Гонка #220: 8 октября 1972 года. Гран При США. Уоткинс-Глен |
|
Поул | Джеки Стюарт (Tyrrell 005) - 1:40,481 (194,723 км/ч) |
Лучший круг | Джеки Стюарт (Tyrrell 005) - 1:41,644 (192,495 км/ч) |
Победитель | Джеки Стюарт (Tyrrell 005) - 1:41,45,354 (189,079 км/ч) |
Гран При США в Уоткинс-Глен завершал сезон 1972 года и с точки зрения борьбы в чемпионате особенно серьёзного значения не имел. Чемпионом всего в 25 лет стал Эмерсон Фиттипальди. Его команда Lotus тоже гарантировала титул заранее, так что оставалось выяснить, кто станет вице-чемпионами. В личном зачёте претендентами были Джеки Стюарт и Денни Халм, в командном – их команды Tyrrell и McLaren соответственно.
Тем не менее, этап в США вызвал большой интерес у гонщиков. В заявочном листе оказалось 33 участника! Секрет, впрочем, был прост – традиционно большой призовой фонд, $275 тысяч. Победитель Гран При США получал $62 тысячи, весомые призы ждали обладателей второго и третьего места. Даже простой выход на старт для 23-х первых пилотов гарантировал получение $6 тысяч, что по меркам того времени было достаточно заметной суммой.
Вследствие этого, а также отчасти из-за борьбы за второе место в Кубке конструкторов, Tyrrell и McLaren выставили на старт третьи машины. Команда Кена Тиррелла вновь обратилась к Патрику Депайе, который уже выступал за них на французском этапе, а за руль третьей McLaren сел 22-летний южноафриканский дебютант Джоди Шектер, отлично проявивший себя в Формуле 3 и Формуле 2.
Третьи машины появились и в Lotus, где за руль в последний раз сел Дэвид Уокер, и в Ferrari, где вновь выступил Марио Андретти, а в BRM использовали даже четыре машины. Гостевым гонщиком стал британец Брайан Редман, причём он, как и Бельтуаз, получил новую P180, а постоянные пилоты команды Питер Гетин и Хоуден Гэнли выступали на более старой P160C.
Прогноз на уик-энд обещал дожди, так что когда в пятницу к началу первой сессии установилась прохладная, но сухая погода, пилоты немедленно отправились на трассу. И оказались правы – в субботу дождь шёл практически весь день, так что стартовые позиции распределились уже в пятницу.
Поул завоевал Стюарт, всего на 0,046 секунды опередивший Питера Ревсона на McLaren. Третье место занял ещё один пилот McLaren Денни Халм, а четвёртое – ещё один пилот Tyrrell Франсуа Север. Далее следовали Ройтеман на Brabham, Регаццони на Ferrari, Эймон на Matra и Шектер на McLaren. Новый чемпион, Эмерсон Фиттипальди на Lotus, показал только девятое время, на мгновение опередив Ferrari Марио Андретти. Далее следовал проводивший лишь второй Гран При Патрик Депайе, а лидер Ferrari Жаки Икс стартовал только 12-м.
Столь слабые результаты пилотов Ferrari во многом объяснялись сложностями с резиной Firestone. Эта резина в последние годы регулярно оказывалась слабее шин Goodyear, но в Уоткинс-Глен ситуация усугубилась ещё и тем, что в компании считали этот уик-энд последним в Формуле 1.
Об уходе из чемпионата они объявили перед американским этапом (домашним для обоих производителей резины), после чего решили, что производить новые шины на этот уик-энд смысла нет. В итоге пилоты получили старые шины, оставшиеся после предыдущих этапов.
Так, по словам Роба Уокера, его команда получила шины, которые планировалось использовать на Гран При Австрии. Но в Австрии была 35-градусная жара, а в Нью-Йорке в дни уик-энда воздух не всегда прогревался до 10 градусов, так что эти шины проигрывали Goodyear по полторы-две секунды на круге. Но самое удивительное, что сразу после гонки в Firestone передумали уходить, оставшись в Формуле 1 ещё на три года.
На воскресенье прогноз обещал хорошую погоду, и с утра он вполне оправдывался, но чем ближе был час гонки, тем больше облаков собиралось над трассой. Да и ветер дул буквально ледяной. На warm-up на Matra Кристофера Эймона отказал один из цилиндров. Исправить уже ничего было нельзя, и новозеландец решил стартовать последним, чтобы не мешать остальным и не спровоцировать аварию.
Интересно и то, что в Уоткинс-Глен не было тоннеля или моста, позволявшего зрителям попадать внутрь трассы, так что единственный путь на внутренние трибуны лежал через стартовую прямую. На время гонки он перекрывался, но после того, как толпа зрителей пересекла трассу, асфальт в этом месте стал грязным и скользким. Это создало трудности всем, кроме Джеки Стюарта – механики Tyrrell почистили асфальт перед его позицией!
На старте Стюарт умчался вперёд, и на протяжении всей гонки его видели исключительно те, кого он опережал на круг. После первого круга Халм уступал ему три секунды, после второго – пять. Учитывая отсутствие пит-стопов в те времена, вопрос о победителе фактически был снят ещё на старте.
Стартовавший со второй позиции Ревсон столкнулся в первом повороте с Ройтеманом и Андретти и в конце круга вынужден был заехать в боксы для замены носового обтекателя. На третье место вышел Фиттипальди, но уже на втором круге чемпион пропустил Шектера. Север на старте откатился на девятое место из-за необычной проблемы – часть обивки его кокпита разошлась и попала под педальный узел, мешая ему разгоняться! Но уже к пятому кругу француз поднялся на пятое место, затем опередил Икса и бросился в погоню за Шектером.
Борьбы на трассе было довольно много, но почти вся она велась в середине пелотона. Депайе провалился на старте на 19-е место, но уже к восьмому кругу вернулся на 11-е. Петерсон в субботу под дождём разбил машину – да так, что механики поначалу даже не надеялись её починить. Но в итоге им это удалось, и Ронни вышел на старт, но он был лишь 26-м. Тем не менее, в гонке швед оказался одним из самых быстрых и обгонял одного соперника за другим.
В первых рядах особой интриги не было – Стюарт уверенно отрывался от преследователей, Север на таком же Tyrrell столь же неумолимо догонял Шектера и Халма. Обгон был лишь вопросом времени. В итоге с Шектером француз расправился на 16-м круге, а с Халмом – на 29-м.
Для Фиттипальди гонка не задалась с самого начала. Уже на пятом круге ему пришлось заехать в боксы из-за прокола в правой задней шине. Но новая резина продержалась только несколько кругов и тоже начала терять давление. Когда это случилось и с третьим комплектом, стало ясно, что что-то не так с подвеской, и бразилец сошёл.
К середине дистанции Петерсон догнал Икса, между ними завязалась любопытная борьба, с переменным успехом продолжавшаяся до самого финиша. Но до 40-го круга это было сражение за пятое место, а после – за четвёртое. Причина заключалась в том, что в этот момент начался ливень – это был лишь короткий душ, но для Шектера он стал сюрпризом, и южноафриканец вылетел с трассы в первом повороте и вернулся лишь 15-м.
Дождь быстро прекратился, трасса высохла, расстановка сил почти не изменилась – разве что пилоты Ferrari на скользком покрытии неожиданно почувствовали себя гораздо увереннее и смогли отыграться. Икс опередил Петерсона, Андретти – Депайе. Но на последних кругах двигатель на машине Икса начал дымить, и Петерсон вновь его обогнал. Жаки, тем не менее, удалось добраться до финиша пятым. Замкнул шестёрку лучших Андретти.
Победа Стюарта принесла ему вице-чемпионский титул, а дубль Tyrrell обеспечил команде второе место в Кубке конструкторов. Джеки оставил за собой и лучший круг, завоевав таким образом «Большой шлем», но его главным поводом для радости стали призовые – слабое утешение после неудачного года. Впрочем, Джеки всегда открыто признавал, что деньги для него играют не последнюю роль – именно с него началась коммерциализация Формулы 1.
«Гонки должны быть нормальным бизнесом, – говорил позже Стюарт. – Титул чемпиона мира – это капитал, который надо заставлять приносить плоды как для себя, так и для твоего окружения. Насколько я помню, я всегда хотел заработать много денег. Мне нужно заработать ещё больше. Я не всю жизнь буду пилотом. Сейчас я не на вершине своей карьеры, а значит, должен укрепить свои позиции. Я должен обеспечить своё будущее и будущее моей семьи. Если я продолжу выступать, я хочу заработать как можно больше».