F1ЛОС’офия: Сайонара, Super Aguri!..

Не подумайте, что автор придает какое-то особое значение числам и пытается усмотреть в их комбинациях некий мистический смысл. Честно говоря, в школьные годы он проявил полную невосприимчивость к наукам математического цикла, за исключением, пожалуй, геометрии. Поэтому любые его попытки рассуждать о цифири нельзя воспринимать всерьез. И, тем не менее, раздумывая о ситуации, которая складывается в Формуле 1 в связи с безвременной кончиной проекта с гордым названием Super Aguri, автор вдруг отчетливо осознал, что одна из сложных ассоциаций, вспыхнувших в его воспаленном мозгу, имеет и некую численную составляющую. Вот, смотрите: альбом группы Queen, называвшийся The Game, вышел в 80-м году прошлого столетия. Одной из заметных песен, вошедших в него, была незабываемая Another One Bites The Dust, т.е. «Еще один глотает пыль», образы которой вполне просты и понятны: «Еще один готов, а за ним еще один... Еще один глотает пыль...»

Переставив местами цифры «8» и «0», получаем «08». В 08-м году нашего столетия, т.е. через 28 лет со дня выхода диска с этой песней, еще одна команда Формулы 1 сошла с дистанции. Super Aguri, при том, что этой был явный аутсайдер, никак нельзя считать рядовой командой – в мире гонок Гран При таких, наверное, просто нет. Но эта команда была вообще особенной, и не удивлюсь, если о ее судьбе будет написана не одна книга. Как минимум, две. В Японии, где у нее было немало преданных поклонников и страстных болельщиков, и в Великобритании, где издается большинство книг об автогонках. И будет странно, если в английской книге ни разу не вспомнят ту самую песню Queen, с которой мы начали сегодняшний разговор. Впрочем, на самом-то деле мы его начали с чисел: извольте! Последний настоящий самурай Формулы 1 Такума Сато в последней гонке, в которой приняла участие Super Aguri, пришел на финиш 13-м... Думаю, этот символ можно не комментировать...

Отряд не заметил потери бойца?

Нет, это не тот случай. Сводный отряд Формулы 1, безусловно, заметит уход Super Aguri. О причинах и последствиях этого мы еще будем говорить, и не раз. А пока лишь скажем, что финансовая сторона вопроса не может рассматриваться в отрыве от всех прочих, ибо команду погубило не только отсутствие денег. Вспоминается классическая гоголевская фраза, произнесенная Тарасом Бульбой в одноименном произведении: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Эта фраза как нельзя более емко и афористично описывает роль концерна Honda в судьбе Super Aguri.

Начнем с того, что эта команда не могла бы появиться на свет помимо воли и желания руководства японского автоконцерна. Бедный Агури Сузуки, который сегодня пребывает в полном расстройстве чувств и разочаровании, не очень-то похож на авантюриста: надо полагать, в свое время, в конце 2005-го года он получил некие гарантии от высокого начальства, а вместе с гарантиями и деньги. Поэтому проект, несмотря на всю его фантастичность, был осуществлен, причем, в минимальные сроки. Боссы Honda, наверняка, замолвили словечко за Super Aguri и в FIA, и на переговорах с Берни Экклстоуном, которому не нужны команды-однодневки, лишь подрывающие имидж Формулы 1. Т.е. гарантии были даны не только Сузуки, но и всему автогоночному генералитету. И в начале сезона’06 бело-красные машины с характерным логотипом вышли на старт Гран При Бахрейна. Если помните, сначала FIA даже отказалась включать Super Aguri в список участников чемпионата – это было в ноябре 2005-го. Но уже в январе 2006-го, в виде исключения, федерация пересмотрела свою позицию, а ведь до первой гонки сезона оставалось меньше трех месяцев. Значит, тогда это кому-то было нужно?

Это было нужно, прежде всего Honda. В конце года из заводской команды концерна был уволен отважный, но, увы, нестабильный Такума Сато, которого заменили на ветерана Формулы 1 Рубенса Баррикелло, тогда только-только ушедший из Ferrari, имевший в своем послужном списке красивые победы, и производивший впечатление ценного приобретения. Но Такума Сато у себя на родине пользовался горячей поддержкой и был просто бешено популярен, поэтому оставить его за бортом Ф1 у Honda не хватило духу. И тогда было решено создать Honda-2. Интересно, кому первому пришла в голову эта идея? Возможно, имя этого человека мы не узнаем никогда. Но вся затея была более чем остроумной: в Бахрейне два японца, один знаменитый (Такума Сато) и один практически неизвестный (Юдзи Иде), вывели на старт чемпионата удивительные машины, построенные на базе старинных, по меркам Формулы 1, шасси Arrows образца 2002 года, адаптированных к новым техническим требованиям. Эти таратайки несколько лет пылились где-то в запасниках у Пола Стоддарта, который в свою очередь тоже купил их по случаю, когда команда Тома Уокеншоу была объявлена банкротом, и имущество ее пошло с молотка. И вот, надо же, кому-то пригодилось!

Разумеется, трудоустройство Сато было не единственным соображением. Создать команду-дублер имело смысл еще и потому, что, как тогда полагали многие, в конце 2007-го года будет легализовано использование клиентских шасси. Почему это не случилось – отдельная история, но факт, что отцы проекта Super Aguri изначально ориентировались еще и на эту перспективу.

Но в 2007-м году ситуация с клиентскими шасси поменялась: они так и остались вне закона, а Формула 1 вдруг неожиданно озаботилась чистотой рядов. Т.е. команды, участвующие в чемпионате мира, должны сами строить себе шасси – так было всегда, и этот принцип, вообще-то, черным по белому вписан во все основополагающие документы Формулы 1. А Super Aguri и Toro Rosso, как известно, ездят на машинах, произведенных в материнских командах, и, если угодно, неким хитрым образом взятых в лизинг. А все кругом договорились, что этого как бы не замечают. Впрочем, одна из них уже отъездила свое. Судьба второй висит на волоске и, очевидно, должна решиться в ближайшие месяцы. Но о ней мы поговорим, когда придет время. А пока вернемся к Super Aguri.

Говорят, среди простых японских болельщиков поддерживать заводские Toyota или Honda считается чуть ли не моветоном. Начиная с 2006-го года сердца тамошних фанатов безраздельно принадлежат Super Aguri, поэтому ничего удивительного, что в эти дни, когда было объявлено о прекращении существования команды, вокруг штаб-квартиры Honda собираются целые демонстрации: их участники протестуют против вероломства концерна, лишившего коллектив финансовой и политической поддержки. Super Aguri часто называли «маленькой командой с большой душой» – и это не преувеличение. Да, ей было очень трудно, но она работала с фантастическим напряжением сил, располагая скромными бюджетами, и все же в прошлом году, можно сказать, утерла нос Honda. Если помните, до 15-го этапа чемпионата Super Aguri опережала заводскую команду по очкам. Как ни смешно. При том, что ресурсы первой и второй просто несопоставимы. Может быть, этакая дерзость тоже была для руководства Honda, как кость в горле? Кто знает, не исключено.

Как бы то ни было, начиная с прошлого года, Super Aguri лихорадило. От нее почему-то сначала начали отворачиваться спонсоры, с которыми уже, казалось бы, были достигнуты все договоренности, а потом и Honda начала намекать, что намерена прекратить финансовую поддержку своего детища: либо Super Aguri сама научится зарабатывать на жизнь, либо ее ждет незавидная участь...

Что было дальше – уже история. Впрочем, нельзя исключать, что мы пока не знаем чего-то важного, какой-то тайны, которая известна, скажем, лишь Берни Экклстоуну и узкому кругу его приближенных: может быть, дав умереть Super Aguri, тем самым они расчистили место для каких-то новых проектов?..

Копаясь в своих архивах, я обнаружил снимок, сделанный в паддоке Гран При Турции 2006-го года: в лучах южного закатного солнца Такума Сато и Сакон Ямамото весело фотографируются вместе с симпатичными землячками из своей специальной группы поддержки... Лица светятся искренней радостью, которую не может омрачить даже отсутствие очков в Кубке конструкторов. Тогда все эти люди еще верили, что все будет хорошо... Сайонара, Super Aguri!.. Кажется, приблизительно так по-японски будет звучать «до свидания»... Или прощай?

Однако, есть еще вопрос, который не дает покоя: если в Японии эта команда пользовалась такой популярностью, почему там не нашлось спонсоров, которые бы позволили Super Aguri выжить? Jordan за последние годы три года трижды переходил из рук в руки и трижды менял вывеску: стал сначала Midland, потом Spyker, а теперь вот Force India. Отчего же детище Агури Сузуки никого не заинтересовало? Говорят, нынче ее дальнейшей судьбой занимаются антикризисные менеджеры, которые должны найти покупателей на движимое и недвижимое имущество команды. А еще говорят, что этим имуществом уже кто-то всерьез интересуется. Как-то странно все это...


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.