Часто ли вы позволяете себе «немного лишнего»? А если позволяете, отдаете ли отчет в своих действиях? Т.е. сознательно ли вы совершаете поступки, за которые вам будет неудобно, или даже стыдно? Или, которые чреваты тривиальной головной болью поутру... Немедленный ответ не требуется – вы просто подумайте пока, какие показания вы бы дали, если бы вам, скажем, предстояла проверка на приборе, который называется «полиграф»...
Я уже, по-моему, как-то рассказывал, что накануне Гран При Бахрейна-2005 болтал в паддоке со знакомым оператором финской телекомпании MTV3, и мы, обсуждая тему похождений Кими, о которых пресса тогда писала много и с удовольствием, сошлись на том, что хорошо понимаем друг друга. В том смысле, что если человек позволяет себе пару раз в году напиваться, это еще не повод считать его алкоголиком – сие одинаково очевидно и для финнов, и для русских.
Год назад видный эксперт как в области Ф1, так и в области потребления внутрь горячительных напитков, Эдди Джордан (не будем забывать, что он ирландец), предупредил руководство Ferrari, чтобы они не капали Кими на мозги и не пытались бороться с отдельными чертами финского национального характера.
«Кими имеет право иногда позволять себе лишнего – главное, чтобы это не происходило во время гоночного уик-энда или тестов, – сказал тогда мудрый мистер Джордан. – Его земляки, Кеке Росберг и Мика Хаккинен, не отказывали себе в рюмочке-другой, и ничего: оба стали чемпионами мира. Будете пытаться изменить человека – он не сможет работать в полную силу. Когда вы берете в команду такого талантливого гонщика, как Райкконен, вы должны принять его образ жизни».
Сложно сказать, что там делалось в прошлом году за закрытыми дверями кабинетов боссов Скудерии, вызывали ли Кими туда на ковер, пытались воздействовать на его стойкую нордическую психику, или нет – то нам не ведомо. Но, складывается ощущение, что от нашего финского друга начальники отстали, предоставив ему полную творческую и личную свободу, возможно, прислушавшись к совету старины Эдди. Ведь Кими не раз, и не два, открыто заявлял, что в Ferrari он чувствует себя намного комфортнее, чем... в другой команде. Ну, сами знаете в какой. И как бы в доказательство своих слов взял, и выиграл титул. На машине, которая в начале сезона ему не очень подходила, и он потратил массу сил и энергии, чтобы ее по-настоящему приручить.
Вот вам еще одно доказательство, что Кими считают человеком взрослым и самостоятельным, который, как говорит Джордан, «имеет право себе позволить», но при этом знает меру.
Этот снимок был сделан репортером популярного финского таблоида Iltalehti на борту парома, курсирующего между Хельсинки и Таллинном. Не далее как в минувший уик-энд Кими с друзьями отправился в столицу Эстонии отдохнуть, а заодно погонять на кроссовых мотоциклах. Допускаю, что друзья только отдыхали, а чемпион мира с успехом совмещал одно с другим – он парень крепкий. Надо полагать, после победы в Гран При Малайзии у Райкконена было хорошее настроение: он не просто позволил журналисту щелкнуть затвором фотокамеры и ответил на пару вопросов – он согласился пойти на контакт с представителем прессы, находясь в совершенно неформальной обстановке, что бывает нечасто. Помните, в школьные годы нас заставляли писать всякие сочинения по картинкам: «Итак, дети, что мы видим на этом полотне?..»
На столике в VIP-зоне балтийского парома мы видим два бокала емкостью 0,5 л. Один, надо полагать, пуст – тот, что ближе к чемпиону. Второй – практически полон olut, что по-фински означает... Ну, вы поняли. Поскольку стоит он ближе к нам, можно сделать вывод, что из него прихлебывает пенно-ячменную влагу кто-то другой. Кто-то из дружков Кими? Вряд ли, ведь, говорят, их было целых трое. Надо полагать, это бокал того финского журналиста, который случайно наткнулся на Райкконена где-то на многочисленных палубах плавучего дворца. А не допит бокал, потому, что руки у репортера были заняты: трудно одновременно фотографировать и пиво прихлебывать. Хотя, допускаю, несколько позже финский коллега свое все же взял.
Но, если вы думаете, что, оказавшись один на один с чемпионом мира, журналист стал расспрашивать его о Формуле 1, то вы ошибаетесь. Кими сам поставил это условие: о чем угодно, но только не о гонках. И тогда наш финский коллега спросил Райкконена о скандале, разгоравшемся в тот момент вокруг теперь уже бывшего министра иностранных дел Финляндии Илкка Канерва...
Ручаюсь, если вы не специалист-финновед, вы знать не знаете этого господина, разве что случайно на днях могли слышать в новостях о его отставке. Любопытное получается совпадение: почти в одно и то же время такие разные люди, как этот самый Канерва и президент FIA Макс Мосли погорели на тетках: зов плоти одержал верх над затухающими сигналами, которые подавала душа, и мужчины дали слабину... Говорят, даже у политиков есть души – только находятся они в атрофированном состоянии. К чему им души – так, рудимент.
А люди они действительно разные. Канерва пришлось уйти в отставку из-за каких-то двух десятков СМСок, которые он со служебного мобильника отправил танцовщице из ночного клуба. Финская пресса с удовольствием приводит содержание этих горячих любовных посланий. Хотите знать, из-за чего в нормальных странах министры лишаются своих постов? Пожалуйста: Илкка Канерва, например, игриво поинтересовался у Йоханны Тукиайнен: «Привела ли ты в порядок свой садик?» Судя по всему, это была самая откровенная из записок. И все, кресло с портфелем – тю-тю! А, говорят, хороший был специалист своего дела, компетентный...
Макс Мосли тоже хороший президент, и в его компетенции сомневаться глупо. Прекрасно это понимая, так сказать, сознавая всю меру ответственности, которая лежит на его плечах, этот исполин духа в отставку не собирается. Хотя по сравнению с его игрищами практически невинные СМСки финского экс-министра – ну, натурально, игры в песочнице. Показательны слова, которые сказал по поводу развлечений 67-летнего Мосли его 77-летний сподвижник и ближайший конфидент Бернард Чарльз Экклстоун: «Окажись Макс в постели с двумя проститутками, все бы сказали, “ну, молодец”, или что-то в этом роде. Но эта история вызвала у людей омерзение. Думаю, в этом главная проблема».
Да уж, проблема... Помните, в прошлом году Мосли, упиваясь собственным красноречием, гнобил Рона Денниса, обвиняя его во всех смертных грехах, в лицемерии, в эгоизме, и еще бог знает в чем? Вспоминается старый анекдот про Вовочку, ключевая фраза в котором была такая: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?»...
Однако вернемся к чемпиону мира, который наслаждается продуктом финских пивоваров на борту комфортабельного морского парома. Мы остановились на вопросе, заданном журналистом: а что думает Кими по поводу скандала вокруг министра Канерва? И Кими прямо ответил, что говорить об этом не хочет.
А люди только об этом и говорят – не сдавался журналист.
«Ну, пусть они хотя бы о чем-то говорят, – философски заметил Кими. – Это лучше, чем если бы у них вообще не было тем для разговоров».
Сам того не желая, видимо, он емко сформулировал кредо желтой прессы, виднейшим представителем которой является лондонская News Of The World. Но, согласитесь, одно дело – СМСки вроде той, что была процитирована чуть выше, и совсем другое – то, на чем попался Макс Мосли. О Канерва скоро забудут, а вот о подвигах сына главного британского фашиста будут вспоминать еще долго. И шут с ним, с Мосли: ясно, что тут попахивает диагнозом, который лежит в области сексопатологии. Но мы-то с вами, вообще-то, не отклонениями в половой сфере интересуемся, а Формулой 1. Однако стоит заглянуть на любой автогоночный сайт – и тут же натыкаешься на заголовки: садо-мазо, тетки, нацистская оргия... Можно подумать, нам без этого скучно жилось. В общем, спасибо Максимилиан Освальдович, потешили...
...Когда паром причалил в таллиннской гавани, Кими быстро сошел на берег вместе со всей своей компанией – никакого багажа при себе у него не было. Кто-то из пассажиров заметил, как парни прыгнули в поджидавшую их машину. А в ночь с субботы на воскресенье Кими видели в знаменитом баре Amigo, что в гостинице Viru. Полагаю, не чай он там пил. В Бахрейне посмотрим, сколь пользительным для чемпиона мира был его недавний пивной вояж.
А теперь попытайтесь дать ответ на те вопросы, которые были заданы в самом начале. Хотя бы самим себе. Только, чур, не врать!
(Наливает себе из графина)