Гран При Абу-Даби: Пресс-конференция в субботу

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Валттери Боттас (Mercedes)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)

Интервью на трассе

Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, фантастическое выступление, для вас это уже 11-й поул в сезоне! Болельщики рады, вы, очевидно, тоже!
Льюис Хэмилтон: Я благодарен болельщикам за то, как они нас здесь поддерживают! Квалификация получилась для меня эмоциональной, ведь я в последний раз боролся за поул на этой машине. Со стороны вы вряд ли могли это заметить, но с этой машиной я эмоционально сблизился больше, чем с любой другой, на которой мне доводилось выступать.

У нас с ней были непростые моменты по ходу сезона, и я очень благодарен всем нашим сотрудникам за то, что сумели доработать W09 и помогли собрать всё воедино. Несколько лет парни выкладывались на пределе, благодаря этому у меня есть возможность на 100% проявить себя на трассе – лучших ощущений невозможно представить! И особенно приятно видеть радостную реакцию болельщиков!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Похоже, вы эмоционально привязались к этой машине. Планируете забрать её себе после окончания сезона, или она отправится в музей Mercedes?
Льюис Хэмилтон: Это секретная информация, если я скажу вам, мне придется вас убить! Здорово, что при прочих равных условиях W09 займет своё место в музее Mercedes-Benz, где в историческом порядке выставлены машины и портреты легендарных гонщиков, выступавших на них. Я смогу наблюдать её всякий раз, когда буду приезжать в Германию – у меня дома места для неё пока нет!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Какое место занимает этот поул среди других в этом сезоне? На завершающем быстром круге машина немного скользила – вы остались довольны попыткой или могли проехать быстрее?
Льюис Хэмилтон: Знаете, я никогда не называл свою попытку идеальной. Первый быстрый круг не вполне удался, я пару раз выезжал за пределы трассы, задняя часть машины вела себя нестабильно, но второй я начал в целом неплохо, далее атаковал всё агрессивнее и на третьем секторе обеспечил себе преимущество над соперниками. Кажется, я улучшил свой результат на четыре десятые, этого не так-то просто добиться, так что я очень доволен.

Валттери сегодня сработал здорово, Себастьян выкладывался изо всех сил – для меня большая честь соперничать с ними!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Валттери, вы атаковали на пределе и уступили менее двух десятых. Вы огорчены результатом или всё же рады стартовать в финальной гонке сезона с первого ряда?
Валттери Боттас: Конечно, я рассчитывал на поул! В прошлом году я добился отличного результата в квалификации, но не смог повторить его в этот уик-энд. Второе место – не то, что я ожидал. Мы уже завоевали Кубок конструкторов, но всё равно выступаем великолепно. Занять весь первый ряд стартового поля в финальной гонке сезона – отличный результат для команды.

Вопрос: (Дэвид Култхард) К концу второго сектора вы опережали график Льюиса, но уступили на третьем. Где именно было потеряно время?
Валттери Боттас: Мне кажется, я немного потерял в связке 17-18 поворотов. Проехать идеально очень сложно. Льюис отлично выступил, в этот раз его было сложно опередить. Он лучше проехал круг.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, вы по-прежнему улыбаетесь, это замечательно. Похоже, в квалификации на этой трассе машина Mercedes просто была быстрее. Вы рассчитывали оказаться чуть ближе к соперникам или уже на тренировках понимали разницу в скорости?
Себастьян Феттель: Не знаю, лично мне понравилась квалификация. В первой сессии результаты получились плотными, но во второй Льюис проехал очень быстрый круг на более жестком составе, и я понял, что бороться с ним будет сложно.

В первой попытке в финале мне удался очень хороший круг, и наши результаты с Льюисом вновь оказались очень близки, но он смог прибавить во второй попытке. Я тоже проехал вторую попытку быстрее, но этого оказалось недостаточно, чтобы создать угрозу Mercedes. Что касается воскресенья, то я чувствую себя вполне уверенно. Нас ждёт длинная гонка – должно быть весело.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Во время разговора с Валттери я видел, как вы беседовали с Льюисом, а затем он подошел к вашим механикам и пожал каждому руку. Соперничество было бескомпромиссным, но вы относитесь друг к другу с большим уважением, не так ли?
Себастьян Феттель: На трассе бывает всякое, но вне её я не вижу причин, по которым мы не можем беседовать друг с другом и обмениваться шутками. Мне понравилось наше с Льюисом соперничество – правда, оно сложилось не в мою пользу, и сам Льюис, уверен, в большей степени доволен результатом. Тем не менее, я с нетерпением жду возможности в последний раз сесть за руль Ferrari SF71-H, побороться с гонщиками Mercedes и сделать всё, что в моих силах.

Пресс-конференция

Вопрос: Льюис, для вас это четвертый поул в Абу-Даби, 11-й в сезоне, 83-й в карьере и 52-й в последних 100 Гран При! Как этот поул выглядит на фоне всех предыдущих?
Льюис Хэмилтон: Это была замечательная квалификация! Я начинал её с особым чувством, ведь сезон выдался для нас непростым, но для меня большая честь работать с командой на общий результат.

Квалификация прошла гладко, мы сработали здорово, нашли верные настройки. Отрывы оказались минимальными, но проехать быстрее всегда сложно, особенно если первая попытка оказалась неплохой. Я смог прибавить на третьем секторе, но понимал, что Валттери и Себастьян поступят так же – вы сами видели, Валттери сработал здорово и уступил совсем немного.

Приятно завоевать первые две позиции в завершающей квалификации сезона! Я горжусь нашей командой, и те результаты, о которых вы говорили, не были бы возможны без усилий каждого сотрудника. Компания Mercedes поддерживала меня с тринадцатилетнего возраста, я горжусь тем, что являюсь частью одного большого коллектива!

Вопрос: Валттери, на каком участке трассы вы уступили Льюису?
Валттери Боттас: Льюису удался отличный круг, мои поздравления! После первой попытки мое отставание было чуть меньшим, и я чувствовал, что смогу всерьез прибавить. Ко второй попытке состояние трассы немного улучшилось, мы оба проехали быстрее, но Льюис лучше собрал всё воедино. Возможно, мне в целом помешало то, что во второй сессии я был недостаточно быстр на шинах UltraSoft и возникли некоторые сложности с машиной. Тем не менее, я рад тому, что моего круга в финале квалификации хватило, чтобы обеспечить команде весь первый ряд.

Вопрос: Себастьян, насколько вы удивлены скоростью Mercedes в Абу-Даби?
Себастьян Феттель: Ничуть не удивлен, ведь они были очень быстры с самого начала уик-энда. У меня самого квалификация оставила смешанные эмоции: если в первой сессии всё выглядело оптимистично, то во второй пришлось столкнуться с суровой реальностью. Льюису тогда удался отличный круг на шинах UltraSoft.

В финале мы выкладывались на пределе и после первой попытки уступали всего пятнадцать сотых. Закончив вторую попытку, я был очень доволен своим кругом, однако результата оказалось недостаточно и меня отодвинули на третье место. Видимо, первую попытку в Mercedes провели менее удачно, вдобавок состояние трассы немного улучшилось – круг здесь длинный, и если сработать уверенно, можно отыграть немало времени.

Тем не менее, я доволен нашим выступлением. Мы сумели выйти в финал с шинами Ultra Soft, что очень важно для предстоящей гонки. Конечно, я предпочел бы квалифицироваться в первом ряду, сделать этого не удалось, но я уже сказал команде: в воскресенье мы будем сражаться на пределе. На дистанции возможно всякое, наша машина достаточно быстра на прямых – да, ей немного не хватает прижимной силы на третьем секторе, но посмотрим, что получится. Гонка предстоит длинная.

Вопросы с мест

Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, поул и победа в Бразилии, поул в Абу-Даби – неплохие результаты после завоевания чемпионского титула! Когда вы становились чемпионом в 2015-м и 2017-м, в оставшихся гонках ваши результаты несколько падали. В этом сезоне вам важно держать заданный ранее уровень? Что изменилось по сравнению с предыдущими сезонами?
Льюис Хэмилтон: Ничего.

Себастьян Феттель: Он стал старше и мудрее.

Льюис Хэмилтон: Да, старше и мудрее! Не думаю, что мои результаты сейчас объясняются тем, что в предыдущие годы после завоевания титула я до конца сезона не выигрывал гонки. Просто в этом году я ощущаю себя несколько иначе, мне хочется добиваться большего, превосходить предел и закончить сезон максимально здорово, чтобы как можно увереннее начать следующий.

В предыдущие годы дела тоже шли неплохо – нет ничего страшного в том, что я не выигрывал гонки после завоевания титула. Но я, определенно, доволен тем, как всё складывается сейчас. В воскресенье нам предстоит очередная длинная гонка, а сегодня я рад своему результату.

Вопрос: (Кристиан Менат) Пара вопросов для Себастьяна. Во второй сессии вы провели заключительную попытку на шинах Ultra Soft. Вы всерьез рисковали или знали, что сумеете прибавить? И второй вопрос: в пятницу вы не были настолько уверены в гоночном темпе, тогда как сегодня говорите о нем с оптимизмом. Уверенности добавляет преимущество в скорости на прямых?
Себастьян Феттель: Как много вопросов! В целом машина сегодня вела себя неплохо, состояние трассы ей вполне подходило. Как правило, по ходу сессии условия несколько улучшаются, и ты в большей степени доволен машиной – мы взяли верное направление и постепенно прогрессировали.

В пятницу мы много экспериментировали и пришли к выводу, что шины Hyper Soft – не лучший вариант для первого отрезка гонки. Похоже, соперники придерживались такого же мнения, но я понимал, что во второй сессии в завершающей попытке обязан прибавить. Мне немного помешал трафик по ходу прогревочного круга, я чувствовал, что борьба будет плотной, но мы очень хотели стартовать именно на Ultra Soft и потому в тот момент решили рискнуть.

Вопрос: (Рене Оудман) Вопрос ко всем. Гонщики Red Bull Racing стартуют из третьего ряда, но в предыдущих гонках они были очень быстры. Как вы оцениваете их шансы?
Льюис Хэмилтон: Уверен, Макс и Даниэль будут очень быстры. В целом по ходу сезона они были очень конкурентоспособны на тренировках, в квалификациях нам уступали, но в гонках возвращались в борьбу. Очевидно, они лучше нас работают с шинами за счет прижимной силы или какого-то иного фактора, так что в воскресенье от них можно ожидать хорошей скорости.

Опять же, обгонять в Абу-Даби непросто, Ferrari очень быстры на прямых, и пройти их Максу и Даниэлю будет сложно. Тем не менее, в предыдущих гонках они боролись с нами на равных – надеюсь, в воскресенье всё будет так же.

Вопрос: Валттери, желаете что-то добавить?
Валттери Боттас: Нет.

Вопрос: Себастьян, гонщики Red Bull Racing стартуют сразу позади вас.
Себастьян Феттель: Да, это факт!

Вопрос: (Бен Хант) У меня пара вопросов. Льюис, с начала гибридной эры в Формуле 1 вы завоевали 52 поула из 100 возможных, а из 99 прошедших гонок выиграли 50. Чем объясняются столь впечатляющие показатели, и в какой момент доминирование может прерваться? Вопрос к Валттери и Себастьяну: как вы намерены помешать Льюису завоевать еще больше поулов и побед?
Льюис Хэмилтон: Всё объясняется командной работой. Со стороны сложно оценить масштаб того, что происходит за пределами трассы, но знаете, мне как-то довелось на базе команды побеседовать со специалистами, которые не приезжают на гонки, но в курсе всех вопросов, касающихся машины для следующего сезона. Меня поразило то, насколько умны и проницательны эти люди, они мыслят на каком-то невероятном для обывателя уровне. Поразительно, какое количество факторов им приходится учитывать, работая над машиной, с течением времени я стал всё больше это понимать и со своей стороны теперь стараюсь, чтобы на брифингах мои комментарии по поводу поведения машины были максимально однозначными и не допускали двоякого истолкования.

Я знаю, что мне нужно от машины, чтобы проехать круг еще быстрее, и моя задача – донести свою мысль до инженеров совершенно точно, чтобы они смогли придумать, как всё реализовать. Например, я понимаю, какие слабые места могут быть у машины следующего сезона в условиях нового технического регламента, потому мы с инженерами работаем максимально плотно и постоянно проверяем идеи друг друга.

В нынешнем сезоне все в команде – механики, инженеры, специалисты по стратегии, гонщики – стали работать еще лучше. Нет, мы никогда не действовали абсолютно безупречно, но то, как мы постоянно оцениваем свой уровень и стремимся к большему, лично меня очень вдохновляет – я чувствую, что просто не могу подвести всех этих людей.

Если в Mercedes не откажутся от выбранного подхода и стремления побеждать, одолеть нас будет непросто. Некоторые команды по собственному решению тратят усилия на иные направления бизнеса, из-за чего в меньшей степени сосредоточены на задачах в Формуле 1 – пока так будет продолжаться, мы останемся в первых рядах. Но в Ferrari в этом году сработали здорово, так что результат нам не гарантирован – нужно продолжать выкладываться не меньше соперников.

Взгляните, насколько близко сегодня Себастьян оказался в квалификации, Валттери тоже здорово боролся на протяжении всего сезона. В следующем году, в свой третий сезон с Mercedes, он будет еще быстрее, так что мне предстоит найти у себя резервы скорости, чтобы его превзойти.

Вопрос: Валттери, как вы намерены опередить Льюиса на трассе?
Валттери Боттас: Статистика Льюиса действительно впечатляет – так всегда бывает, когда человек наслаждается тем, что делает, развивает имеющиеся навыки, приобретает новые и постоянно стремится к большему. Это правило справедливо для любого спортсмена в любом виде спорта.

Для меня самого задача на следующий сезон – сработать лучше. Я должен прогрессировать от недели к неделе и буду активно работать с инженерами, чтобы стать более конкурентоспособным гонщиком. Конечно, мне хочется опережать Льюиса чаще, чем это удавалось сделать в последние два года, но это потребует немалых усилий. Тем не менее, я готов всерьез постараться.

Как сказал Льюис, у нас замечательная команда, боевой дух которой невероятно высок. Поддержка коллектива придает мне немало сил – уверен, очень поможет в следующем сезоне.

Себастьян Феттель: По-моему, Льюис абсолютно прав – всё решает командная работа. Когда вы наблюдаете за квалификацией или гонкой, вы видите, как гонщик в одиночку ведет машину по трассе, но вне телевизионной картинки множество людей делают всё возможное, чтобы этот гонщик и его машина смогли добраться до финиша. И чем лучше сработают эти люди, тем больше шансов на высокий результат.

Думаю, нет смысла напоминать, каких успехов добился Льюис за последние пять лет – он был предельно конкурентоспособен с момента своего дебюта в Формуле 1. Кажется, кто-то говорил, что Mercedes пятый год подряд завоевывают весь первый ряд в Абу-Даби, верно? Что ж, это еще раз доказывает, что команда сработала безупречно.

Для нас одолеть столь сильного соперника – крайне непростая задача, но именно это является нашей целью. Предстоит проделать большую работу, усвоить множество уроков. В воскресенье нас ждет уже двадцать первая в этом сезоне гонка, притом мы оказались недостаточно конкурентоспособны, чтобы вести борьбу за титул до последнего её круга. Причины нужно искать в себе. У нас есть люди, есть ресурсы – нужно повысить эффективность работы и сделать всё, чтобы построить более быструю машину и в целом стать сильнее.

Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, можно ли сказать, что предстоящая гонка – последняя возможность увидеть финских гонщиков первым и вторым на финише, пока вы и Кими Райкконен выступаете за топ-команды?
Валттери Боттас: Кто знает, как всё сложится – вдруг в следующем сезоне Sauber окажутся быстрейшими! Время покажет. В предыдущие годы мы наблюдали немало непредсказуемых гонок, они вполне могут быть и в будущем. Я целиком сосредоточен на собственных усилиях и буду стараться финишировать первым, а остальное зависит не от меня.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Себастьян, по ходу сезона вы не раз говорили, что своим прогрессом от пятницы к субботе во многом обязаны работе пилотов на симуляторе в Маранелло. В следующем году оба этих гонщика – Даниил Квят и Антонио Джовинацци – будут участвовать в Гран При, и Ferrari предстоит найти им замену. Насколько важно выбрать лучшего из кандидатов, и можно ли сказать, что резервные пилоты стали для Ferrari одним из факторов конкурентоспособности?
Себастьян Феттель: Лично мне не очень нравится работать на симуляторе, поскольку это не так весело, как гоняться на реальной трассе. Но вы совершенно правы, для работы команды это очень важный инструмент. Опираясь на полученные минувшей ночью результаты работы на симуляторе, я и Кими скорректировали настройки, и нас обоих в большей степени устроило поведение машины.

По ходу сезона это далеко не первый такой случай, и мы очень благодарны резервным гонщикам за их усилия. Работа на симуляторе – не самый приятный способ провести пятничный вечер, особенно если ты еще очень молод, но это большой вклад в командные усилия, о которых говорил Льюис. В этом процессе каждому отведена своя роль, а нам, гонщикам, предоставлено почетное право сражаться на трассе и за счет скорости добиваться конечного результата.

Да, в следующем сезоне Даниил и Антонио будут заняты в своих командах, но, полагаю, мы довольно быстро найдем замену и по части работы на симуляторе по-прежнему будем очень эффективны.

Перевод: Валерий Карташев