Колин Син: "В нашем деле нужна страстная любовь к гонкам..."

На этой неделе в Москве находился Колин Син, заместитель председателя компании Singapore GP Pte Ltd, которая занимается организацией и проведением Гран При Сингапура. Кроме того, господин Син представляет Сингапур во Всемирном совете FIA по автоспорту.

Его сопровождал Стивен Слейтер, известный британский эксперт по Формуле 1, много лет комментирующий гонки на телеканале ESPN, вещающем на страны азиатско-тихоокеанского региона.

Разумеется, редакция F1News.Ru воспользовалась возможностью побеседовать с ними на различные актуальные темы…

Вопрос: В чем цель вашего визита в Россию?
Колин Син: Правительство Сингапура заинтересовано в новых рынках, и я считаю, что Россия – одна из стран, с которой необходимо наладить тесные связи, чтобы российские туристы могли приезжать в Сингапур, и не только на гонку Формулы 1.

Наша компания также управляет сетью отелей, в которых останавливается немало русских, приезжающих на отдых. Поэтому мы бы хотели при поддержке сингапурского Совета по туризму заключить контракты с российскими агентствами.

В том числе, мы приглашаем ваших туристов и на Гран При, ведь в 2014-м году гонка Формулы 1 впервые пройдет и в России, поэтому им будет интересно посмотреть, что представляют собой эти соревнования, как мы их проводим, оценить достоинства и недостатки.

Вопрос: Гонки в Валенсии и Сингапуре появились в календаре чемпионата примерно в одно и то же время. Вы – один из главных организаторов Гран При Сингапура, и хочется узнать ваше мнение: почему Гран При Европы, как правило, проходит не очень интересно, тогда как сингапурский этап сразу стал настоящим хитом сезона. Чем вы это объясняете?
Колин Син: Конечно, одна из уникальных особенностей Гран При Сингапура в том, что это ночная гонка. Во-вторых, это настоящая городская гонка, которая проходит по реальным улицам. В-третьих, проведение Гран При горячо поддерживает население Сингапура, наше правительство, желая, чтобы все прошло успешно. И результаты, которых мы добились, говорят сами за себя.

Стивен Слейтер: Думаю, Колин скромничает! Уже сейчас, за 100 дней до гонки, распродано 60% мест на трибунах, и почти не осталось билетов в корпоративные ложи. А ведь именно корпоративные продажи приносят основной доход.

Разница между Сингапуром и Валенсией в том, что испанская трасса находится в районе гавани, и какой-то радующий глаз фон там можно видеть только в районе старт-финишной прямой. Там есть и очень красивые здания, но они находятся за пределами трассы. А в Сингапуре кольцо проложено прямо в центре города: вы можете видеть его с балкона вашего гостиничного номера. Или выйти из отеля и сразу попасть на трассу.

Или приехать на гонку на метро. Удивительная картина: вы поднимаетесь на эскалаторе и сразу видите, как по трассе носятся машины. Лично я в прошлом году из телевизионной студии ездил на трассу на метро и вообще не пользовался такси. Думаю, никакой другой город мира не принимает гонку так, как Сингапур.



Колин Син:
Номера в гостиницах стоят дешевле, чем на европейских Гран При. Цены на транспортные услуги вполне разумные, на питание – тоже. Собственно, в городе вам вообще не понадобится машина: всюду можно гулять пешком.

Кстати, в дни гоночного уик-энда у нас всегда проходят отличные концерты, в которых участвуют американские или британские звезды мировой величины. У нас выступали Бейонсе, Мэрайя Кэрри, в этом году будет играть группа Linkin Park, но это для молодежи, а для людей более старшего поколения – Bon Jovi.

Стивен Слейтор: Можете себе представить, все это могут бесплатно посмотреть люди, просто купившие билет на гонку! А посещение концерта F1 Rocks в Валенсии в этот уик-энд обойдется вам в дополнительных 150 евро.

Вопрос: Давайте вернемся к теме будущего Гран При России. Если бы его организаторы обратились за советом, на что, прежде всего, вы бы обратили их внимание, исходя из опыта проведения сингапурского Гран При?
Колин Син: Очень важно заручиться правительственной поддержкой. Я имею в виду, что только с помощью государственных структур можно решать вопросы планирования, собственности, землепользования, транспорта, привлечения полиции для обеспечения безопасности, и так далее.

Все это необходимо свести воедино, четко спланировать и организовать, ведь в день гонки у вас на территории в несколько квадратных километров соберутся сотни тысяч людей. Надо четко рассчитать транспортные схемы, предвидеть последствия от перекрытия улиц и дорог. Решить все эти вопросы может только очень мощная команда, и собственно промоутер – лишь одна её часть.

Вопрос: Это мы говорим об организационной стороне дела. А как добиться коммерческого успеха столь серьезного проекта, как Гран При?
Стивен Слейтер: Все зависит от того, что понимать под коммерческим успехом. О прямых доходах вопрос не стоит, вы никогда их не получите. Но мы говорим о косвенной выгоде: Гран При, как и Зимняя Олимпиада, поможет Сочи добиться мировой известности. Например, только наш телеканал смотрят 23 миллиона человек в разных странах. А всего трансляции Формулы 1 в глобальном масштабе собирают аудиторию в 100 млн. человек. Это же отличная реклама для вашего города-курорта! Если оперировать такими категориями, то проведение Гран При становится экономически оправданным проектом.

В 2008-м у британской публики были только самые общие представления о Сингапуре. Многие вообще думали, что это такой китайский остров где-то рядом с Гонконгом, который находится на полпути между Лондоном и Австралией, поскольку самолет там делает посадку.

А теперь, когда в календаре чемпионата появился Гран При, все узнали, что Сингапур – это современный красивый город. Так что Формулу 1 можно использовать для эффективной рекламы.

Колин Син: Сингапур – лишь маленькая точка на карте, и у нас нет каких-то широких возможностей для привлечения внимания к нашему городу. В отличие от России, мы не можем получить право на проведение Олимпиады или чемпионата мира по футболу. И тогда мы подумали и поняли, что Гран При – единственный способ получить гарантированную аудиторию в 100 млн. человек.

Если говорить о туризме, то мы поставили перед собой такую цель: порядка 40% людей, посещающих Гран При, должны быть иностранцами. Нужно добиться баланса между местными жителями и приезжими. Если будет слишком много сингапурцев, вы не получите особых доходов.

Как я уже сказал, 40-41% аудитории гонки должны составлять туристы. Они живут в отелях и тратят деньги, и тогда все довольны: хозяева магазинов, ресторанов, таксисты. И тогда население будет поддерживать проведение Гран При.

Стивен Слейтер: В 2009-м году не было Гран При Канады и Монреаль потерял порядка $120 млн. в виде недополученных доходов, так что выгода от проведения гонки намного существеннее, чем то, что можно заработать просто на продаже билетов. Это затрагивает различные сферы бизнеса. Кстати, в дни Гран При правительство Сингапура вводит специальный гостиничный налог…

Колин Син: Да, владельцы гостиниц поднимают цены, зарабатывают неплохие деньги, но возвращают 30% от этих доходов в бюджет. Так что все остаются в выигрыше.

Вопрос: Где бы ни проводился Гран При, обычно это вызывает рост интереса к автоспорту. Наблюдается ли подобное явление в Сингапуре?
Колин Син: Мы собираемся строить небольшой стационарный автодром, чтобы молодые гонщики могли набираться опыта…

Стивен Слейтер: Поскольку пока такого автодрома нет, многие сингапурцы летают на уик-энд в Малайзию, гоняются там. Но молодые сингапурские пилоты уже выступают в Европе, в частности, в Формуле 3 и в других сериях.

Вопрос: Господин Син, вы ведь в молодости, когда еще учились в Великобритании, тоже занимались автоспортом: помогает ли это давнее увлечение в работе?
Колин Син: Это было давно, но конечно, в нашем деле необходима страстная любовь к автоспорту, иначе работа не будет приносить удовольствия. Кстати, еще 23 года назад мы пытались привезти Формулу 1 в Сингапур, вели переговоры с правительством, но не нашли понимания.

Прошло 20 лет, и руководство страны приняло решение о проведении гонки, потому что Сингапуру не хватало международной известности. Теперь туристы приезжают на Гран При целыми семьями: пока мужья в субботу играют в гольф, а в воскресенье смотрят гонку, жены посвящают время шопингу, а детям нравится парк развлечений Universal Studios. Можно найти массу разных интересных вариантов семейного отдыха.

Вопрос: Напоследок давайте поговорим о будущем Формулы 1. Самое последнее решение, принятое на этой неделе, связано с двигателями: с 2014-го года на машинах будут стоять турбомоторы V6 рабочим объемом 1,6 л. Господин Син, как вы относитесь к этому, ведь вы входите во Всемирный совет по автоспорту? При этом одна из ваших компаний в Сингапуре продает автомобили Ferrari: вы на чьей стороне в вопросе о моторах? Вам ближе позиция FIA или Луки ди Монтедземоло?
Колин Син (смеётся): Знаете, в этой ситуации мне приходится сохранять нейтралитет. Пусть мои коллеги подписывают различные письма, выражая ту или иную позицию. Если серьезно, то я готов поддержать любые решения, если они в конечном итоге приведут к снижению расходов, но не скажутся на качестве гонок и позволят сохранить дух Формулы 1.

По-моему, звук гоночных моторов – один из ключевых факторов. Без этого звука не может быть Формулы 1. Это будет уже GP2 или что-то вроде того.

Стивен Слейтер: Моторы машин Формулы 1 звучат удивительно! В течение пяти лет они не подвергались никакой модернизации, и если говорить о расходах, то эти моторы были относительно недорогими. Разработка любых новых силовых агрегатов неизбежно приведёт к росту расходов. И очень хорошо, что теперь команды принимают активное участие в дебатах по этому вопросу. Именно они были против изначально предлагавшихся рядных четырехцилиндровых моторов.

Если говорить о маркетинге, то даже концерну Renault пришлось признать, что на самых дорогих его автомобилях стоят двигатели V6. Многие модели Mercedes оборудуются двигателами V6 и V8. Ferrari переход на шестицилиндровые моторы тоже устраивает, потому что у этой компании есть опыт их производства.

Так что идея с рядными «четверками» была ошибочной. И инженерам пришлось бы решать намного более сложную задачу, добиваясь нормальной работы такого мотора в гоночной машине, чем в случае с V6, ведь у рядного блока цилиндров намного меньше жесткость, чем у V-образного. Команды вынуждены были бы тратить миллионы, меняя компоновку машин.

Так что переход на V6 представляется мне вполне разумным. Я хорошо помню, как звучали старые турбомоторы V6, которые можно было раскручивать до 12 тысяч оборотов. Например, двигатель Renault, установленный на Lotus Айртона Сенны развивал 1100 л.с.! Думаю, новые V6 будут отличными моторами.

Вопрос: Что вы думаете о будущем Формулы? Сейчас много говорят о том, что вскоре у нее могут смениться хозяева, о возможных проблемах, связанных с новым Договором Согласия, ведь действие нынешнего заканчивается в конце 2012-го года. При этом ваш контракт с FOM предполагает проведение Гран При Сингапура вплоть до 2014-го…
Колин Син: Контракт предусматривает опцион на продление до 2020-го года, так что нам придется принимать какое-то решение. Поскольку Гран При – это совместный проект с правительством Сингапура, то мы должны выработать свое понимание происходящего, поэтому проводим собственные исследования, анализируем ситуацию. Но решение пока не принято, и у нас в запасе есть еще два года. Но в 2012-м мы должны будем определиться.

Стивен Слейтер: Я – комментатор, и могу высказываться менее дипломатично. В Формуле 1 началась борьба за власть – это факт. И в нее вовлечены команды, FOM и Жан Тодт, т.е. FIA. Все они толкаются локтями накануне переговоров о новом Договоре Согласия.

Решения, принятые по Бахрейну и по новым моторам – все это часть этой борьбы. Как ни удивительно, но Жан Тодт пока проигрывает, хотя он очень умный и искушенный в политических играх человек. Однако нас ждет период нестабильности. Так что, как и в прошлый раз, действие Договора Согласия, думаю, будет продлено, в данном случае до 2014-го года, чтобы стороны получили время для продолжения переговоров по урегулированию финансовых вопросов.

Команды сейчас намного сильнее сплочены, чем когда-либо раньше. Но самое главное, по-моему, если руководители Формулы 1 не допустят серию каких-то чудовищных управленческих ошибок, трудно представить, что чемпионат может ожидать крах. Даже в период экономического спада люди в Европе продолжали покупать билеты на гонки, сотни миллионов смотрят Гран При по телевизору, спонсоры по-прежнему поддерживают команды. И команды отлично справляются с экономическими трудностями.

Формула 1 будет меняться – разного рода изменения происходят постоянно. Но при этом она будет оставаться Формулой 1. Единственное, ни в коем случае нельзя допустить организации альтернативного чемпионата. Как в свое время показал пример американской серии IndyCar, когда она раскололась на ChampCar и Indy Racing League, это стало приговором обоим чемпионатам.

Альтернативная серия нанесет Формуле 1 непоправимый ущерб. И все это отлично понимают. Но лично я остаюсь оптимистом…

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.