они почти не изнашивались. Но хотя Michelin заработать очки не удалось, французские шинники тоже могли быть удовлетворены своей работой – у радиальных шин определённо была скорость, а с таким партнёром, как Ferrari, можно было не сомневаться – результаты придут.