Прошло чуть больше трех лет с тех пор, как Жан Тодт стал президентом FIA. В обстоятельном интервью французской газете L’Equipe он говорил о планах федерации и ситуации в Формуле 1...
Вопрос: Жан, складывается впечатление, что в Формуле 1 уже несколько лет всё спокойно. Вас это беспокоит?
Жан Тодт: Я считаю, что этому нужно радоваться. В сложных условиях экономического кризиса все поняли, что полемика, споры и хаос не отвечают интересам спорта. Если есть желание двигаться вперед, привлекать новые компании в автоспорт, в частности, в Формулу 1, надо, прежде всего, внушить им доверие гармоничной ситуацией в спорте, умением находить компромиссы, стабильностью и прозрачностью. Нужно, чтобы каждый выполнял работу в рамках своих полномочий: владельцы коммерческих прав (CVC при посредничестве Берни Экклстоуна) занимаются коммерческими вопросами, команды – технологиями и зрелищностью, FIA – регламентом и юридическими вопросами.
Вопрос: Разве Договор Согласия уже не создал эту структуру?
Жан Тодт: Конечно, создал, но с 1 января 2013 года изменятся некоторые детали руководства чемпионатом. Например, раньше для изменения того или иного пункта регламента требовалось согласие 70% голосовавших, теперь у нас появится большая гибкость. Сейчас правила ограничивают свободу FIA – мы не можем делать то, что хотелось бы.
Вопрос: Правда ли, что благодаря новому Договору Согласия федерация сможет повысить свои доходы?
Жан Тодт: FIA – важный орган, мы занимаемся не только Формулой 1. Федерация работает в двух областях: в сфере автомобилизма, и в этом случае ее деятельность охватывает всю планету, и в спортивной сфере. Спорт – это картинг, ралли, ралли-кросс, гонки на выносливость, Формула 1, туринг, гонки грузовиков и так далее. Чемпионатов много.
У FIA, как и у всех крупных федераций, свой бюджет. Чтобы эффективно функционировать и реализовывать наши инициативы, нужны деньги. Я думаю, что доходы федерации должны существенно превышать сегодняшние, и часть их должна приносить Формула 1. Мы воспользовались переговорами о новом Договоре Согласия, чтобы определить наши возможности в этой сфере.
Вопрос: В этом году команды привлекли FIA к контролю над расходами. Насколько реально их контролировать?
Жан Тодт: Должен признаться, что эта просьба сначала поставила меня в тупик. Если надо что-то сделать, мы должны обладать уверенностью в том, что сможем успешно выполнить эту задачу. Мы поговорили с несколькими специалистами, и выяснилось, что FIA действительно могла бы выполнить просьбу команд.
Девять или десять команд попросили нас с 2013 года приступить к этому, но без штрафов. Сейчас мы разрабатываем процедуру контроля расходов, ведь они касаются создания шасси и мотора. Скажем так: сейчас мы стараемся определить, сможем ли добиться прогресса в 2014 году, когда FIA официально начнет контролировать расходы.
Вопрос: Вас не смущает тот факт, что Формула 1 перейдет на новые моторы лишь в 2014 году, хотя чемпионат считается спортом, использующим передовые технологии?
Жан Тодт: Здесь два аспекта. С одной стороны, с точки зрения экономики, командам очень помогла бы "заморозка" регламента на моторы. С другой стороны, вопрос о переходе на новый двигатель встал ещё до моего избрания президентом FIA. Однако по тем или иным причинам, которые не всегда связаны с финансами, команды возражали против этого новшества. Весь этот процесс потребовал времени.
Вопрос: Что лично вы думаете о первом варианте нового двигателя: четырехцилиндровый турбомотор объемом 1.6 литра?
Жан Тодт: Честно говоря, сначала я подумал, что он не вполне подходит Формуле 1. Было сильное сопротивление переходу на четырехцилиндровый двигатель. Я стоял на своём, но в определенный момент понял, что может начаться настоящая война, а в этом случае возможны жертвы. Тогда я спросил: «Можете ли вы предложить более приемлемый вариант?» Так мы пришли к шестицилиндровому турбомотору объемом 1,6 литра, который рекуперировал энергию выхлопных газов и обладал прямым электрическим инжектором, чтобы оптимизировать сжигание топлива. Кроме того, срок перехода на новый двигатель был перенесен на 2014 год.
Если реально смотреть в будущее – однажды нас ждет переход на четыре цилиндра, но турбомотор V6 – это тоже новаторское решение, и по очевидным экономическим причинам, мы сохраним его до 2020 года.
Вопрос: Скоро в Формуле 1 останется всего три поставщика двигателей: Ferrari, Mercedes и Renault. Вы обеспокоены этой ситуацией?
Жан Тодт: Я надеюсь, что если за определенный период мы докажем, что этот регламент способствует развитию промышленности, остальные автопроизводители захотят вернуться в чемпионат. Пока этого не произойдет, поставлять моторы 12-ти командам будут три компании, а этого вполне достаточно, чтобы чемпионат оставался на том же уровне.
Вопрос: Ваши впечатления о минувшем сезоне?
Жан Тодт: Сезон Формулы 1 – это двадцать триллеров в год. Каждый из них более или менее интересен. Я считаю этот сезон великолепным. Первые гонки, которые закончились победами семи разных пилотов, борьба за титул, которая продолжалась до финального Гран При – честно говоря, это здорово!
Вопрос: Верите ли вы в возвращение Гран При Франции?
Жан Тодт: Спросите меня, хотелось бы мне вернуть Гран При Франции, и я отвечу «да». Дело не только в том, что я француз. Мне хотелось бы проводить Гран При, потому что у Франции есть на это историческое право. Франция – одна из стран, где появились первые автомобили. Я считаю, что Гран При Франции, как и «24 часа Ле-Мана», а также несколько раллийных гонок составляют часть наследия страны и истории автомобилизма.
Вопрос: Взгляд на развитие вашей карьеры и разнообразные области, в которых вы работали, подталкивают меня к вопросу…
Жан Тодт (перебивает): Я понял. Собираюсь ли я вновь участвовать в выборах президента FIA? Каждый день приносит свои заботы. Руководство FIA требует гораздо большего времени, энергии и внимания, чем я предполагал и хотел. Такова особенность моего характера – если я чем-то занимаюсь, то полностью в это погружаюсь.
За три с небольшим года я многое узнал о FIA и ее организации. Это чрезвычайно интересный опыт. Я участвовал в разных сферах деятельности федерации, одна из которых представляет собой серьёзную проблему – я говорю о безопасности на дорогах. Многие из этих вопросов еще не решены. До следующих выборов остается год, и я, конечно, задаю себе вопрос, хотел бы я баллотироваться. У меня еще есть время на принятие решения.
Вопрос: Значит, вы ещё не определились?
Жан Тодт: Нет. Это важное решение, которое касается не только меня, но и окружающих. Скажем так: я занимаюсь делами FIA так, как если бы меня ждало переизбрание на несколько лет.