Бергер: Экклстоун уже начал реорганизацию Формулы 1

Бывший гонщик Формулы 1 Герхард Бергер в обстоятельном интервью газете Bild поделился своими тревогами о будущем чемпионата мира и предложил свое видение ситуации…

Вопрос: Формула 1 в кризисе: большинство команд испытывают экономические трудности, балансируя на грани выживания. Многие болельщики просто не в состоянии разобраться в правилах спорта. Ходит масса слухов о дальнейшей судьбе главы менеджмента Формулы 1 Берни Экклстоуна. Может быть, чемпионат нуждается в реорганизации?
Герхард Бергер: Возможно, для этого уже пришло время. К Формуле 1 всё больше относится старая пословица: «Когда слишком много поваров, то за бульоном они не уследят». Раньше на протяжении долгих лет всем руководили президент FIA Макс Мосли и Берни Экклстоун, отвечавший за маркетинг, и они работали сообща. Сейчас у нас есть Жан Тодт и Берни Экклстоун - у них разные взгляды и разные подходы. Всё это ведёт к возникновению затруднительных ситуаций…

Вопрос: Что конкретно вы имеете в виду?
Герхард Бергер: Всё как в этой пословице: каждый повар добавляет специи по своему вкусу, и это не всегда идет на пользу спорту. В первую очередь я имею в виду вот что: правила должны быть понятными и стабильными – их нельзя постоянно менять. Теоретически в футболе ведь тоже можно делать поле больше или меньше, увеличивать состав команды до 15 человек или уменьшать до десяти, изменять размеры ворот, но ведь никто этим не занимается. Поэтому футбол – понятная игра, но в Формуле 1 всё намного сложнее.

Проблем много, но я против быстрых непоследовательных решений. Очень важный момент связан с постоянным техническим прогрессом. Но расходы в Формуле 1 остаются безумно высокими, тогда как спонсорские бюджеты в последние годы сокращаются. Всё это сказывается на ситуации в спорте.

Вопрос: Значит, необходимо вводить ограничения бюджетов команд?
Герхард Бергер: На первый взгляд, да, но сделать это не так просто. Мне известны все аргументы за и против, но всё это необходимо тщательно взвесить. Не сомневаюсь, что бюджеты можно сократить в десять раз до уровня в 40 – 50 миллионов евро, и при этом Формула 1 не станет менее интересной. Потому что болельщикам дела нет, сколько вариантов воздуховода тормозов сконструировала та или иная команда, и сколько ей пришлось ради этого работать в двух аэродинамических трубах, привлекая сотни сотрудников.

Вопрос: Но каким может быть рациональное решение, которое позволит снизить затраты, но при этом Ф1 по-прежнему останется интересной?
Герхард Бергер: Это зависит от Жана Тодта и Берни Экклстоуна, поскольку только они видят картину во всей её полноте. Но дисбаланс между топ-командами и аутсайдерами, которые находятся в неблагоприятном финансовом положении, необходимо как-то скорректировать.

Сегодня очень многое связано со сложностью техники – это одна из фундаментальных проблем Формулы 1. Возможно, надо создать чёткие рамки для свободного инженерного творчества.

Вопрос: Вы сторонник того, чтобы конструкция и аэродинамика машин вновь была упрощена?
Герхард Бергер: Вы неправильно понимаете. Значение технологий Формулы 1 для автомобильной индустрии теперь намного выше, чем раньше. Но что касается аэродинамики, то она стала настолько эффективной, что почти не стало настоящих обгонов – и тогда придумали систему DRS, хотя её внедрение привело к тому, что обгоны стали слишком искусственными.

Мне не нравятся системы, которые служат только для того, чтобы искусственно повышать зрелищность. И я также считаю, что честному болельщику это тоже не нравится. Он хочет, чтобы спорт был настоящим. Если бы системы DRS способствовали экономии топлива, тогда, наверное, это было бы неплохо, а сейчас они только облегчают обгоны. С моей точки зрения, это неправильно.

Вопрос: Тогда вам, конечно, не нравится и то, что на руле теперь расположено до 30 различных кнопок?
Герхард Бергер: Из-за всех этих электронных систем, предназначенных для помощи гонщику, искусство управлять машиной отходит на второй план. В наше время нужно было филигранно работать рулём, газом, тормозами и так далее. Например, в Монако мы должны были почти 3000 раз переключить передачу. Значит, 3000 раз возникала вероятность ошибки, ты мог неверно выбрать передачу, потерять скорость, и этим бы воспользовались соперники. Кроме того, нам приходилось одной рукой поворачивать руль, а другой работать рычагом КПП. Но сегодня за всё отвечает электроника, поэтому вероятность ошибок значительно ниже.

Вопрос: Но разве можно повернуть время вспять?
Герхард Бергер: Нет. Но я предостерегаю всех от чрезмерной искусственности в угоду зрелищности. Для создания хорошего шоу нужен правильный баланс между спортивной и технической составляющей, которую при этом необходимо держать в определенных рамках, чтобы участие в чемпионате было по карману всем командам. Для этого необходимо в ближайшее время хорошенько подумать и выработать план действий, нацеленный на будущее.

Вопрос: В Формуле 1 будущего не будет Берни Экклстоуна, которому уже 82 года?
Герхард Бергер: Он блестяще руководил этим спортом на протяжении десятилетий, добившись огромного успеха, и за это все должны быть ему благодарны. Пока он в хорошей форме, никто не справится с делом лучше него. Но Формула 1 принадлежит инвестиционному фонду CVC. Инвестиционный проект, как правило, рассчитан на 10 лет. Этот срок уже истекает. Я полагаю, реорганизация спорта необходима, и провести её вполне реально.

Вопрос: Кто мог бы этим заняться?
Герхард Бергер: Плавный и правильно организованный переход может подготовить только Экклстоун. Готов предположить, что он уже начал эту работу, но ведет её так, что о результатах мы узнаем позже – уже от его преемника. Берни не может раскрывать все карты. Но кто бы ни приобрел акции Формулы 1 сейчас, ему придётся работать в одной команде с Экклстоуном и Тодтом.

Вопрос: Кто мог бы стать преемником Берни? Можете назвать какие-то имена?
Герхард Бергер: Не думаю, что руководить такой махиной, как Формула 1, по силам одному человеку. Но самое главное, кто бы им ни стал, у него должны быть мощные финансовые возможности, чтобы при необходимости оказывать давление даже на топ-команды. Экклстоун в одиночку может быстро принимать решения и, если надо, тут же выписывает чек миллионов на триста, что часто позволяет избежать длительного переговорного процесса.

Вопрос: Вернемся к спорту: вы хотите сказать, что технологии должны отойти на второй план, а главными героями должны стать гонщики?
Герхард Бергер: В центре внимания должны быть именно гонщики и спорт как таковой, а не руководители команд, конструкторы или шинные компании. Надеюсь, что дистанция между гонщиками и болельщиками вновь сократится. Не надо забывать, что болельщики платят свои деньги за билеты на Гран При, что приносит миллионы евро, и часть этих средств в конечном итоге достается командам. Но многие гонщики слишком далеки от публики, и их интересует только роскошь, частные самолеты, яхты, недвижимость и вечеринки…

Вопрос: Но есть Себастьян Феттель…
Герхард Бергер: Феттель – исключение. Он действительно сосредоточен на главном: работает с командой, с коллективом базы в Милтон-Кинсе и выступает в гонках. Именно поэтому он добился таких успехов.

Вопрос: Кто, по-вашему, лучший гонщик в истории Формулы 1?
Герхард Бергер: Однозначно, Сенна. Я был его напарником в McLaren с 1990 по 1992 гг. Если говорить о всесторонней подготовке, то здесь он был недосягаем: невероятный талант, ум, опыт, физическая форма, гоночный инстинкт и личное обаяние. По уровню популярности я бы сравнил его с Энцо Феррари или Папой Римским. Очередь из людей, пришедших на его похороны, растянулась на десять километров, при том, что они стояли в три ряда.

Вопрос: Будь вы руководителем команды, каких двух гонщиков вы бы пригласили?
Герхард Бергер: Алонсо и Райкконена.

Вопрос: На чьем месте вам было бы интереснее работать – на месте Экклстоуна или Тодта?
Герхард Бергер: (смеётся) Я бы предпочел власть Тодта, банковский счет Экклстоуна, а сам бы работал спасателем на пляже в Монако!

Вопрос: А если серьезно?
Герхард Бергер: Я всегда открыт для любого делового предложения, тем более, если оно связано с автоспортом, ведь гонки – моя страсть. Но в настоящий момент у меня нет таких планов, и я не веду никаких переговоров. Единственное, Жан Тодт застал меня врасплох, предложив заняться реорганизацией молодежных серий. Поэтому сейчас я пытаюсь навести порядок в младших формулах и нормально организовать Ф2, Ф3 и Ф4. Так что на работу спасателем времени не остаётся.

Текст: . Источник: Bild
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.