Сирил Абитебул уже не один год работает в Формуле 1, но руководить командой ему доверено впервые: в ноябре француз сменил Тони Фернандеса на посту главы Caterham F1, и теперь перед ним стоит непростая задача. В 2012-м году команда с трудом удержалась на 10-м месте Кубка Конструкторов, но в 2013-м должна сделать шаг вперед.
Вопрос: В политике новичкам, вступающим в ту или иную должность, дается 100 дней на то, чтобы освоиться. Как проходит ваш период адаптации?
Сирил Абитебул: Если говорить о моих 100 днях, то все зависит от того, с чего начинать отсчет. Полностью я вступлю в должность только в январе следующего года, а до этого буду распределять свое время между командой и Renault Sport F1, где я работал раньше. Это позволит мне завершить несколько проектов в Renault, и переход в Caterham пройдет для всех максимально безболезненно.
Но должен отметить, что в команде меня приняли очень тепло: такое чувство, что я давно там работаю. Есть несколько причин, побудивших меня принять предложение, сделанное Тони Фернандесом и Камарудином Мерануном, и главной из них был боевой дух команды. У нас работают очень талантливые, целеустремленные люди, которые страстно любят автоспорт. Кроме того, мы вовлечены в совместный с Renault проект создания дорожного спорткара, и это наполняет нашу работу реальным содержанием.
Вопрос: Какие ваши качества понадобятся на новой работе?
Сирил Абитебул: Последние три года я отдал Renault Sport F1, а до этого работал в Renault F1. Вместе с той командой я пережил разные периоды, у нас были и яркие успехи, и тяжелые неудачи, но этот опыт позволил многому научиться. Годы работы в Renault Sport F1 тоже дали немало: я теперь хорошо разбираюсь в том, как поставлено дело в командах, которые являются партнерами Renault.
Но здесь важно отметить, что я стал руководителем Caterham не потому, что обладаю определенными техническими знаниями, а потому, что умею добиваться от наших инженеров максимальной отдачи и обеспечивать эффективное использование бюджета, чтобы мы смогли улучшить наше положение в чемпионате.
За годы работы в Renault и общения с другими командами я получил уникальный опыт, который позволяет смотреть на вещи шире, позволяет понять, за счет чего выигрываются гонки. Именно с этим я прихожу в Caterham. Наконец, у меня есть понимание функционирования, особенностей структуры и управленческих процессов, характерных для крупной промышленной группы. Не вижу причин, почему командами Формулы 1 надо руководить как-то по-другому и буду применять этот опыт в Caterham.
Вопрос: С чего вы начали, взявшись за дело? Что требует вашего внимания в первую очередь?
Сирил Абитебул: Для начала надо было понять, какие звенья структуры команды функционируют хорошо, какие – плохо. У меня есть возможность дистанцироваться от повседневных задач, которыми занят коллектив, но при этом я в курсе, в чем его сильные и слабые стороны, поскольку связан с командой с 2011-го года, когда Renault стала поставлять Caterham свои моторы.
Поэтому я сразу смог точно определить, чем нужно заняться в первую очередь, а на каких участках работа налажена хорошо. Понятно, что в 2012-м году мы не оправдали собственных ожиданий, и теперь необходимо напряженно трудиться, чтобы достичь того уровня результатов, который устроит наших партнеров и нас самих.
Главная задача сейчас такая: составить планы на ближайшую и долгосрочную перспективу, чтобы направить финансирование на наиболее важные области.
Вопрос: Это был радостный момент для команды, когда в последней гонке сезона вы смогли отобрать у Marussia 10-е место в Кубке конструкторов. Но что это реально означает, если говорить не только о престиже, а о финансовой стороне дела?
Сирил Абитебул: Лично для меня концовка Гран При Бразилии означала две вещи: во-первых, это обеспечивает более выгодные финансовые условия по сравнению с 11-м местом. И эта выгода очевидна: нам не придется пересматривать планы на 2013-й и более отдаленную перспективу.
Деньги – это, разумеется, важно, но благодаря финишу на 10-м месте команда смогла почувствовать, что она реально участвует в общем шоу – на протяжении значительной части сезона ей этого не хватало. В начале года мы заметно опережали непосредственных соперников, и задача состояла в том, чтобы догнать тех, кто опережает нас.
На Гран При Европы в Валенсии мы как никогда были близки к тому, чтобы бороться с более сильными командами, но после этого, в основном, соревновались сами с собой. Из-за этого нашим парням в гараже и на базе не хватало адреналина, ощущения реальных состязаний, они не чувствовали эмоционального подъема, который приносит успех.
Подобные эмоции придают дополнительные силы, и отрицать это невозможно. Но команда была в их власти на каждом круге бразильской гонки, и когда Виталий Петров финишировал 11-м, все испытали особые чувства. Эта позитивная энергия очень пригодится нам в работе предстоящей зимой.
Вопрос: Вступив в новую должность, вы уже столкнулись с необходимостью заниматься политикой?
Сирил Абитебул: В прошлом у меня было мало подобного опыта, разве что он был связан с созданием ассоциации FOTA и последовавшими за этим переговорами о Договоре Согласия 2009-го года. Так что уже тогда пришлось в какой-то мере заниматься политикой, но если бы я не хотел с этим связываться, то не пошел бы на такую работу.
Дискуссии по всем вопросам, связанным с Формулой 1, привлекают большое внимание, в том числе, они интересуют и нас самих. Мы влияем на социально-политическую атмосферу, окружающую каждый автодром, где проходят гонки, и наш спорт дает работу десяткам тысяч людей. Формула 1 – это не только вершина международного автоспорта: корпоративная среда, в которой мы работаем в разных странах мира, тоже относится к высшему уровню, а это ко многому обязывает.
Вопрос: Пока Caterham назвала только одного гонщика, который будет выступать в составе команды в 2013-м году – это Шарль Пик. Он один из самых молодых пилотов Формулы 1: чем объясняется ваш выбор?
Сирил Абитебул: Шарль – очень перспективный и талантливый гонщик. Уже в год своего дебюта в Формуле 1 он показал неплохую скорость, и с первых дней тестов был быстр на длинных сериях кругов. Он быстро прогрессировал, и результаты его соперничества с Тимо Глоком впечатляли.
Особенно уверенно он выступал на трассах, которые уже были ему знакомы, значит, в 2013-м году от него можно ждать еще более высоких результатов. Мы верим, что вместе с Caterham Шарль продолжит прогрессировать, и мы сможем создать условия, которые помогут ему более полно раскрыть свой потенциал. В будущем мы сможем сделать из него звезду.
В прошлую среду Шарль впервые посетил базу команды и сразу произвел на всех отличное впечатление, поскольку он разбирается не только в машине, но и обладает инженерными знаниями. Значит, он не только понимает, как надо выступать в гонках, но как максимально эффективно работать с машиной.
Вопрос: Какого гонщика вы хотите пригласить в команду в качестве его напарника? Вы уже определились с выбором?
Сирил Абитебул: Есть разные варианты. Нам нужен гонщик, у которого Шарль мог бы учиться, который мог бы стать для него образцом. Но есть и другой сценарий, более радикальный: мы смиримся с тем, что 2013-й год станет переходным, и продолжим укреплять команду, чтобы добиться более высокой стабильности в 2014-м, когда произойдут значительные изменения, если говорить о машине в целом. У нас есть разные кандидаты, и мы близки к принятию решения.
Вопрос: Команда уже три года в Формуле 1 и всегда выступала лучше, чем другие участники чемпионата, пришедшие в спорт в том же 2010-м. Но это ведь не может продолжаться вечно. Какие цели вы ставите перед собой в 2013-м?
Сирил Абитебул: Согласен, нас уже не устраивает такая ситуация. Я бы и хотел бы сказать, что в 2012-м мы вели борьбу с более сильными командами, и в Бразилии это проявилось более наглядно, но, возможно, это было бы некоторым преувеличением наших достижений.
В 2013-м мне бы хотелось, чтобы развитие команды продолжалось, чтобы мы пользовались любой возможностью продвинуться вперед, чтобы нам удалось кое-кого удивить. Но все это не должно отразиться на нашей подготовке к 2014-му году.
Для небольших команд, подобных нашей, 2014-й год сопряжен с серьезным риском. Но при этом могут открыться новые интересные возможности, поскольку у нас очень хорошо развивается техническое сотрудничество с Renault. В любом случае, у нас есть возможности и силы, и мы решительнее, чем когда-либо, намерены добиться успеха. Надеюсь, 2013-й нам запомнится, и поводы для этого будут только хорошими.