Колонка Михаила Алёшина: Маньи-Кур

В традиционной авторской колонке на F1News.ru российский гонщик Михаил Алёшин комментирует итоги этапа Мировой Серии Renault в Маньи-Кур, по ходу которого он сел за руль Renault Формулы 1. Французская команда предоставляет такую возможность лидеру чемпионата, а Михаил лидирует с первой гонки, и в Маньи-Кур закрепил преимущество…

Заезды за рулём Формулы 1

Михаил Алёшин: «Прошедший уик-энд был для меня особенным по двум причинам. На первом месте, конечно, победа в первой гонке. А на втором, с небольшим отрывом – заезды на прошлогодней машине Renault F1. Этот опыт действительно был очень интересным.

После второй гонки прошлого этапа в Брно, когда стало ясно, что я остался лидером чемпионата, Renault F1 пригласила меня для подготовки сиденья. Мы быстро провели эту процедуру и наметили работу по передвижению педалей – это занимало больше времени, поэтому решено было провести подгонку непосредственно в Маньи-Кур. Все две недели в перерыве между гонками, я получал информацию от инженеров и организаторов.

Сложнее всего было с изучением всех функций руля – их действительно много! Впрочем, проблем не возникло – мне очень помог инженер, который ещё раз всё объяснил уже на месте, во Франции.

Расписание заездов было таким: 30 минут в пятницу в гоночном режиме, с прошлогодней резиной и правильными настройками, и 10 минут в субботу, уже в рамках шоу. Для меня больший интерес представляла пятница – можно было не думать о шоу, а наслаждаться машиной, почувствовать её.

Мне сшили два комбинезона, но так как не знали моих точных параметров – один по размеру резервного гонщика Д’Амброзио, второй – по размерам Петрова. Первый оказался немного мал, а второй... я был в шоке, насколько он оказался огромным! Вроде на Виталике комбез сидит нормально, не как на Вильневе-младшем. Было принято решение использовать тот, что поменьше. Мы ещё несколько раз всё проговорили, подогнали ремни, проверили радио, педали и приступили к работе.

Мне понравилось сцепление – даже мягче, чем в Мировой Серии. Нужно было просто поддать газу, потихонечку отпуская "лепесток", и всё – ты уже ехал. Подвеску сделали мягче, так как трасса в некоторых местах оставалась грязной, добавили прижимной силы. За тридцать минут я проехал 15 кругов. причем мы еще успели кое-что попробовать по настройкам, когда инженер сказал "уже можно". В общем, всё прошло успешно и без нареканий, как ни странно. Я предполагал какие-то глупые ошибки со своей стороны, ведь машина Формулы 1 – это «космос» по сравнению со всей остальной техникой, на которой мне доводилось ездить, но всё прошло идеально. Очень важный фактор этого успеха – правильная и комфортная посадка в кокпите. За рулём Renault F1 мне было даже комфортнее, чем в родной Мировой Серии.

Больше всего в очередной раз (второй, после Red Bull) меня поразили тормоза! Я тормозил метров на 20-30 позже, чем на машине Мировой Серии, хотя скорость была существенно выше! Ещё я бы выделил аэродинамику – некоторые скоростные повороты проходятся невероятно быстро! К этим двум вещам – тормозам и прижимной силе, действительно нужно привыкнуть, в какой-то момент переступить через себя. Это как прыгнуть с "тарзанки". Кто прыгал, тот знает: мозг отчаянно пытается задействовать режим самосохранения, но ты делаешь шаг вниз... Так же и тут. Помню, у меня было похожее ощущение от машины Мировой Серии в 2006-м, когда я впервые её опробовал. А машина Формулы 1 – это еще одна ступень, которую нужно преодолеть, если хочешь быть быстрым.

Мотор, по моим ощущениям, показался более "вялым" по сравнению с тем, что был установлен на машине Red Bull в 2008-м году. Она была версии 2006-го года, с мотором V10, который выдавал сил на 80-100 больше чем сегодняшние V8. Я даже подумал, что команда ограничила обороты, но мне показали телеметрию, и я своими глазами видел отметку 18.000 на каждом переключении. Нет, я не хочу сказать, что машина была медленной, 309км/ч. которые я выжимал на прямой – это не так уж и плохо. :))

В общем, в пятницу все прошло более чем позитивно. Инженеру понравилась моя работа, что важно. Мы изучили то немногое, что удалось сделать, и я начал работу над гоночными настройками для своей "малышки", машины Мировой Серии. :)

Следующий день был потрясающим – я выиграл гонку, и мне предстояло ещё раз сесть за руль этого "межгалактического корабля" под названием Renault R29. В этот день не было необходимости ехать быстро, и я просто наслаждался поездкой. Зрителям, наблюдавшим за тем, как мы с Простом-младшим на двух машинах проезжаем мимо на внушительной скорости и с оглушительным ревом, всё понравилось. А мне очень понравилась эта машина и отменная команда! Теперь есть большая проблема – хочется ещё!»

Мировая Серия

Во Франции меня всегда удивляло полное отрицание французами английского языка! Это понятно – у них с англичанами давние счеты, но мы здесь причем?

Я "немного" не рассчитал, оказалось, что от аэропорта до ближайшего от трассы городка, где мы жили, 260 километров. И это по французским дорогам, на которых скорость ограничена 130 км/ч! С учетом пробок на кольцевой вокруг Парижа, дорога заняла у меня рекордные пять часов!

Приехав на трассу и обсудив наши планы на тренировки, мы с инженером прошли несколько кругов по трассе. Это уже традиция. Гулять пешком по трассам очень полезно, можно увидеть больше, чем проехав на велосипеде или скутере. Хотя, интересный факт: когда я был в Турции на этапе GP3, который проходил совместно с Формулой 1, то обратил внимание на то, что Шумахер не гуляет по трассе, а ездит на скутере со своим инженером! Для простого обывателя этот факт ничего не значит, но для того кто "в теме" он крайне интересен. Я думаю, Маэстро может себе это позволить.

Мы отвлеклись :)

Первый день тренировок получился, как обычно, весьма напряженным. Нужно было проверить те выводы, к которым мы пришли с инженером, и переменная погода в этом не помогала. За короткий срок мы попробовали множество тех вещей, что еще не успели попробовать по ходу сезона, и нашли неплохой компромисс, результатом которого стало мое первое место.

После этого, как обычно, началась основная работа – анализ полученной информации. В результате мы просидели на трассе часов до 11-ти вечера, проделав огромный объем работы. Вернулись в гостиницу уставшие, но довольные!

На следующий день прогноз, как обычно (московский метеоцентр – не худший вариант), не оправдался! В середине квалификации пошел дождь, который быстро прекратился, и трасса начала подсыхать. Соответственно, в самом конце сессии ожидалось самое лучшее время на круге, но не для меня. Мы не рассчитали топливо, и за два круга до финиша инженер попросил меня заехать в боксы. Выражаясь культурным языком, тогда я подумал: "Ну, всё. Приехали!" Последние круги по подсохшей трассе были необходимы, но дозаправка во время квалификации запрещена – сколько зальёте в баки, с тем и работаете. К моему удивлению, в итоговом протоколе я оказался четвертым! Машина вела себя великолепно, позволив показать хорошее время даже на несколько кругов раньше окончания сессии.

В гонке все поменялось кардинально – дождь лил как из ведра! Несчастные механики были вынуждены опять менять настройки, но все было готово в срок, что существенно увеличивало наши шансы на хороший результат.

Старт прошел неплохо, хотя и не идеально – было сложно контролировать степень пробуксовки. Мне удалось обогнать одного соперника до первого поворота, и пройти второго на длинной прямой после второго. Я начал догонять Геррьери. Условия на трассы оказались отвратительными – мало того что было скользко из за дождя, так ещё почти в каждом повороте лежала грязь или гравий от вылетевших машин! Где-то после третьего круга, я понял, что еду быстрее аргентинца, и начал его прессинговать, вынуждая допустить ошибку. Примерно в середине дистанции, в последнем секторе, я начал его "раскачивать", стараясь перекрестить траекторию, и он ошибся – промахнулся на входе в последнюю шикану и слишком широко из неё вышел. Мне осталось только "сунуться" внутрь и нажать на газ, что я и сделал.

Остальная часть гонки была уже не так интересна, я создал большой отрыв и старался не допускать ошибок. Пересекая линию финиша, я был счастлив – команда проделала огромную работу и заслужила эту победу! Без сбалансированной машины ничего бы не получилось. Вручал награду Эрик Булье, руководитель Renault F1, которого я давно знаю по А1 и GP2, мы дружим – это очень приятный и общительный человек. Булье сказал, что ему понравилась наша борьба. :)

На следующий день сценарий первой квалификации почти повторился, начало капать прямо во время сессии. Мы учли ошибки – на этот раз мне хватило топлива, чтобы закончить сессию. Показалось что круг, который по результатам квалификации принёс мне третий результат, был близок к идеалу, но Риккардо опередил меня на две десятых, выиграв их на первом секторе. Как потом выяснилось, у его машины было больше прижимной силы, а это важно в быстрых поворотах первого сектора. Тем не менее, команда осталась довольна результатом – 3-е место на старте давало хорошую перспективу на гонку, которую мы не собирались упускать.

Перед стартом пошел дождь и некоторые команды повторили ошибку, допущенную в Спа – стали менять колеса, когда оставалось меньше пяти минут до выезда на предстартовый круг, что запрещено регламентом. Мы с инженером не могли поверить в происходящее: "Зачем? Неужели, они опять на те же грабли наступят!?". Наступили. В результате Риккардо и некоторые другие были оштрафованы проездом через пит-лейн.

Для меня всё тоже складывалось не лучшим образом. После старта возникли проблемы на выходе из медленных поворотов – резина не очень охотно цеплялась за трассу, и с каждым кругом ситуация ухудшалась. Кроме того, после пит-стопа начались проблемы с температурой двигателя – с 8-го круга у меня уже на весь руль мигала предупреждающая надпись. Пришлось сбавить темп, переключаться раньше, не докручивая двигатель до оптимальных оборотов – нужно было набирать очки. И тут начался дождь!

В первом секторе было очень мокро, я старался не допускать ошибок, чтобы не рисковать вылетом, и тут увидел, что лидер гонки, Бертон, серьёзно сбросил скорость. Естественно, я за ним погнался. Бертон тоже прибавил, мы начали борьбу. Он ошибся при выходе на длинную прямую, это дало мне шанс атаковать на торможении. Увидев, что я перестроился и начал тормозить уже на внутренней части трассы, соперник сместился туда же, "захлопнув калитку". А трасса-то мокрая! Избежав столкновения, я попал в гравий, но смог продолжить гонку.

Из-за этого инцидента я пропустил Риккардо и Салакварду. С последним я ещё поборолся, но потом команда попросила меня беречь мотор, так как он всё ещё перегревался. На последнем круге меня догнал Геррьери и пытался влезть в том месте, где это невозможно – я его даже не видел, в результате он сломал крыло и пробил колесо.

Интересная гонка. Наверное, не стоило так быстро лезть к Бертону, нужно было подождать пару кругов, но была такая "сладкая", почти 100%-я возможность для атаки, что я не устоял. И сполна за это поплатился. А вот Риккардо, кстати, провел отличную гонку! Приехать вторым, при этом получив такой штраф – я его поздравил после финиша!

Важно, что моя команда все поняла. Тревор Карлин сказал: "Что ты переживаешь? В тот момент ты был быстрее и боролся за победу! И правильно делал, ты ведь гонщик!". Мне помогли эти слова. Наверно, тут, как и везде, нужен правильный баланс между желаниями и возможностями. Век живи – век учись! :)

Михаил Алёшин, специально для F1News.Ru


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.