Вопрос: В какой стадии разработки машины вы учитываете характеристики резины?
Гэри Андерсон: Нужно постараться использовать резину максимально эффективно и единственный путь для этого - учитывать ее свойства при разработке машины. Один состав хорош при торможении, другой лучше справляется с боковыми нагрузками, этой информацией нужно владеть уже тогда, когда машина находится в чертежах. К сожалению производители резины не всегда готовы ее предоставить, так что основная работа основывается на оценке поведения резины и выработке соответствующих решений.
Вопрос: В какой стадии находился проект Jordan EJ12, когда вы начали получать информацию от Bridgestone?
Гэри Андерсон: Это непрерывный процесс, резина прогрессирует вместе с машиной. Важно сохранять преемственность, работать с одним и тем же производителем. Работа никогда не начинается с чистого листа, новая резина всегда строится с учетом положительных качеств старой. Проблема в том, что мы анализируем данные полученные при тестах определенной машины, они отражают поведение конкретной машины на конкретной резине, хотя в результате мы получаем возможность построить машину, которая будет оптимально использовать эту же резину. Тут важен баланс с Bridgestone, мы хотим быть в курсе планов компании, хотим, чтобы при разработке новой резины были учтены наши замечания. Нужно удостоверится, что мы движемся в одном направлении и новая резина подойдет новой машине, а не разойдемся в противоположные стороны.
Вопрос: Вы довольны работой с Bridgestone?
Гэри Андерсон: Главное - иметь хорошие отношения с поставщиком резины, быть в курсе направления их развития. Очевидно, мы не самая большая команда Формулы 1, мы не можем прогрессировать в темпе наших, более именитых, соперников. Но, по крайней мере, мы можем влиять на ход разработок. Мы передаем Bridgestone пожелания наших пилотов, когда они хотят получить более мягкий или твердый состав. У Bridgestone есть отличная возможность получать сведения от десятка пилотов. Мы рады существующим отношениям, команда получает информацию о резине, которая позволяет оптимизировать машину под конкретный состав.
Вопрос: Резина влияет на распределение масс, на подвеску и аэродинамику. Насколько велико влияние на проект в целом?
Гэри Андерсон: Проще говоря резина - это то, что соединяет машину с дорогой. Все силы, влияющие на машину - боковые ускорения, аэродинамика, распределение масс, все это должно быть передано резиной. К примеру, если вы используете огромные передние колеса и небольшие задние, значит можете сильнее нагрузить переднюю подвеску. В Формуле 1 обратная ситуация, задние колеса больше передних, значит большую массу надо сосредоточить в задней части машины. Размер резины определяет сцепление с трассой, а это имеет прямое отношение к балансу., ее форма - на аэродинамику. В Bridgestone всегда старались оптимизировать аэродинамические характеристики резины, но нам надо помнить, что она служит посредником между машиной и трассой, а аэродинамика начинает работать лишь на больших скоростях.
Вопрос: Прошлогодний Jordan EJ11 не слишком оптимально использовал заднюю резину, почему так произошло?
Гэри Андерсон: Наша машина не слишком хорошо вела себя на больших дистанциях без смены резины, мы никак не могли правильно распределить ее массу. Но в начале этого года команда провела много тестов, используя EJ11, и я думаю, что проблема решена. Однако зимние тесты - штука обманчивая, трассы очень холодные и вы никогда не сможете увидеть реальное положение дел, пока не попадете на горячий асфальт. Но мы проделали большую работу и многому научились.
Вопрос: На трассах чемпионата резина ведет себя по разному. Вы учитываете это при разработке машины?
Гэри Андерсон: Трассе действительно разные и мы стараемся построить машину с достаточным диапазоном регулировок и оптимизировать ее под конкретную трассу. У некоторых автодромов есть характерные особенности. Монако очень сильно отличается от других из-за очень небольшой ширины, в Барселоне есть поворот на 180 градусов, в нем важна скорость и баланс машины. Bridgestone меняет резину, мы меняем настройки, каждая отдельная трасса - это совокупность факторов, от которых нужно получить максимум.
Вопрос: Резину часто обвиняют в проблемах машины...
Гэри Андерсон: При разработке дорожной машины вы выбираете поставщика резины и работаете с ним, пытаясь получить резину, оптимальную для этой машины. В Формуле 1 такой возможности нет. Если наши соперники быстры на Bridgestone, то и обвинять некого. Тут некуда спрятаться, нет никакого смысла обвинять резину, гонщика или мотор. Решать проблемы нужно сообща.
Вопрос: Какие впечатления у вас остались от новой резины Bridgestone?
Гэри Андерсон: По тестам в Барселоне и Валенсии можно сделать вывод о значительном прогрессе в долговечности и постоянстве характеристик резины. Время на круге сократилось, значит развитие идет в правильном направлении.