Гран При Италии: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Ни одну трассу чемпионат Формулы 1 не посещал так часто, как итальянскую Монцу. Гран При Италии неизменно присутствует в календаре с первого сезона – потягаться с ним в этом может разве что Гран При Великобритании. Но британский этап много раз менял «прописку», а итальянский национальный этап лишь однажды, в 1980-м, проводился не в Монце.

Конфигурация трассы тоже менялась гораздо меньше, чем где бы то ни было – за исключением, разве что, Монако. Правда, временами в Формуле 1 использовалась комбинированная версия трассы, включавшая овал. Но это происходило лишь четыре раза: в 1955, 1956, 1960 и 1961 годах. В целом же нынешняя схема трассы отличается от оригинальной, построенной в 1922 году, лишь наличием шикан.

Планировалось, что в 2017-м конфигурация трассы в Монце будет изменена – в первую очередь это касалось первого отрезка. Первую шикану, Rettifilio, владельцы трассы собирались убрать, Curva Grande изменить, и всё это привело бы к заметному росту скоростей – примерно на полторы секунды на круге. Однако, как это не раз бывало, изменения не удалось согласовать с природозащитными организациями – ведь автодром находится в историческом парке Монцы.

Впрочем, и без того во все времена Монца была одной из самых скоростных трасс чемпионата. Здесь установлена львиная доля рекордов скорости Формулы 1 – только старый Хоккенхаймринг мог тягаться с итальянским «Храмом скорости». С этим связана и большая часть особенностей в подготовке команд к Гран При Италии – специально для этой трассы командам приходится готовить специальный аэродинамический пакет, с минимальным уровнем лобового сопротивления, и как следствие – прижимной силы.

Мощность мотора и аэродинамическое сопротивление имеют в Монце определяющее значение. На сегодняшний день по скорости на прямых нет равных Ferrari, что очень обнадёживает местную публику. Монца – территория Ferrari, вся страна будет ждать от Скудерии победы. Успех здесь особенно важен для итальянцев, чему немало примеров – чего стоит только победа Герхарда Бергера в 1988-м, которую поклонники Ferrari вспоминают по сей день.

Однако как бы ни была сильна сегодня Скудерия, и как бы ни помогали ей родные стены, с точки зрения статистики главный специалист по этой трассе выступает в стане их главных конкурентов – Mercedes. Последние четыре года Хэмилтон доминировал в Монце в совершенно безапелляционной манере и выиграл четыре гонки из пяти – единственная осечка произошла в 2016-м, из-за неудачного старта (выиграл в итоге Росберг). Побеждал Льюис здесь и раньше – в 2012-м, ещё в составе McLaren.

Очень хорош на этой трассе и Боттас. Ещё в Williams здесь он выглядел намного сильнее Массы, и в Mercedes последние два года смотрелся очень неплохо. Что касается Red Bull Racing, то на этой трассе претендовать на победу Максу Ферстаппену будет сложно, но очень интересно посмотреть, как на фоне голландца будет выглядеть его новый напарник Александер Элбон – в Бельгии из-за штрафа Александера и аварии Макса нам это выяснить не удалось.

О трассе…

Монца. 53 круга по 5.793 км = 306.72 км. Историческая трасса в королевском парке. Аэродинамика настраивается на низкий уровень прижимной силы. Средняя скорость – 240 км/ч, максимальная – 370 км/ч с системой DRS. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 75% дистанции – больше, чем где-либо ещё по ходу чемпионата.

Здесь шесть зон торможения, а время на торможении занимает 11% круга. Не так много, но из-за значительных скоростей все торможения очень жёсткие, так что износ тормозов высокий.

Благодаря длинным прямым и широкой трассе, обгонять в Монце можно было всегда, даже в самые сложные в этом плане времена. Тем не менее, за последние семь лет здесь пять раз побеждал обладатель поула. Отчасти это связано с тем, что система DRS тут неэффективна – на всех машинах антикрылья и без того настроены на минимальный уровень прижимной силы, так что открытие планки DRS слабо влияет на аэродинамику.

О резине…

В нынешнем сезоне Pirelli привезёт в Монцу шины C4 (UltraSoft), C3 (Soft) и C2 (Medium) – это самая популярная комбинация в нынешнем сезоне. В прошлом году самым мягким составом здесь был SuperSoft, так что можно ожидать роста скоростей.

Привезти ещё более мягкие составы шинникам мешают жёсткие зоны торможения, которые приводят к тому, что шины начинают пузыриться гораздо раньше, чем обычно. К тому же, возросшие скорости в поворотах увеличат нагрузку на шины. Впрочем, обычно износ резины в Монце средний – в последние годы почти все пилоты обходились одним пит-стопом.

Ещё одна причина выбора одного пит-стопа на гонку – длинный пит-лейн, который пилотам приходится проезжать с ограниченной скоростью, в то время как соперники пролетают по стартовой прямой. Из-за этого потеря времени на пит-стоп в Монце одна из самых больших в сезоне – 25 секунд.

Год назад в Монце…

На протяжении нескольких лет машины Mercedes доминировали в Монце, к большому разочарованию тифози. Однако в 2018-м ситуация, казалось, изменилась. Машины Ferrari были быстры, особенно на прямых, что давало им на домашней трассе великолепные шансы на первую с 2010 года победу.

Тренировки и квалификация это подтвердили – Кими Райкконен завоевал поул, побив рекорд трассы и проехав самый быстрый круг по средней скорости (263,578 км/ч) за всю историю Формулы 1. Феттель показал второе время, уступив напарнику полторы десятые, но всё же опередил Хэмилтона на 0,014 секунды. Боттас стартовал четвёртым, но он проиграл поулу полсекунды. Все остальные выступали будто в другой лиге – показавший пятое время Ферстаппен даже Боттасу уступил секунду.

Пит-стоп в гонке ожидался только один, так что ключевую роль должен был сыграть старт. Райкконен не без труда, но смог сохранить лидерство – Феттель пробовал его атаковать, но в итоге сам оказался под давлением со стороны Хэмилтона во второй шикане. Произошёл контакт, Себастьяна развернуло, и он пропустил весь пелотон. Боттас пропустил Ферстаппена.

Тем временем на трассе появился автомобиль безопасности – на стартовой прямой машина Хартли получила серьёзные повреждения после контакта с Вандорном и Эриксоном, и новозеландцу пришлось сойти. В Ferrari воспользовались этим, чтобы заменить переднее антикрыло на машине Феттеля.

Рестарт был дан на четвёртом круге, Хэмилтон тут же атаковал и даже опередил Райкконена, но Кими немедленно вернул себе позицию. Ситуация стабилизировалась и перешла в стратегическую плоскость. Райкконен пытался оторваться от Льюиса, но тот неотступно преследовал соперника, хотя и не атаковал.

Всё должна была решить стратегия. Чтобы не позволить себя переиграть, в Ferrari решили зазвать Райкконена в боксы на 20-м круге. Увидев это, в Mercedes тут же скорректировали свою стратегию, решив оттянуть пит-стоп на более поздний момент. Льюис остановился на 29-м и вернулся в пяти секундах позади Кими. Однако теперь у него было преимущество в скорости благодаря гораздо более свежим шинам.

К тому же, на 33-м круге Кими и Льюис догнали Боттаса, который ещё не провёл свой пит-стоп, и несколько кругов тот сдерживал Ferrari. Провести атаку, впрочем, Льюису в этот момент не удалось, и на 36-м круге Валттери свернул на пит-лейн. Казалось, Райкконену всё же удастся сохранить лидерство, но к концу дистанции его шины совсем износились и на 45-м круге Хэмилтон вышел вперёд.

Чтобы добраться до финиша, Кими пришлось сбросить скорость, так что вопрос о победителе был снят. Третьим финишировал Ферстаппен, но по ходу гонки он был оштрафован добавлением 5 секунд за столкновение с Боттасом, так что в протоколе откатился на пятое место. Боттас оказался третьим, а четвёртое место занял пробившийся сквозь пелотон Феттель.

Шестым гонку закончил Роман Грожан, что было большим успехом для Haas, однако после финиша команда Renault подала протест, потребовав проверить днище машины Романа. Проверка показала, что оно не соответствует недавно появившейся директиве FIA. В Haas поначалу попытались оспорить решение, но в итоге вынуждены были согласиться со стюардами.

Грожан был исключён из протокола, а это означало, что шестое и седьмое места заняли пилоты Racing Point, восьмое пилот Renault Карлос Сайнс. Отыграли по позиции и пилоты Williams, благодаря чему оба заработали очки. На сегодняшний день 10-е место в Монце так и остаётся лучшим результатом Сергея Сироткина в Формуле 1.