1. Шарль Леклер (Ferrari)
2. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
3. Валттери Боттас (Mercedes)
Интервью на трассе
Вопрос: (Пол ди Реста) Шарль, должно быть, вам хочется ущипнуть себя, чтобы проверить, не сон ли это! Вы недавно выиграли гонку в Спа, а сегодня завоевали поул на домашней для Ferrari трассе! Смотрите, как вас приветствуют болельщики! Полагаю, всё это очень приятно, не так ли?
Шарль Леклер: Ощущение невероятное! Уже в среду на празднике в Милане всё было прекрасно, но сегодня я невероятно рад видеть так много зрителей на трибунах! Я очень доволен, что завоевал поул, хотя на последнем круге, к сожалению, возникла полная неразбериха. Я рассчитывал прибавить в заключительной попытке, но с учетом всех обстоятельств результата в первой оказалось достаточно для поула.
Вопрос: (Пол ди Реста) Вне зависимости от обстоятельств поул остается поулом. Впереди важная гонка, у вас достаточно скорости, чтобы порадовать болельщиков победой?
Шарль Леклер: На второй тренировке в пятницу, когда мы проводили имитацию гонки, наш темп был очень неплохим, лучше, чем в Спа, так что я надеюсь, что завтрашняя гонка сложится для нас удачно.
Вопрос: (Пол ди Реста) Льюис, мы знаем, что вас не устраивает иной результат, кроме поула, однако Ferrari оказались очень быстры. Вы квалифицировались в первом ряду, но не успели уйти на решающую попытку из-за того, что все вокруг пытались обеспечить себе слипстрим. Как всё прошло?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, я могу быть доволен, что квалифицировался в первом ряду, нам предстоит интересное сражение с Ferrari. Сегодня нам удалось вклиниться между Шарлем и Себастьяном, для команды это хороший результат, но досадно, что не удалось проехать решающую попытку, ведь именно она всегда получается самой интересной.
Невероятно, как при имеющихся системах и расчетах в итоге сегодня все сбрасывали скорость, стараясь обеспечить себе слипстрим, а в Ferrari просто всех сдержали. Они точно всё рассчитали. Интересная тактика – взять поул в первой попытке, а затем сделать так, чтобы соперники не успели начать круг.
Вопрос: Как правило, перед попыткой гонщики стараются обеспечить себе свободную трассу, однако эффект слипстрима в этом сезоне исключительно важен. Не кажется ли вам странным, что гонщику приходится действовать так, чтобы впереди него в четырех-пяти секундах оказалась другая машина?
Льюис Хэмилтон: Да, это очень странно. И сегодня на круге выезда из боксов обстановка была опасной для всех. Гонщики вокруг тебя замедляются, и ты не знаешь, чья машина рядом. Ситуация рискованная, хотя и по-своему интересная.
Мы уступаем Ferrari в скорости на прямой, так что для нас было важно воспользоваться слип-стримом. Остальные думали так же, ведь в этом году с новым антикрылом лобовое сопротивление стало чуть большим. Как бы то ни было, при старте из первого ряда нам вполне по силам навязать борьбу Ferrari.
Вопрос: (Пол ди Реста) Валттери, непростая квалификация. В первой попытке вы показали результат практически под красными флагами, и его едва не отменили. Можно сказать, вам в каком-то смысле повезло, что время не аннулировали, ведь на вторую попытку вы уйти не успели.
Валттери Боттас: Да, со второй попыткой не повезло. Кроме того, в первой попытке в последнем повороте я увидел желтые флаги и был вынужден поднять ногу с педали газа – уверен, в тот момент я упустил поул. Вторая попытка для всех получилась скомканной. В любом случае, мы продемонстрировали хороший темп, и я всё же рад квалифицироваться во втором ряду, это оставляет неплохие шансы на гонку.
Вопрос: Насколько приятно пилотировать машину Формулы 1 в Монце?
Валттери Боттас: Гоняться в Монце всегда весело. Я наслаждаюсь уик-эндом и надеюсь, что гонка доставит немало удовольствия.
Пресс-конференция
Вопрос: Шарль, сегодня первая тройка по итогам квалификации уместилась в пять сотых секунды! Вы завоевали поул в Монце, что вы сейчас чувствуете?
Шарль Леклер: Когда я выбрался из кокпита и услышал приветственные крики болельщиков, эмоции были самые приятные! С другой стороны, мне немного досадно за команду, ведь Себастьян был очень быстр, но не успел уйти на вторую попытку. Mercedes оказались очень конкурентоспособны, однако у меня есть ощущение, что мы вполне могли заработать квалификационный дубль. Из-за фактора слипстрима вся квалификация получилась скомканной, но я всё же рад, что сумел заработать этот поул.
Вопрос: Полагаете, в гонке борьба будет более плотной, чем неделю назад в Спа?
Шарль Леклер: В эту пятницу наш темп на длинной серии кругов был лучше, чем по ходу тренировок в Спа, так что мы чувствуем себя достаточно уверенно. Правда, здесь от стартовой позиции до первого поворота довольно длинная прямая, так что хороший старт будет особенно важен.
Вопрос: Льюис, Шарль сказал, что перед финальной попыткой на трассе возникла полная неразбериха. Как всё выглядело для вас?
Льюис Хэмилтон: Повторилось то, что мы уже наблюдали по ходу отдельных уик-эндов. В Монце многое решает слипстрим, здесь это один из ключевых факторов хорошего результата. В результате все сбрасывали скорость, блокировали друг друга – не было ни единой возможности проехать мимо. Ситуация получилась довольно опасной, пару раз я едва избежал аварии, когда уклонялся от замедлившейся машины впереди или от гонщика, пытавшегося объехать меня самого.
Как бы то ни было, Шарль сработал здорово. Мне не повезло, что Кими Райкконена развернуло буквально передо мной, из-за чего пришлось в последнем повороте приподнять ногу с педали газа – можно сказать, в тот момент я упустил поул. Конечно, было бы здорово отправиться на решающую попытку, выжать из машины максимум скорости и посмотреть, кто в итоге оказался бы впереди.
Вопрос: Получается, машина позволяла проехать быстрее?
Льюис Хэмилтон: Определенно, да. Впрочем, то же самое вам скажет любой участник финальной сессии. Состояние трассы улучшалось, можно было чуть лучше сработать в том или ином повороте. Кроме того, в первой попытке я ехал за Кими и в поворотах терял время.
Впрочем, впереди долгая гонка, мы постараемся обеспечить себе наилучший результат. Приятно вклиниться между гонщиками Ferrari, я и Валттери можем сработать сообща и попытаемся переиграть Шарля.
Вопрос: Валттери, очередная непростая квалификация. Вас едва не лишили результата, показанного в первой попытке, а на вторую вы, как и многие, не успели уйти. Можно ли сказать, что сегодня всё сложилось далеко не оптимальным образом?
Валттери Боттас: Именно так. Квалификация практически для всех оказалась скомканной, в такой ситуации всё же хорошо оказаться в первой тройке. Я столкнулся с теми же сложностями, что Льюис, так как ехал на некотором расстоянии позади напарника. Из-за желтых флагов после вылета Кими Райкконена мне пришлось сильно сбросить скорость и, по сути, упустить поул. Когда знаешь, что лучший результат был вполне возможен, очень досадно его не добиться, но, с другой стороны, всё могло закончиться намного хуже.
Надеюсь, все сделают выводы из ситуации во второй попытке, ведь сегодня многие не успели уйти на быстрый круг. Две машины впереди ехали слишком медленно, объехать их было невозможно. Ситуация не идеальная, но мы всё же квалифицировались в первых рядах. Уверен, в гонке сражение будет очень интересным.
Вопросы с мест
Вопрос: (Кристиан Менат) Шарль, перед второй попыткой вы поначалу ехали за Себастьяном. Вы самостоятельно приняли решение обогнать напарника, чтобы успеть уйти на быстрый круг? Льюис, Валттери, думали ли вы о том, что нужно ехать быстрее, или целиком полагались на инструкции команды?
Шарль Леклер: Честно говоря, у нас был план, согласно которому в первой попытке Себастьян обеспечивает мне слипстрим, а во второй я помогаю ему. Я выехал из боксов впереди, однако после первого поворота возникла неразбериха, машины Renault и McLaren практически остановились посреди трассы. Мне было некуда деться, и в этой ситуации Себастьян просто проехал мимо, так как мы оба понимали, что времени до окончания сессии остается очень мало.
Я ехал за напарником почти до стартовой прямой, когда услышал от команды: «Теперь можешь обогнать Себастьяна». Я вышел вперед, однако был уверен, что мне самому не хватит времени, чтобы уйти на попытку. Жаль, что всё так получилось, но в той ситуации я вряд ли мог сработать как-то иначе.
Вопрос: Льюис, Валттери, в какой мере вы полагались на своих инженеров?
Льюис Хэмилтон: В подобных ситуациях ты слышишь от инженера, какой запас времени у тебя есть, и стараешься прикинуть, действительно ли успеваешь уйти на попытку, но сегодня я был занят попытками как-то объехать машины впереди. Я должен был ехать за Валттери, но обогнал его, так как понимал, что мне следует находиться далеко впереди, но далее я не мог пройти других гонщиков, так как они постоянно смещались из стороны в сторону и резко сбрасывали скорость. Мне приходилось постоянно уходить от столкновения.
Похоже, двое гонщиков впереди сдерживали всех, ожидая, что кто-то всё же проедет мимо, но в итоге ситуация получилась досадной для всех. Возможно, следовало немного увеличить время сессии, чтобы мы всё же завершили попытку, или придумать иное решение. Сейчас все сильно сбрасывают скорость, чтобы пропустить соперника и воспользоваться слипстримом, и я не представляю, как с этим можно справиться. Видимо, мне нужно было чуть раньше отправиться на попытку, чтобы обеспечить себе возможность чисто проехать круг.
Вопрос: Валттери, желаете что-то добавить?
Валттери Боттас: У меня почти такой же ответ. На трассе возникла неразбериха, на выходе из второго поворота я уперся в машины впереди, после чего мы все ехали очень медленно, хотя времени до окончания сессии оставалось крайне мало.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, мы слышали, как в интервью на трассе вы сказали, что в Ferrari применили интересную тактику, так как после первой попытки промежуточный поул был у Шарля. Считаете ли вы, что соперники действовали намеренно и сумели всех сдержать? Насколько неприятной, по-вашему, могла выглядеть эта ситуация со стороны?
Льюис Хэмилтон: Я не знаю, сколько еще машин было впереди. Шарль только что сказал, что перед ним ехали двое гонщиков – возможно, те гонщики сдерживали всех, но в итоге это сработало именно на Ferrari. Не знаю, что еще вам сказать. Было бы здорово утопить педаль газа в пол и провести попытку, но этого не случилось, нужно двигаться дальше.
Вопрос: Льюис, насколько неприятной получилась эта ситуация для Формулы 1 в целом?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что со стороны всё выглядело здорово, но пусть болельщики сами для себя решат. Помнится, мне в своё время было интересно наблюдать за сражением в квалификации до самой последней минуты, но у каждого свое мнение. Мне, как гонщику, хотелось побороться подольше, ведь квалификация – одно из самых ярких событий уик-энда. Кажется, сегодня в финальной сессии кто-то из участников вовсе не показал какого-либо времени.
Вопрос: (Люк Смит) Скажем так, сложности в квалификации мы наблюдаем второй уик-энд подряд, притом вы, Льюис, назвали эту ситуацию опасной и в Спа, и сегодня в интервью на трассе. Вопрос ко всем: считаете ли вы, что необходимо пересмотреть формат квалификации, чтобы избежать повторения подобных ситуаций?
Валттери Боттас: Дело в том, что именно в Спа и Монце эффект от слипстрима наиболее существенен, на этих двух трассах можно серьезно выиграть в максимальной скорости, если оказаться за машиной впереди. Но не думаю, что на других автодромах у нас будут такие же сложности – например, в Сингапуре все будут стараться обеспечить себе свободное пространство.
В Спа и Монце гонщики всегда пытались воспользоваться слипстримом, просто в этом сезоне это оказалось особенно важно, так как у нынешних машин лобовое сопротивление выше, и за счет слипстрима выигрыш во времени получается довольно большим.
Вопрос: Шарль?
Шарль Леклер: Как заметил Валттери, с подобными сложностями мы можем столкнуться разве что на нескольких трассах. У меня нет быстрого решения, но, возможно, об определенных изменениях стоит подумать. В ситуации со слипстримом так было всегда, нужно тщательно проанализировать все факторы.
Сегодня у нас точно не было намерений кого-либо сдерживать. Себастьян имел шансы на поул, и в команде не планировали жертвовать результатом одного гонщика, чтобы с другим выиграть квалификацию. Просто ситуация оказалась слишком сложной.
Мне кажется, что в Формуле 1 не должно быть так, как получилось в этот раз, когда после второго поворота две машины ехали бок о бок на скорости чуть ли не 20 км/ч, и никто не мог их обогнать. Уверен, многим хотелось выйти вперед, однако такой возможности попросту не было. Всё это привело к тому, что большинство участников финальной сессии так и не успело уйти на быстрый круг.
Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Честно, у меня нет ответа. Я не помню все квалификации этого сезона, но, как мне кажется, в прошлом году было что-то подобное – мы все пытались обеспечить себе оптимальный отрыв от соперников. На одних трассах хочется, чтобы отрыв был как можно больше, на других очень важно оказаться вплотную и воспользоваться слипстримом. Я думал, что в какой-то момент кто-то из соперников решит сработать иначе, но считал такой вариант маловероятным.
Вопрос: Полагаете, в оставшихся семи Гран При мы можем увидеть то же самое, что наблюдали сегодня?
Льюис Хэмилтон: Уверен. Результат во многом зависит от позиции на трассе, и если все будут выезжать на решающую попытку за две минуты до окончания сессии, как было сегодня, то на трассах, где важен эффект слипстрима, будут те же сложности. Пока дело не закончится аварией, ничего не изменится.
Вопрос: (Жолт Година) Шарль, в предстоящей гонке Себастьян Феттель будет стартовать с четвертого места. По сравнению с Гран При Бельгии насколько сложнее будет для вас остаться впереди гонщиков Mercedes?
Шарль Леклер: Сделать это будет очень непросто. Во-первых, Mercedes очень быстры, а во-вторых, в Монце можно атаковать за счет слипстрима и DRS. Да, здесь на длинной серии кругов темп у нас был выше, чем на тренировках в Спа, мы чувствуем себя более уверенно, но сражение с Льюисом и Валттери в любом случае будет сложным. Для хорошего командного результата мне и Себастьяну очень важно идеально стартовать.
Вопрос: (Карло Феррано) В этот уик-энд в Формуле 3 более половины гонщиков получили штрафы с потерей позиций за то, что на круге выезда из боксов без явной необходимости ехали слишком медленно. Считаете ли вы, что подобные меры следует применить и в Формуле 1?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, это не нам решать. Возможно, имеет смысл внести некие корректировки, а не назначать штрафы. Нужно понять, как сделать ситуацию менее опасной, и, конечно, учесть интересы болельщиков. Первый шаг уже сделан, в квалификации мы должны были проезжать круг выезда из боксов быстрее строго определенного времени, однако и в такой ситуации у нас осталась возможность до предела сбрасывать скорость. Уверен, мы сможем найти решение, которое и повысит безопасность, и сохранит интригу.
Шарль Леклер: Согласен. В финале квалификации ситуация была очень непростой, но если уж наказывать, то сразу всех участников той сессии, ведь мы все были в той плотной группе.
Валттери Боттас: Мне нечего добавить.
Вопрос: (Саймон Истван Янос) Сегодня утром в Формуле 3 мы видели опасную аварию в Parabolica, когда машина взлетела в воздух, подскочив на поребрике, который перед квалификацией Формулы 1 демонтировали. Что вы думаете о той аварии, которая случилась всего через неделю после трагической гибели Антуана Юбера? Организаторы спрашивали ваше мнение, прежде чем приняли решение убрать поребрик?
Валттери Боттас: Я видел запись, авария была серьезной. Лично меня никто не спрашивал, убрать поребрик или оставить, но я в любом случае высказался бы за его демонтаж, ведь этот поребрик никак не влиял на соблюдение гонщиками границ трассы. Парни выезжали за пределы намного раньше, и в том месте высокий поребрик был совершено не нужен. Уверен, этот урок усвоили все.
В том месте трассы скорость очень велика, и если наехать на препятствие под неправильным углом, машину подбросит в воздух. Поребрик был неправильным с точки зрения безопасности, думаю, сегодня все это поняли.
Шарль Леклер: Смысла ставить там поребрик не было, так как стюарды сказали, что будут внимательно следить за выездами за пределы трассы и аннулировать результат не только на круге нарушения, но и на следующем. Лично мне нравилось, когда в Parabolica была гравийная зона безопасности – это был оптимальный способ заставить всех оставаться в границах трассы.
Льюис Хэмилтон: А ты гонялся в Монце в то время, когда в Parabolica была гравийная зона безопасности?
Шарль Леклер: Да, в Формуле 3.
Льюис Хэмилтон: Я согласен с Шарлем, было гораздо лучше, когда в зоне безопасности на выходе из Parabolica были трава и гравий. Помнится, тогда все опасались слишком сильно смещаться к кромке трассы, так как можно было легко улететь в барьер. На траве машину сразу уводило в сторону, и гонщик дорого расплачивался за то, что рискнул переступить предел.
Для меня проблема асфальтовых зон заключается в том, что с ними переступать предел стало слишком легко. Насчет того поребрика нас и не нужно было спрашивать, это вторичный фактор на фоне главной беды – асфальтовой зоны безопасности в Parabolica. Не думаю, что асфальт там действительно необходим.
Вопрос: (Джо ван Бьюрик) Льюис, в Instagram вы разместили картинку, на которой Макс Ферстаппен отвечает на слова Нико Росберга, раскритиковавшего его пилотаж в Спа. Что вы думаете о ситуации, когда бывший чемпион мира столь откровенно комментирует действия нынешних гонщиков чемпионата?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, я об этом не особенно думал, просто ситуация показалась мне забавной. С Максом всегда весело, а когда я увидел его ответ, то едва не лопнул от смеха!
Всё это довольно интересно. Каждому гонщику приходилось слышать критику в свой адрес, и пока продолжается карьера, мы жалуемся на чьи-либо высказывания, но стоит карьеру завершить, сами становимся критиками. К сожалению, отдельные гонщики после ухода из спорта оказываются невостребованными и стремятся за счёт популярности других людей получить какое-то внимание к своей персоне. Что ж, такова Формула 1.
Вопрос: (Фабио Сегетта) Шарль, не кажется ли вам, что по ходу тренировок ваше преимущество над Mercedes было несколько больше, и что в квалификации отрыв сильно уменьшился?
Шарль Леклер: Mercedes были быстры с самого начала уик-энда, и я предполагал, что в квалификации они будут очень конкурентоспособны. Здесь у нас нет того большого преимущества на прямых, что было в Спа, мы были очень удивлены скоростью Mercedes и на тренировках, и в квалификации.
Вопрос: (Джованни Месси) Шарль, считаете ли вы, что в предстоящей гонке будете конкурентоспособнее, чем в Спа?
Шарль Леклер: Как я уже говорил, во второй пятничной тренировке наш темп на длинной серии кругов был значительно лучше, чем в аналогичной сессии в Бельгии. Похоже, мы сумели немного прибавить, но, опять же, в Монце эффект от DRS и слипстрима больше, чем в Спа, и удержать лидерство будет очень непросто.
Вопрос: (Кристиан Менат) Учитывая вероятность дождя в предстоящей гонке, кто-либо из вас корректировал настройки соответствующим образом? Возможно, в квалификации вы выбрали чуть больший угол атаки антикрыла?
Льюис Хэмилтон: Нет, ведь самое главное – позиция на трассе. В такой ситуации хочется быть максимально быстрым на прямых, и ты стараешься избавиться от всего, что может этому помешать.
Шарль Леклер: Аналогичный ответ.
Валттери Боттас: Согласен.
Перевод: Валерий Карташев